Ломбардия и Новосибирск: отношения все крепче
Обратите внимание на север Италии. Здесь находится важнейший игрок мировой экономики – Ломбардия. Эта область входит в тройку самых богатых регионов Европы. На ее территории открывают штаб-квартиры крупные международные компании. Отсюда «пищит» мода и распространяются по всему свету лучшие образцы обуви. Удивительно, как многого можно добиться на относительно небольшой площади! Для сравнения: в одну Новосибирскую область влезет 7,5 Ломбардий. Конечно, Сибирь – это не Италия: климат не ахти, прочие условия похуже. Но все же кое-что общее между ними есть. Что именно? Об этом ТАЙГЕ.info рассказал научный консультант президента Ломбардии, директор высшей школы при миланском университете Сакро Куоре (Sacro Cuore) Микеле Фальди.
Обратите внимание на север Италии. Здесь находится важнейший игрок мировой экономики – Ломбардия. Эта область входит в тройку самых богатых регионов Европы. На ее территории открывают штаб-квартиры крупные международные компании. Отсюда «пищит» мода и распространяются по всему свету лучшие образцы обуви. Удивительно, как многого можно добиться на относительно небольшой площади! Для сравнения: в одну Новосибирскую область влезет 7,5 Ломбардий. Конечно, Сибирь – это не Италия: климат не ахти, прочие условия похуже. Но все же кое-что общее между ними есть. Что именно? Об этом ТАЙГЕ.info рассказал научный консультант президента Ломбардии, директор высшей школы при миланском университете Сакро Куоре (Sacro Cuore) Микеле Фальди.
В субботу, 4 октября, стояла прекрасная погода. Мы шли с Микеле по улице Советской и обсуждали архитектуру Новосибирска. Хотя, что ее обсуждать: по итальянским меркам наши здания - просто новостройки. Сравнить хотя бы возраст театров – новосибирский театр оперы и балета на площади Ленина принял первых зрителей в 1945 году, а миланский Ла Скала действует с 1778-го. Впрочем, Микеле говорит, что ему у нас нравится, и он уже довольно хорошо знает город - итальянец приезжает в Новосибирск не первый раз. Мы проходим мимо длинного четырехэтажного жилого дома по Советской, 8. «Здание постройки 30-х годов, внесено в реестр памятников архитектуры. Автор, правда, неизвестен», - объясняю я. Микеле улыбается. Через три дня в этом доме случится большой пожар, и городские власти будут решать - восстанавливать его или сносить. Микеле к тому времени уже уедет из России в теплую Италию, но пока он здесь, мы разговариваем о Сибири, Ломбардии и тех вещах, которые нас объединяют.
-- Последний раз я был в Новосибирске в 2005 году, -- вспоминает Микеле. -- За три года у вас все здорово изменилось. Появились новые бизнес-центры, высокие жилые здания, развивается торговля. Значительно увеличился автомобильный трафик - это признак того, что город растет. Новосибирск демонстрирует удивительную динамичность во всем, наверное, поэтому и удалось наладить отношения между нашими регионами.
ТАЙГА.info: К вопросу о сотрудничестве. В этом году отношениям между Новосибирской областью и Ломбардией исполнилось 15 лет. А с чего все началось?
-- В 1993 году Евросоюз инициировал проект «Темпус», суть которого заключалась в оказании помощи университетам Восточной Европы и странам бывшего СССР. По этому проекту европейские университеты устанавливали связи с университетами Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, России. Но так получилось, что в программу были вовлечены только вузы центральной части России, а те, которые находились за Уралом, в Сибири, – будто не существовали. Посовещавшись, мы решили, что необходимо наладить контакты с каким-нибудь университетом за Уралом. Выбор пал на Новосибирский государственный университет (НГУ) - один из самых известных вузов на Западе, с высоким образовательным уровнем и качественными исследованиями. Руководство НГУ наше предложение приняло, и миланский университет Сакро Куоре стал курировать это сотрудничество. Мы, если выражаться русскими терминами, взяли шефство над НГУ.
ТАЙГА.info: То есть, это было в 1993 году…
-- Да. Но фактически работа по проекту между Сакро Куоре и НГУ началась спустя два года, в 1995-м. Это произошло из-за бюрократических процедур Евросоюза: там внимательно проверяли документы, партнеров, куда направлялись деньги. Если говорить о размерах финансирования, то на весь проект «Темпус» выделялось 150 000 евро. По нынешним меркам, конечно, - тогда ведь у каждого была своя валюта.
Сотрудничество между нашими университетами породило и другие отношения: сейчас активно взаимодействуют малый и средний бизнес Новосибирской области и Ломбардии, банковский сектор, налажены культурные связи. Но началось все именно с образования.
ТАЙГА.info: И чего же удалось добиться за это время?
-- Цель проекта «Темпус» – обмен преподавателями и создание на местах технических структур. Преподаватели из НГУ приезжали в Европу, чтобы ознакомиться с тем, как работает система университетов, проводили лекции и конференции. Европейские преподаватели делали то же самое в Сибири.
Если говорить о конкретных вещах, то за время сотрудничества мы создали при НГУ Центр европейского образования: оснастили его компьютерами, оборудовали лингафонный кабинет, начали проводить курсы итальянского языка, которых раньше не было. Что касается университета Сакро Куоре, то он смог распространить итальянскую культуру, установил прочные отношения с таким престижным университетом, как НГУ. Мы доказали Евросоюзу, что успешно справились с поставленной задачей. Ведь 80% того, что было предусмотрено проектом «Темпус», попросту провалилось.
ТАЙГА.info: Почему это произошло?
