Убитые архары дали шанс выжить остальным
Катастрофа вертолета Ми-171 в Республике Алтай не оставила равнодушными сибирских экологов. Руководитель Сибэкоцентра Александр Дубынин и председатель Алтайской краевой общественной организации «Геблеровское экологическое общество» Алексей Грибков отправили руководителю Росприроднадзора Владимиру Кириллову письмо о предполагаемой незаконной охоте на животных, включенных в Красную книгу России, и в очередной раз подняли вопрос о создании национального парка на Алтае.
Катастрофа вертолета Ми-171 в Республике Алтай не оставила равнодушными сибирских экологов. Руководитель Сибэкоцентра Александр Дубынин и председатель Алтайской краевой общественной организации «Геблеровское экологическое общество» Алексей Грибков отправили руководителю Росприроднадзора Владимиру Кириллову письмо о предполагаемой незаконной охоте на животных, включенных в Красную книгу России, и в очередной раз подняли вопрос о создании национального парка на Алтае.
Из письма экологов: «Официальные лица правительства Республики Алтай признали, что пассажиры вертолета направлялись на охоту на хр. Сайлюгем, и уточнили, что речь идет об охоте на копытных (предположительно сибирского козерога и марала). В действительности пассажиры потерпевшего катастрофу вертолета охотились на алтайского архара. Это предположение подтверждается опубликованными в ряде СМИ фотоснимками с места крушения, где отчетливо видны туши добытых аргали. О наличии на месте крушения не менее трех туш архаров с пулевыми отверстиями нам сообщил также один из участников спасательной операции. Незаконная охота на алтайского горного барана является преступлением, предусмотренным п. 1 ст. 258 УК РФ. Кроме того, предполагаемая незаконная охота велась группой лиц, что подпадает под действие, предусмотренное п. 2 ст. 258 УК РФ. Просим Вас разъяснить, имели ли пассажиры потерпевшего крушение вертолета разрешения Росприроднадзора на добывание алтайского горного барана, и если да, то чем были обоснованы эти разрешения. Если факт незаконной охоты подтвердится, просим Вас сообщить о расследовании и мерах, предпринятых Росприроднадзором по этому противоправному деянию».
Копии письма 19 января направлены Министру природных ресурсов Российской Федерации Трутневу, генеральному прокурору Российской Федерации Чайке и руководителю Пограничной службы ФСБ России генералу армии Проничеву. Один из авторов письма Алексей Грибков несколько лет участвовал в работах по учетам архаров на хребте Сайлюгем, нередко проводил много месяцев на стоянках пастухов в районе горы Черной, где упал вертолет. Он отлично знает территорию и природоохранную ситуацию в этом районе. После подробного выяснения обстоятельств трагедии он посетил Сибэкоцентр в Новосибирском Академгородке и поделился информацией со специальным корреспондентом ТАЙГИ.info.
ТАЙГА.info: Алексей, о каких разрешениях вы спрашиваете в письме? Они действительно могли быть?
– Конечно, нет. Очевидно, что если бы они были, официальные лица не заявляли бы о том, что группа якобы планировала охотиться на каких-то там копытных, предположительно на козерогов, которые, кстати, в этих местах, в отличие от многих других, крайне малочисленны, а марал и вовсе отсутствует. Просто формально мы обязаны спросить об этом, поскольку закон в отдельных случаях разрешает охоту на животных, занесенных в Красную книгу, если они представляют угрозу местному населению или самой популяции. Например, если животное болеет заразным заболеванием. Но в данном случае ничего подобного, разумеется, не было.
ТАЙГА.info: На фотографиях хорошо видно, какие животные были убиты. Почему вы решили сообщить в Росприроднадзор о том, что и так получило широкую огласку в прессе?
