С вещами на выход?

06 Июн 2009, 06:02

Сразу после утверждения в должности нового губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева все министры областного правительства подадут ему заявления об отставке – с тем, чтобы он имел возможность оказать каждому доверие, отказав в этой просьбе. Иркутским чиновникам к кадровым перестановкам не привыкать, многие возвращались в одни и те же кресла уже не один раз.

Сразу после утверждения в должности нового губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева все министры областного правительства подадут ему заявления об отставке – с тем, чтобы он имел возможность оказать каждому доверие, отказав в этой просьбе. Иркутским чиновникам к кадровым перестановкам не привыкать, многие возвращались в одни и те же кресла уже не один раз.

Наливался тучами закат,
перестройку начали с рассветом,
не по делу снятый бюрократ
со своим прощался кабинетом.

Ты прости-прощай мой кабинет,
ты прости-прощай, ковровая дорожка,
дай в карельском кресле напослед
посижу хотя б еще немножко.

Так описывала ощущения уволенного чиновника песенка из кинофильма «Забытая мелодия для флейты». Чиновники, поднаторевшие в аппаратных играх, не особо скрывают, что ни один руководитель – тем более в ранге губернатора - не станет работать с чужой командой. А это означает, что, даже отказавшись принять ритуальную отставку правительства, спустя какое-то время новый губернатор произведет чистку рядов, расставит на ключевые посты «своих» назначенцев или даже вовсе изменит структуру правительства. Вопросов, собственно, всего два: когда и кто первый?

Совсем недавняя история администрации Игоря Есиповского начиналась с того, что в первый же день после назначения его временно исполняющим обязанности губернатора вслед за Александром Тишаниным ушел из «серого дома» начальник правового управления Артем Кудашов. Вскоре (и двух недель не прошло) за ним последовал заместитель губернатора Владимир Ребриков, руководитель агентства лесного хозяйства Олег Гервик, директор департамента лесного комплекса и водных ресурсов Сергей Пияткин - он проработал в должности менее трех месяцев. И так шло вплоть до увольнения в конце октября 2008 года первого заместителя губернатора Юрия Параничева и директора департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Петра Воронина. В один день с Ворониным ушел и назначенный самим Есиповским Сергей Брилка – с формулировкой «в связи с сокращением должности». Когда губернатор начинает увольнять своих, это рубеж: освоился.

Никто пока не знает, как будет действовать Дмитрий Мезенцев, но никто не мешает предполагать. Одно место, причем важнейшее, первого заместителя губернатора – руководителя аппарата правительства, освободилось при тех же трагических обстоятельствах, что и кресло губернатора: занимавший его Михаил Штонда погиб вместе с Игорем Есиповским 10 мая. Его блок в правительстве состоял из четырех заместителей губернатора и только один из них – представитель губернатора в законодательном собрании Иркутской области Сергей Кушнарев – занимает пост настолько важный, чтобы имело смысл ставить на него своего человека при малейшем признаке расхождений нынешнего «замещающего должность» с линией губернатора. Дмитрий Мезенцев должен понимать, что накануне предстоящего осенью обсуждения бюджета на 2010 год (можно заранее сказать, что оно будет крайне непростым) ему необходим человек в региональном парламенте, способный найти нужное слово для каждой фракции и даже отдельного депутата. Сергей Кушнарев выступает так редко, что даже трудно вспомнить – по какому поводу. Возможно, впрочем, что он умеет работать в кулуарах, но сейчас это скорее в минус: правительство и вообще вся исполнительная власть переживают не лучшие времена. Представитель губернатора в заксобрании должен уметь расположить к себе СМИ, через их посредство все население области, и даже – через собственных корреспондентов в регионе – федеральные СМИ и какую-то часть населения России. В качестве примера можно привести губернатора Кировской области Никиту Белых, который не гнушается еженедельного участия в эфире радиостанции «Эхо Москвы» и пишет в «Живой журнал», и губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, способного при случае ввернуть в свою речь такой народный оборот, что журналисты цитируют его еще неделю.

Первый заместитель председателя правительства Сергей Сокол занимает второй после губернатора пост в иерархии исполнительной власти области и это означает, что ему нужно очень постараться, чтобы остаться на своем посту и впредь. Разделение обязанностей, сложившееся между Соколом и Есиповским, должно устроить любого губернатора: первый заместитель занят решением текущих вопросов, от пополнения бюджета до ликвидации последствий ЧП, руки губернатора свободны для развязывания стратегических узлов и проблем федерального масштаба. Но именно такое распределение обязанностей требует, чтобы между губернатором и его правой рукой было полное взаимопонимание и точно проведенная граница, за которую младший по должности не должен переступать. Сергей Сокол уже переступил эту черту, когда по воле полпреда президента в СФО Анатолия Квашнина «номинировался» на пост иркутского губернатора.

