Кшиштоф Занусси: люди в Сибири более свободны
Один из культовых деятелей современности, польский кино- и театральный режиссер, сценарист и преподаватель Кшиштоф Занусси в четвертый раз посетил Новосибирск. О Французской революции, конкурсе цивилизаций, религии, искусстве, постмодернизме со знаменитым гостем беседовал корреспондент ТАЙГИ.info.
Один из культовых деятелей современности, польский кино- и театральный режиссер, сценарист и преподаватель Кшиштоф Занусси в четвертый раз посетил Новосибирск. О Французской революции, конкурсе цивилизаций, религии, искусстве, постмодернизме со знаменитым гостем беседовал корреспондент ТАЙГИ.info.
Поговорить с режиссером удалось во время показа российской премьеры картины «Черное солнце» в кинотеатре «Победа», где проходила ретроспектива фильмов пана Занусси.
ТАЙГА.info: В прошлый свой приезд Вы высказали мысль о том, что искусство нарративное (повествовательное) содержит память об опыте поколений, о мудрости предков. Можно ли сказать, что многие ошибки человека происходят оттого, что он когда-то не прочитал нужной книги, не посмотрел нужного фильма?
- Я уверен, что это так. Мудрость накапливается в памяти. Мы сами не можем пережить опыт всего мира, мы не можем познакомиться со всеми интересными людьми, живущими на планете. А сейчас средства массовой коммуникации, к которым относится и книга, дают возможность расширить наш личный опыт. Представляете, сколько людей человек сможет повстречать за свою жизнь, сколько историй от них услышать? Определенное число, но не так много. Часто эти истории не выражают какой бы то ни было истины, а произведения искусства ищут эту истину (только такое искусство и имеет смысл), именно они показывают сложность человеческой судьбы - и в этом красота нарративного искусства! Только в нем возможно выразить опыт поколений. Особенно это касается сегодняшней России. У вас произошла трагедия - разрыв памяти. По идеологическим причинам вы не знаете своих дедов и прадедов. Не важно, чего им удалось достичь, важно, что в вас живут их гены, а вы о том и не подозреваете. Если дед в жизни совершал какие-то ошибки, то вполне вероятно, что и вы их совершите. Но если бы вы о них знали, вы бы, наверное, смогли их избежать. Я всегда говорю: посмотрите, от чего умер ваш прадед, вы на 99 % можете быть уверены, что умрете от той же болезни. А ведь недуг можно вовремя излечить! Если у деда был сердечный удар, значит, обращайте внимание на сердце. Если бы мы также знали, как наши предки влюбились, что они сделали за свою жизнь, что сделали со своим энтузиазмом, как долго его сохранили, когда потеряли, это было бы для вас важной подсказкой в жизни. Если же нет личной, семейной памяти, тем более важно использовать память литературы, театра, кино. Конечно, при этом нужно делать хороший отбор, потому что в этой сфере есть и глупости, и фальшивки, и дурные представления о жизни. Это уже ваша задача - выбрать то, что мудро и истинно.
ТАЙГА.info: Раз уж заговорили о России, то следующий вопрос такой. Вы преподаете на Высших режиссерских курсах в Москве, видите, как меняется из года в год молодежь. Как-то Вы сказали, что «…это другой стиль, другой способ поведения, но, конечно, это всегда продолжение русской души и русского мышления…» Значит ли это, что русского режиссера, актера, русского человека можно узнать везде?
- Я бы сказал, что я воспринимаю это отличие как отличие латинского Запада и восточного Православия. Православное мышление абсолютно отличается и, конечно, русские имеют гораздо больше общего с греками, чем с французами и поляками. Это с одной стороны, а с другой – есть огромная держава со своими традициями, исторический опыт которой так сильно отличается от других наций, что, в конечном итоге, и определяет национальный характер русских.
ТАЙГА.info: В каких отношениях Вы видите такие понятия, как религия и культура? Религия входит в культуру как ее часть или наоборот? Возможно ли искусство, не связанное с Богом и религия без произведений искусства?
- И одно, и другое возможно, но нежелательно (улыбается). Для культуры то вдохновение, которое приносит религия, вера, метафизика, очень важно. С другой стороны, для любой веры необходимо выражение с помощью искусства. Искусство – это определенный синтез символики, сокращенное выражение невыразимого. В материальном виде искусство воплощает то, что касается духа, что ускользает от нас, проходит сквозь пальцы. В этом смысле эти два понятия необходимы друг другу.
ТАЙГА.info: Вы – член совета по культуре Папы Римского. Расскажите, в каких отношениях современная культура с главными ценностями христианского мышления, это движение «за» или «против»?
- Есть огромное движение «против». Оно идет уже два века, со времен Французской революции. Все началось тогда и под влиянием Маркса, Энгельса сейчас только усиливается. Это есть постмодернизм, он глубоко против религиозного мышления, он пытается представить жизнь с совсем другой стороны. Я этому сопротивляюсь, я в это не верю, я надеюсь, что это окажется ошибкой. Без религиозного мышления человек не развивается, потому что в природном пространстве человек может жить только в рамках материальной жизни. Есть, конечно, люди, у которых материя заполняет всю их жизнь, и их выбор тоже надо уважать. Хотя я с ними не согласен (улыбается).
ТАЙГА.info: Вы неоднократно высказывались о конкурсе Евроатлантической цивилизации, где Россия вместе с Европой и Америкой выступает с цивилизациями ислама, Китая, Индии.
- Нас с Россией объединяют южно-христианские корни, но они, эти корни, не родные мне. Это как семья: есть моя, а есть чужая.
ТАЙГА.info: Возможно ли мирное сосуществование различных цивилизаций? Не может конкурс цивилизаций превратиться в фестиваль, равнозначное многоцветье культур?