– Помимо освещения реальных событий, в прессе написано много разных небылиц об этом инциденте, так что какой именно огласке придавать больше значения – дело личного выбора. В половине публикаций даже место падения вертолета указано неверно. Кроме того, пресса это не федеральный суд: собака лает – караван идет. Со стороны действительно может казаться, что раз все карты вскрыты, официальные органы должны сами разобраться в ситуации и наказать виновных. Но, к великому сожалению, реальная практика очень далека от идеала. То, что сейчас является достоянием общественности, уже через месяц может быть забыто и вычеркнуто из истории как неловкое недоразумение. Тем более, что люди якобы поплатились за нарушение своей жизнью – кто там будет разбираться, что Анатолий Банных отделался ушибами, а в числе погибших оказался музыкант, народный артист Республики Алтай Василий Вялков, который может и не собирался ни в кого стрелять. Пресса ведь не публикует допросы с пристрастием – она освещает события: сегодня одни, завтра другие. Росприроднадзор не станет отчитываться о своих планах перед СМИ по собственной инициативе. А зная давно сложившуюся тяжелую ситуацию в районе хребта Сайлюгем, можно предположить, что органы власти не заинтересованы давать ход уголовному делу в отсутствии обвиняющей или, если угодно, контролирующей стороны. По роду своих занятий мы просто обязаны стать этой самой контролирующей стороной.
ТАЙГА.info: В чем заключается вышеупомянутая «тяжелая ситуация»?
– В том месте, где упал вертолет, еще четыре года назад располагался заказник, который упразднили, поскольку в его существовании не были заинтересованы региональные власти. С тех пор мы добиваемся создания в этом районе национального парка, который позволяет и выпас скота, и любую другую сельскохозяйственную деятельность, но запрещает охоту. К сожалению, охота VIP-персон в долине Чаган-Бургазы стала регулярным явлением. Это давно не секрет ни для местных жителей, ни для пограничников, ни для экологов, регулярно посещающих данную территорию. Между тем, горные бараны архары (другое название – аргали), относятся к исчезающему виду – за последние 40 лет (всего три – четыре поколения данных животных) их поголовье в этой местности уменьшилось с 600 до 140 особей. Произошедшая трагедия, как это не цинично звучит, стала для нас возможностью еще раз обратить внимание общественности на ситуацию и попытаться создать национальный парк для сохранения аргали. Из представителей Красной книги там водятся не только архары, но и снежные барсы, редчайший сайлюгемский медведь, манул, беркут, балобан, улар, бородач и многие другие редкие звери и птицы. Формально власти Республики идут нам навстречу – под национальный парк они готовы выделить 19 тыс. га. Но любой, кто занимается изучением животного мира, понимает, что требуется территория свыше 100 тыс. га и что согласие выделить менее 20% от необходимой площади равносильно отказу. Такой крошечный участок архары преодолевают «в три прыжка», а за его пределами животное снова оказывается под угрозой убийства. Начальник охотуправления Республики Алтай Виктор Каймин, также погибший при крушении вертолета Ми-171, даже утверждал, что проекты, реализуемые международными природоохранными фондами, могут быть использованы спецслужбами иностранных государств. Он напрямую объявлял, что мы работаем на Германию как иностранные шпионы, которые под флагом охраны природы закрывают от России границы с Китаем и Монголией и не дают построить российско-китайский газопровод.
ТАЙГА.info: В чем вы видите причину отказа правительства Республики Алтай пойти навстречу вашей инициативе с национальным парком? Неужели банальное желание поохотиться?
– Есть и другие причины. В национальном парке можно будет заниматься только сельским хозяйством. Там запрещена и добыча природных ископаемых, и строительство любых коммуникаций или объектов, а это уже серьезные статьи доходов. Понимаете, на Алтае есть масса прекрасных мест, в которых можно просто поохотиться. По закону охота на любой вид животных с применением транспортного средства запрещена, а люди убивают редкий исчезающий вид прямо с вертолета. По указанным в письме статьям Уголовного Кодекса нарушителям грозит до двух лет лишения свободы без права восстановления на руководящую должность. Желание «поохотиться» именно на архара вовсе не банально. Примитивной охотой занимаются местные жители, добывая сурков, чтобы разнообразить свой стол. Впрочем, в пограничном районе запрещено иметь оружие, так что они тоже нарушают закон. Но подстрелить дикое грациозное животное в горном ущелье и повесить у себя на стене витые рога двухсоткилограммового красавца – это «экзотика», доступная немногим. Поверьте, что я искренне и глубоко соболезную тем, кто погиб в этой катастрофе. Мне жаль архаров, но людей жаль еще больше. Наша инициатива добиться наказания виновных и вернуть территории природоохранный статус, будет только способствовать тому, чтобы случившееся никогда больше не повторилось.
Мария Роговая, специально для TАЙГИ.info