"Ведомости": Свадьба и другие случаи. На новосибирской сцене встретились Сухово-Кобылин и Даниил Хармс
24 Мар 2005, 18:00
Олег Зинцов
Ведомости
24.03.2005, №51 (1333)
НОВОСИБИРСК — Два новых спектакля в новосибирском театре “Глобус” поставили ученицы Петра Фоменко — Елена Невежина и Марина Глуховская. Впрочем, ничего специфически фоменковского в их работах нет. Но само приглашение показательно — один из лучших нестоличных театров делает логичную ставку на новых режиссеров с хорошей школой.
Уместно вспомнить, что в прошлом сезоне “Глобус” получил “Золотую маску” за спектакль еще одного московского режиссера поколения 30-летних — Дмитрий Черняков, блестяще работающий в столицах в музыкальном театре, сделал в Новосибирске камерную постановку “Двойного непостоянства” Мариво, и справедливость присуждения ему “Маски” за лучший драматический спектакль малой формы не оспорил, кажется, никто. Теперь “Глобус” затеял мини-фестиваль к своему юбилею (75-й сезон, если считать с основания новосибирского ТЮЗа, переименованного в “Глобус” в 1993 г.).
Конечно, “Двойное непостоянство” — главное украшение этой программы. Но, кроме того, редкий нестоличный театр может сегодня козырнуть юбилейной афишей, где есть, например, спектакли Валерия Фокина и Романа Козака, у которых полно работы в Москве и Петербурге. Зазвать их в Новосибирск наверняка было непросто, и то, что “Глобусу” в свое время удались такие приглашения, говорит о хорошо поставленном деле. Отладившая этот механизм экс-директор театра Мария Ревякина работает сейчас в “Золотой маске”, но “Глобус”, как выясняется, хорошо держит форму — в смысле театрального менеджмента это несомненно успешное предприятие. Во всяком случае, раз в два года под Рождество здесь делают крупнейший в Сибири театрально-музыкальный фестиваль и стараются привезти на него главных героев всего театрального сезона.
Собственные премьеры “Глобуса” в принципе тоже по-прежнему не нуждаются в поправках на географию. Хотя бы в том смысле, что проблемы, например, “Свадьбы Кречинского” в постановке Марины Глуховской не столько местного, сколько общего порядка.
Любой большой сцене, разумеется, нужен такой репертуар. Классическая пьеса, но не из самых заигранных, так что за сюжетом в зале следят не без охов и ахов. Любимый публикой жанр: Глуховская поставила “Свадьбу Кречинского” как комедийную мелодраму с финальным поцелуем. Судя по спектаклю, режиссеру мила эпоха русского модерна. И хотя логично увязать эту любовь с написанной на полвека раньше пьесой Сухово-Кобылина никто здесь не пытался, резоны понятны: хочу, чтобы было красиво.
Ну так и публика хочет того же — в Новосибирске ли, в Москве, тут разница невелика и уж точно не принципиальна. Любому крупному театру так или иначе приходится учитывать запросы массового вкуса, и здесь уже становятся важны присущие Марине Глуховской аккуратность и чувство меры — качества, всегда полезные в отсутствие серьезных задач.
У Елены Невежиной, насколько можно понять, такие задачи были. В “Глобусе” она поставила спектакль “Белая овца” по текстам Даниила Хармса, смешав автора с персонажами так, что в программке среди действующих лиц обнаружились и Даня Ювачев (настоящее имя писателя), и некто СтаруХармс, появляющийся на сцене то в виде щеголеватого господина с трубкой, то в виде старухи с метлой. И если в первом акте актеры азартно разыгрывают коммунальную комедию, то второй целиком отведен изображению сюрреалистического кошмара как отражения в авторском сознании социальной действительности 1930-х.
Показывая Хармса как трагического художника страшной эпохи, Елена Невежина нашла не то чтобы новый ракурс, но вполне увлекательный и точный способ игры. В конце концов в ее театральном фокусе оказалась хороша не столько серьезность намерений, сколько обыкновенная ловкость рук — что случае с Хармсом, однако, есть вещь самой первой необходимости.
