"Le Monde": Социальный ропот в России - Владимир Путин подвергается все большей критике
Вот уже целый месяц в России множатся протесты на улицах, в то время как руководители начинают публично высказываться по поводу кремлевских неудач.
Москва. От нашего специального корреспондента
’Показуха!’ Именно это слово употребил молодой представитель московских муниципальных служб, говоря о контр-митингах, организованных российскими властями в столице 12 февраля. ’Руководство коммунальных служб и районные администрации получили указание вывести на митинг в поддержку властей всех своих служащих, рассказывает он. - С окраин приехали десятки автобусов, раздали транспаранты в поддержку Путина. Некоторые были совсем не против, другие понимали, что могут быть наказаны на работе, если откажутся. Чтобы мобилизовать студентов, им пообещали билеты в кино и деньги’.
С горечью описав эти, отдающие прошлым, методы, молодой человек пожимает плечами: ’Как всегда власть в этой стране сконцентрирована в руках очень узкого круга людей, которые, походя, набивают себе карманы и уверяют нас по телевизору, что трудятся на общее благо’.
Кремль придумывает все новые стратагемы в попытках положить конец уличным протестам, уже целый месяц продолжающимся в России и направленным против реформы правительства по отмене доставшихся со времен СССР социальных льгот. Эта реформа упраздняет бесплатный проезд в общественном транспорте и медицинское обслуживание для определенных категорий населения - инвалидов, пенсионеров, хронических больных, ликвидаторов последствий на Чернобыльской АЭС, жертв политических репрессий времен СССР. Она касается десятков миллионов российских граждан.
В стране сильно ощущается перемена климата. Власть вынуждена защищаться и то и дело объявляет о повышении размера пенсий и денежного довольствия военнослужащих. На эти уступки, по словам министра финансов Алексея Кудрина уйдет примерно 6 миллиардов евро, т.е. треть российского военного бюджета.
Начиная с середины января, тысячи россиян вышли на митинги. Митинги не слишком массовые, так как они разбросаны по всей огромной территории страны. Но они еще не утратили остроты, как это стало видно 12 февраля (по данным милиции, в них приняли участие 250 000 человек). Лозунги стали разнообразнее: против ’закона 122’ социальной реформы, против повышения цен на горючее, против отмены отсрочки от военной службы для студентов, за отставку правительства и даже, иногда, за отставку президента Путина.
Сумбур в деле Юкоса
На этих митингах смешались пенсионеры, студенты, активисты неправительственных организаций, члены Компартии, профсоюзные деятели, демократы. В некоторых городах митингующие образовали ’советы общественной солидарности’. В Санкт-Петербурге и Москве студенты организовали движение ’Идущие без Путина’. Речь идет о первой значительной волне недовольства со времени прихода Владимира Путина к власти в 2000 году.
Организованные Кремлем 12 февраля контр-митинги - партия Единая Россия раздала транспаранты с надписью ’Путин, мы с тобой’ - стали темой высокопарных репортажей на государственных телеканалах, единственных представителей СМИ, способных повлиять на общественное мнение. За последние недели Владимира Путина неоднократно показывали бранящим своих министров за плохое проведение социальной реформы. ’Повысьте довольствие. Все. Без комментариев’, - бросил он сухо во время одного из снятых на пленку заседаний.
Но, если самые обездоленные протестуют против плохо продуманной социальной реформы, тем более воспринимаемой как несправедливая, потому что государственные резервы буквально ломятся от нефтяных доходов, другая категория россиян, более сдержанно, начала проявлять недовольство. В Москве часть интеллектуальной, военной и милицейской элиты, а также представители деловых кругов потихоньку задаются вопросом о способности кремлевской команды довести до конца нелегкие стратегические задачи, стоящие перед страной.
Напряженность, вызванная ’законом 122’ и недостаточность предусмотренных правительством финансовых компенсаций поставили под сомнение способность руководить окружающей г-на Путина команды. Критики напоминают и о властной неразберихе в деле ’ЮКОСа’, когда взятие государством под контроль жемчужины нефтяной промышленности сопровождалось судебными преследованиями заграницей и тягостной непрозрачностью в вопросах финансирования. Провал планов Кремля на Украине, где приход к власти прозападного президента в результате ’оранжевой революции’ был воспринят в России как своего рода национальное унижение, также способствовал снижению доверия к президенту Путину. К этому следует добавить негативные последствия все растущей нестабильности на Северном Кавказе - очаге терроризма, нанесшего стране тяжелые удары в 2004 году.
Среди громко звучащих голосов можно назвать бывшего кремлевского шерпу на заседаниях Большой Восьмерки Андрея Илларионова, по мнению которого, компания ’ЮКОС’ была ’конфискована’ государством. Он также осуждает рефлекс ’контроля информации и цензуры’, присущий властным кругам. Егор Гайдар, ’отец’ либеральных реформ 90-х годов, и глава электрической монополии Анатолий Чубайс тоже подали голос, предостерегая против последствий дела ’ЮКОСа’ и ’ухудшения отношений власти и бизнеса’. ’Команда Путина ведет себя как банда разбойников, которая захватывает имущество промышленности и гребет деньги так, как она это делала в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов’, - комментирует со своей стороны политолог Станислав Белковский, близкий к ’московской группе’ российских спецслужб. ’И в то же время Кремль потерпел полный крах своей политики в ближнем зарубежье’, - добавляет он с отвращением.
Натали Нугайред (Natalie Nougayrede), "Le Monde", Франция, 16 февраля 2005