ГАЗЕТА: Пять лет за колючей проволокой по ложному обвинению
Бывший зек требует компенсацию за судебную ошибку
Жителя Новосибирска Евгения Лукина посадили на 10 лет за убийство, которое он не совершал. Настоящих преступников нашли, когда Лукин успел отбыть почти половину срока, свыкнуться с тюремной жизнью и потерять всякую надежду добиться справедливости. За время, проведенное в заключении, он потерял семью, дом и здоровье. А перед ним даже не извинились. Теперь 37-летний бывший зек требует от властей компенсации за причиненный ущерб - 15 миллионов рублей.
Дело ’раскрыли’ за три месяца
Евгения Лукина арестовали 25 декабря 1999 года по подозрению в совершении расправы над частной предпринимательницей Мариной Федоровой, промышлявшей торговлей на местном вещевом рынке. Федорову зверски убили в ее же квартире в Кировском районе Новосибирска. Как установили криминалисты, женщине нанесли не менее семи ударов топором, который обнаружить на месте преступления не удалось. Правоохранительные органы констатировали, что из квартиры погибшей пропали золотые украшения, драгоценности и другие ценные вещи. Версия о совершении убийства с целью ограбления стала основной. Водитель Федоровой Евгений Лукин сразу же попал в число главных подозреваемых. Во-первых, он часто бывал в доме своей работодательницы. Во-вторых, подтвердить свое алиби на день убийства он не смог. А обнаруженные отпечатки пальцев Лукина предрешили его судьбу на ближайшие годы.
Следователям районной прокуратуры понадобилось всего три месяца, чтобы завершить расследование и направить дело в суд. Лукину предъявили обвинение в совершении убийства (ст. 105 УК) и кражи (ст. 158). При рассмотрении дела в 2000 году Кировский райсуд нашел материалы уголовного дела достаточными для вынесения обвинительного приговора. Показания подсудимого, настаивавшего на непричастности к преступлению, были расценены как попытка избежать наказания и уйти от ответственности. Первоначально суд назначил Лукину наказание в виде 12 лет лишения свободы. Однако впоследствии дело дважды пересматривалось: подсудимый обращался с жалобами в вышестоящие судебные инстанции и добивался отмены приговора. Но вынесенное в 2001 году решение районного суда - приговорить Лукина к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима - стало окончательным.
Отбывать наказание Лукина отправили в исправительную колонию УФ 91/21, что в поселке Горный Тогучинского района Новосибирской области. В поисках справедливости осужденный продолжал писать жалобы в различные инстанции, обращался в местные газеты. Всякую надежду Лукин, по его собственному признанию, потерял после того, как его кассационную жалобу отклонил Верховный суд РФ.
’Я беззащитен под колесами правосудия’
То, что убийство Федоровой совершили совершенно другие лица, выяснилось только в 2003 году. Это произошло после того, как сотрудники милиции задержали в Новосибирске членов преступной группы, подозреваемых в совершении не менее 12 убийств и 20 разбойных нападений на квартиры и дома местных предпринимателей. В банду входили бывшие сотрудники милиции и военнослужащие внутренних войск, которые в свое время вместе отбывали наказание в одной из колоний Забайкалья. На допросах один из задержанных рассказал, что с подельниками они нашли в газете объявление о продаже мебели, которое дала Марина Федорова. Под предлогом покупки бандиты попали в ее квартиру, где зарубили хозяйку топором, после чего похитили ценные вещи.
Отдел Генпрокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе, проводивший расследование дела преступной группы, установил, что Евгений Лукин никакого отношения к бандитам, как и к непосредственному убийству, не имел. В связи с этим в областной суд было подано надзорное представление, на основании которого было поручено пересмотреть его дело. И только в августе 2004 года Кировский районный суд, который ранее трижды признавал вину Лукина, отменил приговор в его отношении по формулировке ’за отсутствием состава преступления’. Евгений Лукин, который в общей сложности провел за решеткой сначала в СИЗО, а потом в исправительной колонии четыре года и восемь месяцев, был освобожден.
Оказавшись на свободе, Лукин нанял адвоката, с помощью которого собрал в судах и прокуратуре все необходимые документы, относящиеся к его задержанию, аресту и осуждению. На их основании подготовил судебный иск о возмещении ущерба, который на днях был подан в суд Октябрьского района Новосибирска. Лукин требует взыскать в качестве возмещения морального и материального ущерба 15 миллионов рублей. Ответчиком по иску выступает в лице государства областное управление Федерального казначейства, которое обеспечивает деятельность органов прокуратуры и судов. ’Находясь в абсолютно неравном положении с органами прокуратуры, мои жизнь, здоровье и репутация подверглись таким испытаниям, которые нельзя измерить никакими критериями. Единственная надежда у меня оставалась на суд. Когда я услышал провозглашенный приговор, то осознал, насколько я беззащитен под колесами правосудия’, - отмечает Лукин в своем исковом обращении.
Как сказал Евгений Лукин в беседе с корреспондентом ГАЗЕТЫ, вернуться к обычной жизни ему сейчас очень трудно. Годы, проведенные в колонии, не прошли бесследно, все это отразилось на здоровье. Кроме того, после ареста супруга Лукина решила расторгнуть брак и с детьми уехала из города. По закону органы прокуратуры должны были принести извинения, однако этого по сей день сделано не было. По словам адвоката Лукина Александра Симененко, никто в этой истории не понес никакого наказания.
Михаил Марчук, ГАЗЕТА, 23 марта