- Нет, это невозможно. Как бы вы заменили Олимпийские игры фестивалем?
ТАЙГА.info: Как-то Вы сказали, что в Польше соотношение голливудского кино и европейского, включая отечественные фильмы, примерно 50 на 50. Как думаете, почему голливудская продукция так популярна в мире?
- Эти 50 на 50 тоже не всегда случаются, зависит от сезона. Было несколько сезонов, когда польское кино имело почти половину зрителей. Американская цивилизация на данный момент считается победителем. Посмотрите на очереди перед американским консульством, и вы все поймете. Если люди хотят американскую визу, значит, им там интереснее. Кто из научных работников не знает, что в Америке больше возможностей для развития, чем в любой другой стране? Мы это все знаем. Однако это не так плохо, потому что Америка – это тоже мы, Америка – это все страны мира. Сколько русских в Америке, сколько поляков, евреев, чехов, ирландцев, - это все страны мира образовали такой кооператив под названием Америка. Конечно, она нас часто раздражает, мы часто ей противны, но это наша дочь. Повзрослевшая, она не всегда себя хорошо ведет, но все-таки это наша дочь.
ТАЙГА.info: В прошлый свой приезд Вы назвали несколько стереотипов о Сибири. Во-первых, это наказание, ссылка в Сибирь, во-вторых, это место гигантских пространств, в-третьих, это сибирские морозы. Как думаете, эти стереотипы помогают творческому развитию региона или тормозят его?
- Стереотипы необходимы. Это как иконограммы, знаки. Если кто-то скажет «Япония», я должен иметь какое-то представление об этой стране, чтобы вынуть из шкафа некий образ. Чем более точным и богатым будет этот образ, тем менее я ограничен. Но без этого образа я не могу начинать поиск: назовут мне имя, а у меня не родится ни одной ассоциации, скажут «Таити», а я вообще не знаю, что это. Лучше, чтобы какой-нибудь стереотип существовал. Другое дело, что стереотипы бывают более точные, более развитые, более богатые, сложные, а бывают полностью ошибочные. В этом плане названные стереотипы о Сибири не ошибочные, но, может быть, они делают акцент не на самом важном. Сибирь – самая свободная часть земли, пространство дает свободу мышления, и это положительный стереотип. А ваш Академгородок - доказательство того, что так оно и есть, что это не придумано.
ТАЙГА.info: Возможно, сейчас это не совсем так.
- Я знаю, сколько людей из Академгородка сейчас работают в Америке. Все же сибирское мышление как одна из форм российского мышления – это то, что я считаю особенно ценным здесь. Ведь Сибирь - это не та великая бюрократия и гигантская чиновничья пирамида, которая все давит в Московской метрополии.
ТАЙГА.info: А что в Европе знают об искусстве Сибири?
- Издалека вообще все сливается. В советские времена мы не знали, какие картины из России были республиканскими, потому что всё шло в русском дубляже. Мы удивлялись, что фильмы были азербайджанские или грузинские, но все герои говорили на русском! У «Совэкспортфильма» был принцип - никогда не показывать фильмы на родном языке. Уже потом мы узнали, что оригинальный вариант был на другом языке. Поэтому мы до сих пор издалека не видим, какое искусство сибирское, а какое - нет. Однако есть чувство, что люди здесь, в Сибири, дышат более широко. Во времена самолетов и Интернета провинция означает не место, далекое от центра, а место, где люди не так торопятся - и это положительно в сегодняшнем мире.
ТАЙГА.info: Может ли человек жить без искусства? Например, Вы подсказываете людям костела (церкви), что культура — это область, в которой надо принимать участие и нельзя к ней поворачиваться спиной. А кто должен подсказывать обычным людям, что культура – это важная часть жизни?
- Это должна быть внутренняя нужда. Кто может мне подсказать, что мне нужно? Если я голоден, я пойду искать пищу. Однако часто голод духовный люди не определяют, не замечают. А мы должны быть голодными – это нормально! Если человек внимателен к себе, он поймет, что ему нужна культура, искусство, а если он не внимательно смотрит на себя, он и не заметит, что голоден. Так, есть люди с больным сердцем, но они не замечают этого, пока не попадут в больницу.
ТАЙГА.info: Настоящее искусство там, где есть что-то неизвестное, где есть тайна. Вы всегда готовы к встрече с ней?
- Нет, я тайны боюсь, я от нее удираю – это природный инстинкт, но я не должен его себе позволить. Так что здесь есть такая диалектика: как человек я и трус, и лентяй, и боюсь неизвестного, но с другой стороны, это мое достоинство – идти навстречу тайне, навстречу своей Судьбе.
Беседовала Алина Хабирова
Справка ТАЙГИ.info: Кшиштоф Занусси / Krzysztof Zanussi – родился 17 июня 1939 года в Варшаве. Изучал физику в Варшавском университете (1955—1959) и философию в Краковском университете (1959—1962). С 1958 года снимал любительские фильмы, получившие ряд премий. Поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы, которую окончил в 1966. Автор ряда документальных и телевизионных фильмов, в том числе «Лицом к лицу» (1967) и «Зачет» (1968). Первый полнометражный фильм — «Структура кристалла» (Struktura Krysztalu, 1969) сразу же определил место режиссёра в польском кино, закрепив за ним амплуа холодного рационалиста, бесстрастного исследователя нравов современной польской интеллигенции, склонного к постановке самых сложных экзистенциальных проблем. Занусси - автор нескольких сборников телекиносценариев, книг «Беседы о любительском кино» (1978) и «Пора умирать» (1997). Лауреат «Премио Давид Эуропео» (Италия) за творчество в целом.
TAYGA.info presents you the interview with Zanussi in English.