"Коммерсантъ": Дети горл. "Хуун-Хуур-Ту" выступил в ЦДХ
В Центральном доме художника состоялся концерт известного тувинского ансамбля "Хуун-Хуур-Ту". Экзотической тувинской музыкой в неожиданном сочетании с фолк-роковыми выступлениями гостей концерта – Инны Желанной и группы "Ватага" – наслаждалась ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Официально московский концерт приурочен к десятилетию группы, но круглая дата более чем условна, тувинский ансамбль существует гораздо дольше. Изначально он назывался "Кунгуртук", по названию какого-то тувинского селения. Экзотическое "Хуун-Хуур-Ту" – вовсе не более точная транскрипция тувинского топонима, а словосочетание, обозначающее "расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей". Определение редкого природного явления куда больше подходит группе, не вполне вписывающейся в рамки традиционного фольклорного ансамбля.
"Хуун-Хуур-Ту" – настоящие знатоки аутентичной тувинской музыкальной традиции. Они знают, в каком веке и в какой местности возникла каждая из сыгранных ими на московском концерте композиций. Самым ожидаемым аттракционом программы было прославленное горловое пение, при котором певец издает до костей пробирающий звук, идущий словно из каких-то подземных хтонических глубин. Горловое пение известно народам, связанным с шаманскими традициями, будь то тувинцы, якуты или жители Тибета. В утробном, нечеловеческом рокоте, издаваемом певцом, поневоле слышится голос говорящих сквозь заклинателя духов. Но "Хуун-Хуур-Ту" ни в коей мере не спекулировали на всяческой эзотерике, но сообщили, что одна из тувинских школ горлового пения предполагает, что музыкант поет высоко в горах в дуэте с эхом. Помимо горлового пения в их программе были древнейшие напевы "длиной в три месяца", сопровождавшие идущие по Великому шелковому пути караваны, и извечные кочевнические песни, в которых неожиданно слышалось что-то вроде кантри, и даже сочиненная, видимо, в 1920-е годы песня тувинских эмигрантов, перебравшихся с красного востока в Монголию и Китай. В этом азиатском "романсе", одной из красивейших вещей программы, к традиционным инструментам присоединяется акустическая гитара.
Именно гитара была первой специальностью одного из основателей группы – Саяна Бапа, вернувшегося к корням после опыта джаз- и фолк-роковой музыки. Несмотря на несомненную подлинность традиции, "Хуун-Хуур-Ту" играет не отрезанный от современности и окружающего мира фольклор и, уж конечно, не адаптированно-эстрадную народную музыку советского образца, но именно что world music, к которому с таким энтузиазмом относятся продвинутые западные музыканты, предполагающие, что самобытность нужно не оберегать от посторонних влияний, но, напротив, включать в самые неожиданные контексты. "Хуун-Хуур-Ту" играл и записывался с самыми разными музыкантами – японским ансамблем ударных "Кодо" и мэтрами классического авангарда "Кронос-квартетом", Фрэнком Заппой и индийским скрипачом Шанкаром. Отчасти благодаря тувинским музыкантам стали возможны московские гастроли "Кронос-квартета", King Crimson и многих других западных звезд. Нынешний руководитель компании Greenwaves, организовавшей все эти концерты, равно как и московский юбилей "Хуун-Хуур-Ту", Александр Чепарухин начинал свою продюсерскую деятельность с организации зарубежных гастролей тувинцев, благодаря которым и познакомился со многими музыкантами, которых впоследствии привез в Россию.
Свою гибкость и открытость различным музыкальным стилям "Хуун-Хуур-Ту" продемонстрировали и на московском концерте, гостями которого стали этно-поп-дива Инна Желанная и петрозаводская группа "Ватага", настоящее открытие вечера. Петрозаводские музыканты начинали с ирландской музыки, но потом переключились на поморский фольклор, который играют в роковой версии, соединяя берестяные рожки и старорусские смычковые с современными гитарой и контрабасом. При этом сохраняя традиционный вокал, да такой, что глазам не веришь, когда видишь, что древние распевы выводит не седой старец, а университетского вида молодой человек в джинсах и с собранными в хвост волосами. Совместное выступление тувинцев с экс-"ирландцами", а ныне "поморами", да еще и на территории рок-музыки, и стало самым шаманским моментом вечера. "Множество расходящихся лучей" различных музыкальных традиций в конце концов собралось в нужный фокус.
Ирина Кулик, "Коммерсантъ", 4 декабря