Олег Табаков: люди за Уралом поразительно обделены культурой
05 Дек 2008, 07:16
Ответ: О самом ярком говорить не буду, но в один из первых приездов, это было летом, выхожу я из гостиницы. Рядом продают фрукты. Продавец, увидев меня, крикнул: «Эй, иди сюда!». Я подхожу, а он разрезает арбуз и дает мне со словами: «На, Мюллер, ешь!».
Вопрос: Почему в этот раз вы привезли именно эти шесть спектаклей?
Ответ: В репертуаре театра более 30 названий, совместно с организаторами было выбрано несколько. Это одна из последних премьер - попытка перенести на театральный язык поэму Николая Гоголя «Мертвые души». Это спектакль по Томасу Манну, вряд ли когда-либо шедший в Новосибирске. Коммерческая комедия Альдо де Бенедетти, которая тоже необходима в репертуаре современного театра. А также три спектакля малой формы по произведениям российских классиков.
Вопрос: Почему вы остановили свой выбор на спектаклях классического репертуара?
Ответ: Классика, как ничто другое, хорошо выражает время. Владимир Иванович Немирович-Данченко говорил, что театр должен ставить современную литературу, но поскольку качественной современной литературы бывает ничтожно мало, то приходиться выбирать из классики произведения, каким-то образом соприкасающиеся с проблемами дня сегодняшнего. В современной поэзии и прозе есть значительно больше, чем в литературе для театра. Так, драматургов можно пересчитать по пальцам: в Нижнем Тагиле живет Алексей Иванов, один из замечательных русских писателей, в Нижнем Новгороде - Захар Прилепин, Дмитрий Быков, братья Пресняковы, братья Дурненковы и т.д.
Вопрос: Олег Павлович, Вы различаете зрителя столичного и провинциального?
Ответ: Я не различаю. Разница, наверное, есть: вы живете в одной параллели, мы в другой. Москва - довольно богатый город, там крутятся огромные деньги, думаю, 30% всех денег страны. Однако я больше люблю ездить не на запад, а на восток. Мне интереснее этот зритель. Поразительная вещь, но именно он уже 51 год ходит на мои спектакли, причем с таким же странным постоянством, как на сбор картошки (смеется).
Недавно я вернулся из Норильска и Красноярска. Мне стало понятно, что люди, живущие за Уралом, поразительно обделены в культурном плане. Во время двухгодичной реконструкции МХАТа, я проехал от Владивостока до Калининграда и увидел серьезные проблемы, связанные не с качеством зрителей, а с доступностью к культуре.
Вопрос: Расскажите, как новосибирский актер Евгений Миллер стал членом труппы «Табакерки»?
Ответ: Я знал Евгения еще маленьким, а потом он вырос, выучился, стал играть. Я пришел в театр Гоголя посмотреть на актера, которого я раньше заприметил, а увидел Женю Миллера и позвал его в театр. Вот еще один талант новосибирского производства.
Вопрос: Как так получается, что вы сманиваете талантливых актеров?
Ответ: Это нормальная ситуация. Могу вам напомнить, что Василий Качалов был артистом Казанского театра, а потом он стал артистом МХАТа. Никто же из вас не будет пенять на то, что некогда Аль Пачино покинул бедный еврейский квартал и стал американской кинозвездой. По вашей логике я должен был до конца жизни играть в Саратове.
Вопрос: Как финансовый кризис затронул театр?
Ответ: Финансовый кризис к театру имеет очень малое отношение. Я просматривал записи дефолта 1998-го, оказалось, что по факту внимание зрителей к театру не только не сократилось, но и увеличилось. Как говорил Александр Исаевич Солженицын, надо не много зарабатывать, а мало тратить.
