"Le Monde": Северный Ледовитый океан скоро станет судоходным
В 80-х годах сигнал был двусмысленным. В 90-х тенденция обозначилась более четко. В 2000-х все стало ясно: Арктика тает’. На борту научно-исследовательского ледокола ’Амундсен’, где он ловко огибает лабиринты небольших лабораторий, Луи Фортье, из университета ’Лаваль’ в Квебеке, подводит итог мнению ученых по поводу льдов Северного Ледовитого океана. Они постепенно уменьшаются.
Все сигналы поступают в одном направлении. В начале октября гляциологи из университета Булдера (США) заявили, что ’съемки со спутника показывают, что протяженность льда в Ледовитом океане в сентябре была на 13,4% меньше средней’. Сентябрь означает окончание периода летнего таяния и служит хорошим показателем нарастания пакового льда. Это отклонение уже перешагнуло с 12% по отношению к среднему показателю в 2002 году к 15% в 2003.
Другой показатель - площадь поверхности постоянного льда, который не тает летом. В октябре 2003 года институт космических исследований Goddard, входящий в NASA, объявил, что ’Арктика каждые десять лет, начиная с 1980 года, теряет почти 10% слоя постоянного льда’. Теперь он составляет только 6 миллионов квадратных километров против 7 миллионов в 1980 году.
Третий показатель - толщина льда. В центральной части арктического бассейна он уменьшился с 3 метров в 60х годах до 2 метров в 90х.
И другие параметры тоже меняются. ’В Северном Ледовитом океане барьер между пресноводной поверхностью и более соленой поверхностью океана движется быстрее, чем в прошлом, говорит Жан-Клод Гаскар из парижской лаборатории динамики океана и климатологии.- И в атмосфере распределение зон высокого и низкого давления тоже меняется’.
’Мы можем утверждать, что Арктика прогревается и что это прогревание более сильное, чем среднепланетарное, подводит итог Гордон МакБин из университета Западного Онтарио (Канада). Но мы испытываем колоссальную проблему с информацией, и мы все еще продолжаем спорить по поводу того, является ли это потепление следствием деятельности человека.’ Г-н МакБин - один из авторов коллективного доклада о воздействии климатических изменений на Арктику, который будет опубликован в начале ноября, в ходе симпозиума Арктического совета в Рейкьявике (Исландия).
’Все модели сходятся, и это позволяет сказать, что через тридцать - восемьдесят лет летний лет может совсем исчезнуть, уточняет г-н Гаскар. Однако, некоторые все еще считают, что наблюдаемое в настоящее время потепление происходит вследствие естественных изменений, которые очень сильны в этом районе. Нам катастрофически не хватает информации, чтобы подтвердить силу и продолжительность потепления этого океана’.
Если ученые пока еще осторожны, то объяснение этого феномена не оставляет никаких сомнений у специалистов в области геополитики. Если арктические льды растают, то этот район станет доступным для морского судоходства и добычи полезных ископаемых. Такое развитие событий повлечет за собой первое конкретное изменение в плане экономики и политики, неотделимое от климатических изменений.
’В связи с потеплением и постоянным совершенствованием судостроения, - говорит Фредерик Лассер, профессор Квебекского института международных исследований, - проход с северо-запада, вдоль побережья Канады, и Северный морской путь, вдоль берегов Сибири, могли бы стать основными путями сообщения между Атлантическим и Тихим океанами’.
Сократив примерно на 6 000 или 8 000 километров путь из Соединенных Штатов в Европу, с одной стороны, и из Японии в Китай, с другой, Северный Ледовитый океан мог бы конкурировать с Панамским и Суэцким каналами и нарушить торговое равновесие в мире. Кроме того, отмечают сотрудники судоходной компании ’Луи Дрейфус’, ’этот путь сделал бы конкурентоспособными товары, которые не являются таковыми из-за дороговизны перевозок, например, доставку зерна из Европы в Китай’.
Все это пока еще не актуально. Даже если корабли все чаще и чаще пытаются проходить Северным морским путем, он пока еще далек от того, чтобы быть экономически выгодным. Дополнительно укрепленный корпус судна, повышенная страховка, нередкая необходимость использовать ледоколы - все это значительно тормозит развитие судоходства в этом районе. Но надолго ли?
Другим следствием таяния арктических льдов может стать упрощение добычи полезных ископаемых. Предполагается, что имеются их огромные залежи на дне и на побережье. Так Канада начала добычу алмазов на островах Крайнего Севера и в скором будущем сможет производить 10%-15% от суммы мирового производства необработанных алмазов.
Также, по словам Вилли Остренга, из Центра долгосрочных исследований в Осло, ’норвежские эксперты считают, что 25% неоткрытых мировых запасов нефти и газа находятся в Арктике’. Уголь, молибден, тантал, серебро, платина, золото называются в числе других полезных ископаемых, добыча которых стала бы выгодна. Не надо забывать еще и то, что открытие морского пути упростит транспортировку богатств сибирских недр.
Такие перспективы вызывают интерес прежде всего у руководства Канады и России. Российский путь, однако, должен открыться раньше, чем мифический Северо-западный проход: ’Атмосферные изменения меняют режим ветров, - поясняет г-н Гаскар, - что заставляет льды двигаться в сторону Канады и северной части Гренландии’. Г-н МакБин подтверждает: ’Открытие арктического прохода станет ключевой мыслью нашего доклада в ноябре. Но этот проход, вероятно, осуществится сначала вдоль берегов Сибири’.
И, наконец, еще одна проблема должна возникнуть вместе с этой новой ’золотой лихорадкой’. Это связанная с ней угроза очень ранимой окружающей среде. ’Все эти корабли, которые двинутся вдоль берегов. . . , - волнуется Вилли Остренг. - А если после них останется лишь черное болото?’