"Die Zeit": Путин допустил убийство Масхадова
Москва по-настоящему не проявляла заинтересованности в переговорах
Русские пули настигли лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова в серой деревне с уродливым зданием, где размещается школа и местная администрация. Однако место это носит романтическое название - Толстой-Юрт. В этом есть что-то символическое. Масхадов читал Толстого и другую классическую литературу о Кавказе, прекрасно говорил по-русски. Он родился в Казахстане, куда Сталин депортировал чеченцев. Из среды ’неблагонадежного’ народа Масхадов вырос до полковника Советской армии, служил на Дальнем Востоке, в Венгрии и Прибалтике.
После распада Советского Союза и нападения Ельцина на Чечню в 1994 г., командуя в Грозном, Масхадов наносил ощутимые поражения бывшим русским товарищам. Однако этот человек с тихим голосом, умеренный мусульманин и жесткий, но готовый к компромиссам противник, постоянно искал в Москве партнера для долгосрочного мирного решения конфликта. В 1996 г. он нашел такого партнера в лице легендарного генерала Лебедя, с которым и закончил войну. Чеченцы избрали Масхадова президентом. Однако собственные ястребы - Басаев и Радуев, организуя теракты, вскоре подорвали его авторитет.
Владимир Путин возобновил войну, что помогло ему победить на президентских выборах. С тех пор Москва по-настоящему не проявляла заинтересованности в переговорах. Масхадов разрывался между предложениями о мире и объявлениями борьбы, между отречением от террора и солидарностью с фанатичными командирами боевиков. Он был последним из могикан. На его смену теперь придет поколение фундаменталистов. Они уже не знают русских, они знают лишь оккупантов. И с ними Путин получит то, чего заслуживает.
Кристиан Шмидт-Хойер, "Die Zeit" (Германия), 10 марта