Известно, что во все времена во всем мире драматический театр может заработать четверть своего бюджета. Оставшийся дефицит покрывается муниципальными, федеральными дотациями и за счет персональных вкладов. Так, после смерти Олега Николаевича Ефремова мне пришлось стать кризисным управляющим в МХАТе, я там генерал из ведомства Сергея Кожугетовича Шойгу. В 2000 году в театре были грязь, пьянь, актрисы гасили сигареты об батареи. Меньше четырех месяцев понадобилось, чтобы навести порядок. На деньги Михаила Ходорковского был сделан первый ремонт. Актеры стали приходить в пространство, которое помогало им подготовиться к работе, мобилизовать себя перед выходом на сцену. Если раньше в зале было 40-42% зрителей, то потом стало 98%.
Вопрос: Каковы ваши дальнейшие планы?
Ответ: Сегодня остро стоит проблема подготовки новых дарований, надо восполнять дефицит кадров. Поэтому при помощи московской мэрии на месте старого общежития мы построим шестиэтажное красивое здание, в котором сможет расположиться театральная школа. Будем искать учеников от Владивостока до Смоленска, запустим ручонку в Белоруссию, на Украину, если она сохранится к этому времени.
Надо создать филиал МХАТа. Молодежь сейчас выходит на сцену два-три раза в месяц, а надо, чтобы десять. Обучение нашей профессии может состояться только тогда, когда ты играешь с людьми, умеющими играть. Это непреложная истина: только из рук в руки, никакого другого интернет-визуально-инновационного пути в этой области нет.
Вопрос: Каким будет основной критерий отбора артистов?
Ответ: Талант и никаких заменителей. «Меняется времен суровость, теряют новизну слова, талант – единственная новость, которая всегда нова!» (Борис Пастернак).
Подготовила Алина Хабирова
В Новосибирске завершились недельные гастроли Московского театра-студии «Табакерка». В ходе визита художественный руководитель театра Олег Табаков обсудил с журналистами финансовый кризис и поделился своим видением культурной ситуации за Уралом. Подробности – в материале ТАЙГИ.info.
В Новосибирске завершились недельные гастроли Московского театра-студии «Табакерка». В ходе визита художественный руководитель театра Олег Табаков обсудил с журналистами финансовый кризис и поделился своим видением культурной ситуации за Уралом. Подробности – в материале ТАЙГИ.info.
Вопрос: С 1992 года ваш театр в шестой раз приезжает Новосибирск. Олег Павлович, расскажите о самом ярком воспоминании о нашем городе?Ответ: О самом ярком говорить не буду, но в один из первых приездов, это было летом, выхожу я из гостиницы. Рядом продают фрукты. Продавец, увидев меня, крикнул: «Эй, иди сюда!». Я подхожу, а он разрезает арбуз и дает мне со словами: «На, Мюллер, ешь!».
Вопрос: Почему в этот раз вы привезли именно эти шесть спектаклей?
Ответ: В репертуаре театра более 30 названий, совместно с организаторами было выбрано несколько. Это одна из последних премьер - попытка перенести на театральный язык поэму Николая Гоголя «Мертвые души». Это спектакль по Томасу Манну, вряд ли когда-либо шедший в Новосибирске. Коммерческая комедия Альдо де Бенедетти, которая тоже необходима в репертуаре современного театра. А также три спектакля малой формы по произведениям российских классиков.
Вопрос: Почему вы остановили свой выбор на спектаклях классического репертуара?
Ответ: Классика, как ничто другое, хорошо выражает время. Владимир Иванович Немирович-Данченко говорил, что театр должен ставить современную литературу, но поскольку качественной современной литературы бывает ничтожно мало, то приходиться выбирать из классики произведения, каким-то образом соприкасающиеся с проблемами дня сегодняшнего. В современной поэзии и прозе есть значительно больше, чем в литературе для театра. Так, драматургов можно пересчитать по пальцам: в Нижнем Тагиле живет Алексей Иванов, один из замечательных русских писателей, в Нижнем Новгороде - Захар Прилепин, Дмитрий Быков, братья Пресняковы, братья Дурненковы и т.д.
Вопрос: Олег Павлович, Вы различаете зрителя столичного и провинциального?
