Режиссер Василий Сенин: «Возможно, за такие спектакли будут расстреливать»
Мартовскую премьеру новосибирского театра «Красный факел» - спектакль «Саранча» - стоит посмотреть. Хотя бы потому, что это постановка пьесы Биляны Срблянович, которую стоит прочитать. Нам не хотелось, чтобы спектакль прошел незамеченным, поэтому ТАЙГА.info побеседовала с режиссером Василием Сениным об одиночестве, старости и том, зачем душить своих родителей.
Мартовскую премьеру новосибирского театра «Красный факел» - спектакль «Саранча» - стоит посмотреть. Хотя бы потому, что это постановка пьесы Биляны Срблянович, которую стоит прочитать. Нам не хотелось, чтобы спектакль прошел незамеченным, поэтому ТАЙГА.info побеседовала с режиссером Василием Сениным об одиночестве, старости и том, зачем душить своих родителей.
Выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (мастерство актера) и Российской академии театрального искусства (режиссура) Василий Сенин поставил около 20 спектаклей в городах разных стран, участвовал в фестивалях во Франции, в Польше, в Хорватии и проч. Он ставил пьесы Уильяма Шекспира и Антона Чехова, сочинения Льва Толстого и Оскара Уайлда, а также Владимира Сорокина и братьев Пресняковых. С Биляной Срблянович Василий Сенин познакомился на премьере «Саранчи» в Загребе в 2006 году. Тогда это была первая сербская пьеса, поставленная после войны.
ТАЙГА.info:Василий, традиционный вопрос: почему вы остановили свой выбор на пьесе Биляны Срблянович «Саранча»?
- Это мой 21 спектакль. Раньше я выбирал пьесы про любовь, страсть, а сейчас пришел к «Саранче», потому что устал жить среди людей, описанных в этой пьесе, и еще больше устал от людей, которые отказываются признать себя ее героями. Помните скульптуру с тремя обезьянами «Ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не скажу»? От этой популярной психологии я и устал. Если люди не начнут чувствовать, что она неправильна, нас ждет то, чтобы было в 30-годы XX века. Сейчас после таких спектаклей всего лишь что-то пишут в книге отзывов, а наступит время, когда за них будут расстреливать, сажать в тюрьму, ломать жизнь. История же движется скачкообразно, и в России эти перепады особенно резки.
В «Саранче» интересно показаны представления людей о том, какими должны быть взаимоотношения между ними и какими они в итоге получаются. В пьесе отражены такие стороны человеческой природы, о которых сейчас не принято говорить в современном обществе, особенно российском. Эта проблема называется простым словом ханжество. Так, Фредди и Дада пытаются избавиться от отца только потому, что им не комфортно с ним. В нашем бешеном стремлении к комфорту мы готовы задавить друг друга! Сейчас любят повторять, что Москва – самый дорогой город в мире. И это считается круто. А я считаю, что это показатель большой инфантильности общества.
ТАЙГА.info:Вы как-то сказали, что автора, который бы откликнулся на сегодняшнюю жизнь, но не скатывался в чернуху, среди российских драматургов вы пока не видите, и что новый качественный литературный скачок произойдет в Восточной Европе. Почему именно там?
- Потому что Восточная Европа находится в ситуации выбора между культурой Западной Европы и культурой постсоветского пространства. Ситуация выбора – это всегда залог развития. А Россия отказалась от выбора, поэтому сейчас мы пожинаем плоды этого. Мы живем среди множества государственных, социальных и личных проблем, но предпочитаем их не видеть, поэтому и не способны их решить.
ТАЙГА.info: В краснофакельском спектакле были внесены изменения в структуру пьесы, например, отсутствовала третья сцена на кухне Игнятовича. Насколько необходимо было что-то менять в авторском тексте?
- Давно уже пьесы не ставятся так, как написаны. Причин для этого много и у каждого – свои. Это внутренняя кухня каждого художника, или его мастерская, — кому как больше нравится. Для меня пьеса — повод для моего спектакля.
ТАЙГА.info: «… все герои очень стары, особенно самые младшие», - подчеркивает автор в начале пьесы. «Умереть вообще не страшно, страшно быть старой», - говорит в конце пьесы Надежда. Я не ошибусь, есть скажу, что такие понятия, как смерть, старость, одиночество – центральные в этом спектакле?