-- 80% проектов сотрудничества с университетами восточной Европой и стран бывшего СССР не начались из-за бюрократических проблем, из-за незаинтересованности вузов, из-за разных трудностей... Но в Новосибирске, к счастью, все пошло правильно. Сотрудничество Сакро Куоре и НГУ – это один из 20% успешных проектов. И, собственно, именно эта успешность объясняет, почему продолжились отношения между Новосибирской областью и Ломбардией.
ТАЙГА.info: А как они продолжились?
-- Мы увидели, что отдельные субъекты Ломбардии сотрудничают с субъектами из Сибири: университеты, предприятия, неправительственные организации. Тогда и было принято решение способствовать этим отношениям. В 2001 году руководство Ломбардии и Новосибирской области заключило соглашение о намерениях сроком на шесть лет. В этом, 2008 году, мы подписали новый аналогичный документ.
ТАЙГА.info: Соглашение о намерениях – это как договор о договоре. Вам не кажется, что это несколько несерьезно? Что отношения можно закрепить более существенными документами?
-- Соглашение о намерениях не означает, что мы не смогли договориться. Здесь я с вами не согласен. Главы обоих регионов по истечению срока первого соглашения оценили, что было сделано за эти шесть лет, и поняли, что нужно продолжать работать вместе, способствовать тому, чтобы отношения между субъектами – в данном случае между Ломбардией и Новосибирской областью – становились крепче. Именно поэтому был подписан второй договор, в котором прописаны сферы сотрудничества – это образование, туризм, малые и средние предприятия, промышленность, технологический сектор и т. д. Причем, университеты Ломбардии, малые и средние предприятия не зависят от властей.
ТАЙГА.info: Они общаются напрямую с аналогичными объектами в Новосибирской области?
-- Да, и новое соглашение будет только способствовать их контактам. Например, предприятия из Ломбардии и предприятия Новосибирской области, туристические агентства Ломбардии и Сибири могут быть самостоятельными партнерами. Администрация Ломбардии не решает, можно ли университету X или Y устанавливать отношения, например, с НГУ, и каким именно итальянским предприятиям можно работать с предприятиями Сибири. Ответственность за отношения лежит на конкретных субъектах. Администрация Ломбардии только упрощает отношения, помогает, способствует им.
ТАЙГА.info: Способствует в каком плане?
-- Создаются благоприятные условия, поддерживаются люди, которые приезжают в Ломбардию и открывают у нас бизнес. Налоговые льготы им не предоставляются, поскольку это находится в ведении государства. Но зато доступны различные услуги сервиса, например, торговые палаты. Если предприятие из Сибири хочет сотрудничать с каким-нибудь итальянским предприятием, с чего ему начать? Нужно найти партнера. А как его искать? Очень трудно. В Ломбардии, в соответствии с существующим соглашением, сибирским компаниям предоставляются базы данных с адресами, контактами итальянских предприятий. Скажем, деревообрабатывающее предприятие из Новосибирской области легко найдет себе партнера, если обратится в администрацию Ломбардии. Там ему дадут контакты всех предприятий, которые занимаются в нашем регионе деревообработкой. Кроме того, предоставляется информация о выставках и ярмарках, в которых тоже можно участвовать. В таком формате Ломбардия сотрудничает с Москвой, Санкт-Петербургом и Новосибирском.
ТАЙГА.info: В России федеральный центр выступает против того, чтобы регионы самостоятельно устанавливали внешнеэкономические связи, выходили на другие страны. Существует ли такая проблема в Италии?
-- О, да. В Италии трудно воплотить отношения подобные тем, которые существуют сегодня между Новосибирской областью и Ломбардией. Это, к сожалению, политическая проблема. Но Ломбардия - самая динамичная область в Италии. У нее есть больше возможностей для развития отношений по всему миру, и многие регионы хотят иметь отношения с нами. Хотя, конечно, центральное правительство в Риме считает, что именно оно должно заключать все международные соглашения. В этом смысле существует некое напряжение между правительством Италии и Ломбардии.
ТАЙГА.info: Как можно снять это напряжение?
Когда область Ломбардия заключает какие-то международные соглашения, в Риме заявляют: «Это должны делать мы!» Они это говорят, но остановить отношения не могут. В итоге, Ломбардия продолжает работать с другими регионами, а в Риме злятся. Как снимать это напряжение – я не знаю. Повторю - это политическая проблема. Но если в Ломбардии администрация принадлежит той же партии, что и в Риме, то проблемы решаются. Если в Риме одна партия, а в Ломбардии – другая, проблемы усугубляются. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и президент Ломбардии Роберто Формигони – однопартийцы, и напряжения между Ломбардией и Римом фактически нет. Но раньше, при правительстве Романо Проди, проблем было больше. Поэтому сейчас, пока все благоволит отношениям между нашими регионами, нужно стараться сделать как можно больше. Итоги подведем позже.
Справка ТАЙГИ.info:
Микеле Фальди, директор высшей школы ASERI при университете Сакро Куоре (http://www.unicatt.it/) и консультант научного комитета при администрации области Ломбардия, Италия
ASERI — Высшая Школа Экономики и Международных Отношений – уникальный учебный и исследовательский центр, созданный для изучения преобразований, касающихся политико-экономической динамики в мире и явления глобализации в целом. Школа была основана в 1995 году благодаря сотрудничеству Университета Сакро Куоре и Торговой Палаты Милана. ASERI готовит экспертов в области экономики и глобальных политических систем, способных действовать на высоком уровне в организациях и международных системах, транснациональных компаниях, банковских и финансовых структурах, наднациональных общественных организациях.
Беседовала Елена Шкарубо, переводила Екатерина Цыганкова, интервью с Микеле Фальди на итальянском языке.