Ведомости
24.03.2005, №51 (1333)
НОВОСИБИРСК — Два новых спектакля в новосибирском театре “Глобус” поставили ученицы Петра Фоменко — Елена Невежина и Марина Глуховская. Впрочем, ничего специфически фоменковского в их работах нет. Но само приглашение показательно — один из лучших нестоличных театров делает логичную ставку на новых режиссеров с хорошей школой.
Уместно вспомнить, что в прошлом сезоне “Глобус” получил “Золотую маску” за спектакль еще одного московского режиссера поколения 30-летних — Дмитрий Черняков, блестяще работающий в столицах в музыкальном театре, сделал в Новосибирске камерную постановку “Двойного непостоянства” Мариво, и справедливость присуждения ему “Маски” за лучший драматический спектакль малой формы не оспорил, кажется, никто. Теперь “Глобус” затеял мини-фестиваль к своему юбилею (75-й сезон, если считать с основания новосибирского ТЮЗа, переименованного в “Глобус” в 1993 г.).
Конечно, “Двойное непостоянство” — главное украшение этой программы. Но, кроме того, редкий нестоличный театр может сегодня козырнуть юбилейной афишей, где есть, например, спектакли Валерия Фокина и Романа Козака, у которых полно работы в Москве и Петербурге. Зазвать их в Новосибирск наверняка было непросто, и то, что “Глобусу” в свое время удались такие приглашения, говорит о хорошо поставленном деле. Отладившая этот механизм экс-директор театра Мария Ревякина работает сейчас в “Золотой маске”, но “Глобус”, как выясняется, хорошо держит форму — в смысле театрального менеджмента это несомненно успешное предприятие. Во всяком случае, раз в два года под Рождество здесь делают крупнейший в Сибири театрально-музыкальный фестиваль и стараются привезти на него главных героев всего театрального сезона.
Собственные премьеры “Глобуса” в принципе тоже по-прежнему не нуждаются в поправках на географию. Хотя бы в том смысле, что проблемы, например, “Свадьбы Кречинского” в постановке Марины Глуховской не столько местного, сколько общего порядка.
Любой большой сцене, разумеется, нужен такой репертуар. Классическая пьеса, но не из самых заигранных, так что за сюжетом в зале следят не без охов и ахов. Любимый публикой жанр: Глуховская поставила “Свадьбу Кречинского” как комедийную мелодраму с финальным поцелуем. Судя по спектаклю, режиссеру мила эпоха русского модерна. И хотя логично увязать эту любовь с написанной на полвека раньше пьесой Сухово-Кобылина никто здесь не пытался, резоны понятны: хочу, чтобы было красиво.
Ну так и публика хочет того же — в Новосибирске ли, в Москве, тут разница невелика и уж точно не принципиальна. Любому крупному театру так или иначе приходится учитывать запросы массового вкуса, и здесь уже становятся важны присущие Марине Глуховской аккуратность и чувство меры — качества, всегда полезные в отсутствие серьезных задач.
У Елены Невежиной, насколько можно понять, такие задачи были. В “Глобусе” она поставила спектакль “Белая овца” по текстам Даниила Хармса, смешав автора с персонажами так, что в программке среди действующих лиц обнаружились и Даня Ювачев (настоящее имя писателя), и некто СтаруХармс, появляющийся на сцене то в виде щеголеватого господина с трубкой, то в виде старухи с метлой. И если в первом акте актеры азартно разыгрывают коммунальную комедию, то второй целиком отведен изображению сюрреалистического кошмара как отражения в авторском сознании социальной действительности 1930-х.
Показывая Хармса как трагического художника страшной эпохи, Елена Невежина нашла не то чтобы новый ракурс, но вполне увлекательный и точный способ игры. В конце концов в ее театральном фокусе оказалась хороша не столько серьезность намерений, сколько обыкновенная ловкость рук — что случае с Хармсом, однако, есть вещь самой первой необходимости.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522