Менее всего верится в то, что со своим постом расстанется заместитель председателя правительства (по финансово-экономическому блоку) Александр Ведерников. В кризисную эпоху, когда доходная часть бюджета наполняется с трудом, а расходная сокращается еще более трудно, когда долги копятся, как снежный ком, а кредиты дорожают на глазах, найдется немного желающих посидеть на горячем финансово-экономическом кресле. Того же, кто вызовется добровольно, стоит тщательно проверить на детекторе лжи: а с какой целью, простите за откровенность, вы так рветесь на каторжную должность?

До сих пор работа регионального правительства не давала оснований предполагать скорый чудесный прорыв – от нашего мрака к сияющим высотам роста занятости и невиданным успехам промышленного производства. Напротив, правительство, изо всех сил натянув вожжи, делало все возможное, чтобы хотя бы падение не было катастрофически быстрым. На такой переправе «коней» не меняют. Но загнанных, к сожалению, могут «пристрелить» - благо временно замещающую должность министра финансов Иркутской области Татьяну Поронову можно без труда поднять на одну ступень с поста министра, а Алексея Зезулю (сделав скидку на полувоенную ситуацию, которая «все спишет»), сделать из первого зама министром. Коллегиальное управление региональными финансами от этого не пострадает. Хуже будет, если губернатор решить сменить весь финансовый блок, как это делали предыдущие губернаторы, но и тут при соблюдении осторожности и такое решение может сойти с рук – все равно большая часть средств в бюджете федеральная и губернатору волей-неволей придется жить по принципу «сам себе финансист».

Точно также может подняться на место своего шефа - министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Владимира Пашкова - Александр Анчугин. Кризис не дает повода надеяться на экономическое развитие (если, опять же, новый губернатор благодаря своим связям не совершит небольшое экономическое чудо); труда становится все меньше и регулировать занятость приходится главным образом за счет сокращения квот на иностранную рабочую силу и привлечения федеральных средств; наука и высшая школа могут подождать – сейчас области как никогда нужны в первую очередь пролетарии, готовые за скромное вознаграждение трудиться по 12 часов в сутки.

Судьба правительственного блока «строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь» определится буквально в ближайшие месяцы – как справятся министры Руслан Болотов и Евгений Канухин под руководством вице-премьера Михаила Кручинина со своей работой, так и будет. Решающий момент наступит в ноябре или в декабре, когда регион окончательно войдет в отопительный сезон и можно будет подвести предварительные итоги по вводу жилья. Если будет провален любой из двух показателей, у губернатора будут основания с чистым сердцем заменить вице-премьера вместе с одним из министров.

Чуть раньше – по окончании сезона сбора урожая – могут попросить с занимаемой должности министра сельского хозяйства Юрия Бажанова, но в области найдется мало специалистов на его место. Можно, конечно, попытаться заменить Бажанова на одного из «аграрных баронов» (тот же Дмитрий Баймышев, вероятно, не откажется), мотивируя тем, что человек, добившийся успеха в личном бизнесе, сумеет поднять и всю отрасль. Но как заранее измерить масштаб человека? Вдруг для него управление предприятием и было потолком?

Трудно придумать основания для замены министра природных ресурсов и экологии Ольги Гайковой, министра физической культуры, спорта и молодежной политики Бориса Пузыни, министра культуры Виталия Барышникова, министра образования Виктора Басюка, министра социального развития, опеки и попечительства Семена Крутя. У каждого работа – далеко не сахар, и высокое звание министра едва ли искупает моральные издержки от ежедневного столкновения с проблемами, решаемыми крайне медленно по причине банального отсутствия средств, рук и времени.

Семен Круть, кстати, может с гордостью носить звание аксакала исполнительной власти, поскольку будет работать уже с четвертым губернатором. Министр здравоохранения Юрий Олефир, напротив, имеет все шансы расстаться с креслом сразу по нескольким причинам: не местный, принят на работу в числе последних, ничего особенного на вверенном посту не добился. А за его спиной к министерскому регламенту присматриваются вполне успешные специалисты, организаторы и проверенные временем работники: Гайдар Гайдаров, Наталья Протопопова, Виктория Дворниченко.

На этом можно поставить многозначительное многоточие и ждать, когда же Дмитрий Мезенцев, принеся присягу на Уставе области, подтвердит или опровергнет приведенные выше – сугубо теоретические! – рассуждения.

Сергей Костин




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года