"Независимая газета": Либеральная пропрезидентская структура отпочкуется от "Единой России"
Как стало известно «НГ» от источников в Кремле, администрация президента всерьез занимается проектом создания правой партии на базе «Единой России». Для решения этой задачи куратор внутренней политики уже собирал на совещания нескольких депутатов-«единороссов» с либеральными взглядами, в частности, Владислава Резника и Владимира Плигина, а также аудитора Счетной палаты Валерия Горегляда и вице-премьера правительства Александра Жукова. Среди тех, кто также может войти в новую пропрезидентскую политструктуру, называют вице-спикера Госдумы Георгия Бооса, главу одного из думских комитетов Павла Крашенинникова, а также нескольких губернаторов. «Кремль дал год правым, чтобы они чего-то родили. Но у них ничего не получилось. Теперь он имеет право взять инициативу в свои руки», – так прокомментировал нашу информацию советник администрации президента, руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Впрочем, в пресс-службе президента «НГ» заявили, что не обладают информацией по данному вопросу. (Продолжение темы см. в статье «Правые перед выбором»).
За дело взялись реформаторы «Единства» и Совфеда
Резник и Горегляд уже участвовали в крупных кремлевских проектах. Горегляд, бывший первый вице-спикер верхней палаты парламента, известный либеральными взглядами, например, создал пропрезидентскую группу «Федерация», которая перестраивала работу Совфеда после изгнания оттуда губернаторов. А Резник, когда объединяли в 1999 году «Единство» и «Отечество», создавал правую платформу программы, получившей известность в качестве «программы Резника–Исаева».
Резник считается ближайшим соратником Германа Грефа и других правительственных либералов, а в недавнем интервью «Коммерсанту» он жестко раскритиковал многие антилиберальные инициативы властей – в частности, возрождение института конфискации имущества.
Глава комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы Владимир Плигин также известен тесными связями с властными структурами. Именно он по протекции администрации президента был назначен на должность одного из ключевых комитетов Госдумы, через который сейчас проходят все правительственные и президентские законопроекты по реформированию политического устройства страны. В беседе с обозревателем «НГ» Плигин не подтвердил, но и не опроверг, что участвует в процессе создания правого крыла в рамках «Единой России». Между тем депутат особо подчеркнул, что он в рамках Института общественного проектирования вместе с коллегами работает над документом, в который могут войти «категории, характеризующие правое движение».
«Это попытка систематизации взглядов», – отметил Плигин. По словам депутата, возможно, «этот текст вырастет в какую-то программу, которая, с моей точки зрения, должна войти в программу партии». Судя по всему, «единороссы» готовы заявить о своих либеральных идеях: «Мы крайне заинтересованы в стабилизации института собственности». Как отмечает Плигин, «необходимо максимально исключить воздействие государственной машины в тех областях, где это не предусмотрено, и прекратить беспредел, когда возможен физический захват собственности и его последующее одобрение судебной системой».
К проекту подключат «либерал-губернаторов»
Плигин собирается обсуждать этот проект с региональными лидерами и просто политиками, известными своими либеральными взглядами. В беседе с обозревателем «НГ» депутат сообщил, что уже проводил «детальные консультации» с губернатором Новгородской области Михаилом Прусаком и собирается также побеседовать с руководителем Красноярского края Александром Хлопониным, губернаторами Тверской и Тюменской областей Дмитрием Зелениным и Сергеем Собяниным. Любопытно, что все перечисленные «единороссом» региональные лидеры по информации наших источников в администрации президента, причастны к кремлевскому проекту по созданию лояльного правого объединения.
Плигин, кстати, не стал отрицать, что о его проекте знают и в Кремле. «С замглавы президентской администрации Владиславом Сурковым у нас взгляды частично совпадают, частично – нет», – сказал депутат, отказавшись по этическим причинам сообщить о содержании спора. «НГ» не удалось связаться с другими активными участниками проекта – Резником и Гореглядом: по информации их помощников, они находились в командировках.
О необходимости создания новой правой силы в политической элите заговорили сразу после провала СПС и «Яблока» на парламентских выборах 2003 года. Тогда же возник проект с раскруткой потенциального лидера либералов депутата Владимира Рыжкова. Его пиар-команду собирался возглавить Алексей Головков, начальник штаба «Единства» на парламентских выборах в 1999 году, а в настоящий момент – руководитель аппарата вице-премьера Александра Жукова. В это же время в Кремле, где часть чиновников была разочарована поражением правых, появилась идея сделать либеральное крыло на базе «единороссов».
Создание подконтрольного правого крыла могло бы помочь решить одну из основных проблем, стоящих сегодня перед «Единой Россией». В 2007 году выборы в Госдуму будут проходить только по партийным спискам. Для фракции «медведей», многие члены которой попали в парламент этого созыва по одномандатным округам, это нововведение может стать фатальным: они рискуют не получить не только конституционного, но даже обыкновенного большинства. Такую перспективу видят и сами члены партии Грызлова. «Если пересчитать итоги выборов в Госдуму, действительно «Единая Россия» по предлагаемой новой системе получила бы значительно меньшее количество мест в парламенте», – признал Плигин. Создание правого крыла ЕР, которое со временем можно было бы преобразовать в партию, расширило бы электоральную базу для пропрезидентских политических сил.
Средний класс уведут у СПС
Кроме того, торопиться с формированием конформистской либеральной политструктуры подталкивает активизация оппозиционных правых. Чтобы потом не создавать партию-клон, как это было в случае с «Родиной», призванной оттянуть голоса коммунистов, в администрации президента решили опередить оппозицию. Косвенно о том, что либерально настроенные «единороссы» претендуют на ту же часть общества, что и правые оппозиционеры, сказал и Плигин: «В рамках разрабатываемой идеологии, которую мы пытаемся предложить «Единой России», мы будем бороться за привлечение на свою сторону среднего класса. Если нам не удастся сформулировать идеологию среднего класса, у тех, кто сделает это вместо нас, есть совершенно реальные шансы создать партию».
Кстати, по словам одного из источников, близкого к фракции «Единая Россия», к этому проекту пытались привлечь нескольких представителей СПС, включая члена политсовета правой партии Бориса Надеждина. Но они под крыло власти не торопятся. Как заявил «НГ» Надеждин, «не хочу быть Рогозиным на правом фланге, а то еще и голодать заставят».
Процесс создания правого крыла партии власти вряд ли пройдет гладко. По мнению Павловского, проект может ослабить управляемость «Единой России». «У нас нет опыта работы внутри больших партий, разделенных на фракции, – считает политолог. – Возникнет проблема сохранения единства партии. Если либерально ориентированные политики не будут чувствовать перспективы, они могут уйти и тем ослабить партию».
Скепсис Павловского разделяют и некоторые чиновники на Старой площади. Один из них в беседе с обозревателем «НГ» откровенно заявил: «Если делать правую партию из «Единой России», туда уйдут лучшие депутаты. А кто тогда останется? Там и так с нормальными людьми проблема».
Между тем список людей, привлеченных к созданию новой организации, наводит на мысль, что речь идет не столько о правой партии, сколько о «партии несиловиков» – в противовес «партии силовиков», в которую все больше превращается часть «единороссов» вместе с примыкающими к ним более мелкими пропрезидентскими структурами. Сознательно или подсознательно, разделение партии власти на две половины – «рыночную» и «силовую» – будет отражать сложившееся размежевание элиты на самой вершине отечественного политического Олимпа.
Наталья Меликова, "Независимая газета", 4 февраля
На фото: Георгию Боосу и другим либеральным "единороссам" делают предложение, от которого трудно отказаться