- Они не только в пьесе центральные, они центральные и в жизни. Вы мне можете назвать проблему, которая была бы для Вас важнее собственной смерти или важнее того, с кем Вы проживете жизнь? Я не ставил спектакль про старых и молодых, про конфликт поколений, я ставил про то, что люди стареют, умирают, и при этом остаются одинокими. Повседневная жизнь состоит из бытовых проблем (на работе, в семье нам постоянно приходится искать компромисс между тем, что предлагает реальность, и тем, что мы чувствуем). Но есть и другие, более важные проблемы, о которых мы постоянно думаем, но почему-то, когда встречаемся, то говорим о полной фигне. Возможно, поэтому в последнее время мне очень не хватает собеседников. Спектакль – это диалог со зрителем. Я поставил «Саранчу» в несколько вызывающей манере (хотя не хотел никого эпатировать), чтобы показать замкнутость, закрытость современного человека, которая делает его жизнь бессмысленной. Представьте человека, который живет во дворце, но не выходит из одной комнаты, боясь заглядывать в другие. Однажды вы приходите к нему и видите, что он повесился. Была гроза, и ветер сорвал все двери в доме. То есть, мир этого человека расширился, но он не смог это пережить и от ужаса повесился.
Если говорить об одиночестве, то это вещь не страшная, просто это нечто данное, с чем мы проживаем всю свою жизнь.
ТАЙГА.info: Если честно, не понимаю, какую роль в спектакле играет светящийся пол. Что должна была подчеркнуть эта задумка?
- Театр – это искусство визуальное. Я, конечно, люблю выпускать спектакли, в которых не только светящегося пола, а вообще ничего нет (это зависит от того, как я вижу материал), но тут появилась возможность реализовать мой замысел таким образом. Мы столько денег и труда в него вложили, а вы спрашиваете, зачем он нужен (смеется)!
ТАЙГА.info: Если говорить о героях, то каждый из них - узнаваемый тип: «икона тележурналистики» Макс, циничный гей Фредди, подкаблучник Милан и т.д. Вы лично как-то оцениваете персонажей?
- Для меня в спектакле похожи две героини – Надежда и Дада. В определенный момент жизни одна сделала один выбор, другая – другой, а сравнивать, кто прав, мы можем только с позиции оправдания собственной жизни. Все очень субъективно, и мне кажется, понятие «причина-следствие» перестало чувствоваться людьми. Моя основная задача сейчас как художника – постоянно повторять, что чашка – это чашка, что зеленый свет существует, что мусор надо выбрасывать в корзину, а не вываливать в окно. Если слушать это людям неприятно, значит, я не зря про это говорю. Ведь если бы эти вещи нечасто встречались в мире, надо мной бы просто посмеялись, а не демонстративно во время спектакля выходили из зала. Мне нравится нажимать на болевые точки и гладить кошку против шерсти, а потом смотреть, что получится. Художник должен понимать, что, закрывая глаза на проблемы современного мира, играя в чистое искусство, он делает большое зло для себя и для других.
ТАЙГА.info: В одной из финальных сцен Фредди возвращается за брошенным им у дороги отцом. Говорит ли это о том, что, по мнению драматурга, не все так плохо в мире?
- Я не имею права говорить, плохо это или хорошо, я говорю, что это так. Что происходит между постоянно обсирающимся шизофреником и запутавшимся, непонятно какой ориентации, Фредди? Существует многополярность точек зрения, что и делает жизнь интересной. Я не собираюсь требовать от человека, чтобы он признавал мою точку зрения, потому что это очень скучно. Наша с артистами задача была сделать честный спектакль – показать ситуацию как есть, чтобы потом у людей зародились какие-то мысли, чтобы они задумались. Например, когда Дада и Фредди душат отца, весь зал сидит притихший. Я не думаю, что все 700 человек когда-то пробовали сделать подобное, но мысли избавиться от стариков у некоторых, наверняка, были. Для этого и нужен театр, функция которого в том, чтобы зритель пережил те чувства, которые в реальности пережить опасно, ведь зритель, ПЕРЕЖИВАЮЩИЙ спектакль, испытывает катарсис, что в переводе значит очищение.
Беседовала Алина Хабирова