Ответ: Я не различаю. Разница, наверное, есть: вы живете в одной параллели, мы в другой. Москва - довольно богатый город, там крутятся огромные деньги, думаю, 30% всех денег страны. Однако я больше люблю ездить не на запад, а на восток. Мне интереснее этот зритель. Поразительная вещь, но именно он уже 51 год ходит на мои спектакли, причем с таким же странным постоянством, как на сбор картошки (смеется).
Недавно я вернулся из Норильска и Красноярска. Мне стало понятно, что люди, живущие за Уралом, поразительно обделены в культурном плане. Во время двухгодичной реконструкции МХАТа, я проехал от Владивостока до Калининграда и увидел серьезные проблемы, связанные не с качеством зрителей, а с доступностью к культуре.
Вопрос: Расскажите, как новосибирский актер Евгений Миллер стал членом труппы «Табакерки»?
Ответ: Я знал Евгения еще маленьким, а потом он вырос, выучился, стал играть. Я пришел в театр Гоголя посмотреть на актера, которого я раньше заприметил, а увидел Женю Миллера и позвал его в театр. Вот еще один талант новосибирского производства.
Вопрос: Как так получается, что вы сманиваете талантливых актеров?
Ответ: Это нормальная ситуация. Могу вам напомнить, что Василий Качалов был артистом Казанского театра, а потом он стал артистом МХАТа. Никто же из вас не будет пенять на то, что некогда Аль Пачино покинул бедный еврейский квартал и стал американской кинозвездой. По вашей логике я должен был до конца жизни играть в Саратове.
Вопрос: Как финансовый кризис затронул театр?
Ответ: Финансовый кризис к театру имеет очень малое отношение. Я просматривал записи дефолта 1998-го, оказалось, что по факту внимание зрителей к театру не только не сократилось, но и увеличилось. Как говорил Александр Исаевич Солженицын, надо не много зарабатывать, а мало тратить.
Известно, что во все времена во всем мире драматический театр может заработать четверть своего бюджета. Оставшийся дефицит покрывается муниципальными, федеральными дотациями и за счет персональных вкладов. Так, после смерти Олега Николаевича Ефремова мне пришлось стать кризисным управляющим в МХАТе, я там генерал из ведомства Сергея Кожугетовича Шойгу. В 2000 году в театре были грязь, пьянь, актрисы гасили сигареты об батареи. Меньше четырех месяцев понадобилось, чтобы навести порядок. На деньги Михаила Ходорковского был сделан первый ремонт. Актеры стали приходить в пространство, которое помогало им подготовиться к работе, мобилизовать себя перед выходом на сцену. Если раньше в зале было 40-42% зрителей, то потом стало 98%.
Вопрос: Каковы ваши дальнейшие планы?
Ответ: Сегодня остро стоит проблема подготовки новых дарований, надо восполнять дефицит кадров. Поэтому при помощи московской мэрии на месте старого общежития мы построим шестиэтажное красивое здание, в котором сможет расположиться театральная школа. Будем искать учеников от Владивостока до Смоленска, запустим ручонку в Белоруссию, на Украину, если она сохранится к этому времени.
Надо создать филиал МХАТа. Молодежь сейчас выходит на сцену два-три раза в месяц, а надо, чтобы десять. Обучение нашей профессии может состояться только тогда, когда ты играешь с людьми, умеющими играть. Это непреложная истина: только из рук в руки, никакого другого интернет-визуально-инновационного пути в этой области нет.
Вопрос: Каким будет основной критерий отбора артистов?
Ответ: Талант и никаких заменителей. «Меняется времен суровость, теряют новизну слова, талант – единственная новость, которая всегда нова!» (Борис Пастернак).
Подготовила Алина Хабирова
Новости из рубрики:
Последние материалы
26 Сен 2023, 13:29
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
25 Сен 2023, 12:23
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
22 Сен 2023, 11:20
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
21 Сен 2023, 13:19
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
20 Сен 2023, 12:18
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522