"El Pais": Россия и антисемитизм
В настоящее время Россия переживает сильнейший приступ ксенофобии
Антисемитизм существовал и продолжает существовать во всех христианских странах. В Соединенных Штатах, например, есть клубы, банки и даже отели, в которые вход евреям закрыт.
Но, несмотря на все это, подобные факты ничуть не беспокоят еврейское сообщество, которое никогда не говорит о таком отношении вслух. Ситуация в Европе несколько сложнее, доказательством чему может служить организованный Израилем скандал из-за якобы антисемитского настроя Франции.
Тем не менее, парадоксально, но факт, что больше всего упреков раздается в адрес бывшего Советского Союза - государства, спасшего наибольшее число евреев, где во время войны не ощущалось ни малейших признаков антисемитизма. Мне как свидетелю той эпохи хотелось бы уточнить некоторые детали.
Внезапное нападение германских войск 22 июня 1941 года либо застало врасплох Красную Армию, либо она не располагала средствами, необходимыми для отражения атаки, и потому ей пришлось оставить неприятелю значительную часть своих территорий: Украину, Белоруссию и даже некоторые области России.
На захваченных территориях войска Вермахта занимались грабежами и убивали евреев. Эти факты являются достоянием общественности, и никто, насколько мне известно, не собирается оспаривать реальность той трагедии.
Из тех, кто отражал официальную позицию государства в борьбе с немецкими оккупантами, наиболее известные голоса принадлежали Илье Эренбургу и Василию Гроссману, но и другие, менее известные, журналисты-евреи также активно участвовали в этой борьбе.
Кроме того, за год до начала немецкой интервенции НКВД депортировал в Сибирь значительное число поляков, а также евреев из Западной Украины и Белоруссии, которые сразу же после начала войны были отпущены на свободу.
Некоторым из них удалось вступить в Польскую армию генерала Андерса (Anders), которая год спустя покинула СССР и отправилась сражаться на Дальний Восток.
Евреи, оставшиеся в Советском Союзе, позднее сформировали основу администрации нового государства Израиль.
С другой стороны, в самом начале войны Советский Союз организовал Еврейский Антифашистский Комитет (ЕАК), цель создания которого - появление сочувствующего отношения к Красной Армии в Соединенных Штатах, сохранявших нейтралитет вплоть до декабря 1942 года.
Таковы факты. После окончания войны и появления Организации Объединенных Наций советское правительство занимало крайне активную позицию в создании на территории Палестины еврейского государства, а один из сателлитов СССР - Чехословакия - поставляла оружие антибританскому сопротивлению евреев.
Потеряв во время войны более 20 миллионов своих граждан, Советский Союз не мог - либо же не хотел - устраивать большой переполох, проводя убийства советских евреев.
Подобная позиция не шла вразрез с общественным мнением Запада и не мешала правительству Израиля направлять Советскому Союзу поздравления с очередной годовщиной Дня Победы.
’Еврейский народ никогда не забудет той решающей роли, которую СССР сыграл в поражении нацистской Германии’, - говорилось в одном из таких посланий.
Позднее, осенью 1948 года, первый посол Израиля Голда Мейр (Golda Meir) прибыла в Москву, где ее приветствовала огромная толпа народа - от 20 до 50 тысяч человек.
Это было первое в истории спонтанное выступление народа, заставшее врасплох правивший тогда в Советском Союзе режим. Сталин должен был понять, что значительная часть советских евреев испытывала куда больше симпатий к Израилю, чем к своей собственной родине. Был ли Сталин антисемитом?
По этому поводу на Западе написано множество книг, но сделать из них какой-либо вывод оказывается непросто. Один из сыновей Сталина, так же как и его дочь, вступили в брак с евреями, что нехарактерно для антисемитских семей.
Один мой друг, грузин Борис Курашвили рассмеялась мне в ответ, когда я задал ему этот вопрос. ’Ни в одной книге Сталина, - сказал он мне, - ты не найдешь ни единого слова против евреев или клеветы в адрес иудаизма как веры’.
Холодная война находилась в самом разгаре, и советскому правительству необходимо было подчеркнуть свою оппозицию в отношении к ’плохим патриотам’, на которых был навешан ярлык ’космополитизма’.
В это же самое время, в Минске в результате автомобильной аварии погибает гениальный еврейский актер Соломон Михоэлс: обстоятельства его смерти породили множество серьезных сомнений среди евреев.
В конце 1948 года был распущен возглавлявшийся им Еврейский Антифашистский Комитет, необходимость в деятельности которого отпала. Своей кульминационной точки кампания по борьбе с ’космополитами’ достигла в конце 1952 года, когда восемь ученых-медиков еврейского происхождения были арестованы по обвинению в покушении на жизнь некоторых руководителей страны.
По поводу ’Заговора в белых халатах’ вне границ Советского Союза были пролиты реки чернил. Но сразу же после смерти Сталина в марте 1953 года все арестованные были освобождены и реабилитированы.
После недолгого правления Никиты Хрущева к власти пришел Леонид Брежнев, на котором лежит ответственность за появление неписаного закона, ограничивавшего прием абитуриентов-евреев для обучения некоторым научным специальностям.
Произошел новый скандал, и на этот раз часть евреев стала добиваться разрешения на выезд из страны. Советское правительство ответило отказом, а тех евреев начали называть ’рефьюзники’ (от английского ’to refuse’ - отказывать).
В Вашингтоне правительство Соединенных Штатов приняло некоторые ответные меры, вылившиеся в экономический бойкот и установление запрета на продажу СССР определенных технологий.
Названные санкции продолжали действовать и после того, как советские евреи получили разрешение на свободный выезд, причем большинство из них уезжало в Соединенные Штаты, а не в Израиль.
Из всего вышеизложенного следует вывод, что ставить на одну ступень нацистскую Германию и СССР, обвиняя оба государства в антисемитизме, просто абсурдно. Ни у одной из стран не было такого числа офицеров-евреев, как у СССР, и ни одно из государств не предоставило во время войны своим евреям такой помощи.
Действительно, с началом в 1948 году кампании по борьбе с ’космополитизмом’ были установлены определенные ограничения для получения евреями высшего образования, но последствия такой политики были минимальны, доказательством чему можно считать большое число академиков и ученых еврейского происхождения.
С другой стороны, контакты российских и украинских евреев со своими соплеменниками в Соединенных Штатах в значительной степени способствовали появлению в этих двух государствах олигархов еврейского происхождения.
Владимир Путин, которого я святым не считаю, присутствовал на торжествах в честь 60-летия освобождения Освенцима в сопровождении освобождавших лагерь ветеранов Советской армии и некоторых из бывших узников.
В своем выступлении Путин коснулся многих тем, но ни разу не произнес слова Шоа и Холокост. Стоит ли его упрекать в этом? В настоящее время Россия переживает сильнейший приступ ксенофобии, направленной, в первую очередь, против чеченского населения и выходцев с Кавказа, вообще, но иногда проявляющийся в виде агрессивного антисемитизма.
Так, группа политиков, разделяющих националистские настроения, потребовала запретить на территории России деятельность всех еврейских организаций. Путин, скорее всего, не признает их правоты.
Но нестабильная ситуация в этой стране может послужить приходу к власти менее ’либеральных’, чем нынешние, политиков, и тогда в России вновь возникнет забытая, начиная с 1917 года, проблема антисемитизма.
К. С. Кароль (K. S. Karol), "El Pais", Испания16 февраля 2005