"Независимая Газета": Зачем спикеру раскрутка. Алтайский старожил у власти может составить конкуренцию претендентам на губернаторское кресло
Александр Григорьевич Назарчук, уже почти десять лет бессменно возглавляющий законодательный орган Алтайского края, является одной из самых заметных фигур на политическом небосклоне региона.
И дело здесь, пожалуй, даже не столько в непосредственной профессиональной деятельности господина Назарчука, сколько в том, что профессиональные пиарщики называют «раскруткой». Рейтинг упоминаемости Назарчука в средствах массовой информации – один из самых высоких не только в крае, но и во всем Сибирском федеральном округе. И ладно бы высказывался он только по поводу принимаемых КСНД законов – так нет ведь, тут тебе и комментарии по вопросам о вступлении России в ВТО, и пространные интервью печатным изданиям (см., например, газеты «Алтайская неделя» от 2 декабря 2004 г., «Алтайская правда» от 20 июля 2004 г., «Российская земля» от 9 февраля 2005 г. и др.). Но больше всего внимание публики, безусловно, привлекает открытое противоборство Назарчука и действующего губернатора Алтайского края Евдокимова.
Интересно, чем может быть вызвано столь активное желание сместить всенародно избранного губернатора? Уж не стремлением ли занять его кресло? Тем более что шансы достаточно высоки: наиболее вероятные претенденты на губернаторство, если свято место вдруг окажется вакантным, – алтайцы-«единороссы» Хвоинский, Рыжак, Семенов, – смотрятся рядом с Назарчуком довольно слабыми конкурентами, эдакими комсомольцами, не имеющими достаточного политического опыта. Однажды уже принимавший участие в выборах Шабалин, согласившись возглавить краевое правительство, фактически лишил себя возможности вновь побороться за губернаторский пост, связав свое будущее с туманным будущим Михаила Евдокимова.
В этой связи возникает вопрос: кто же такой Александр Назарчук на самом деле?
Старожил у власти, еще в 1995 году возглавлявший федеральное Министерство сельского хозяйства, – впрочем, как свидетельствуют газетные публикации тех лет, не слишком успешно, что вызывало бурную критику со стороны его коллег по правительству. Да и по собственному признанию Александра Григорьевича, два года работы министром сельского хозяйства вызывают в нем не лучшие воспоминания («Алтайская правда» от 6 августа 2004 г.). Гораздо больше сил и энергии тратил Назарчук на чисто политическую деятельность, изобилующую всякого рода противостояниями и предвыборными агитациями.
Будучи высокопоставленным членом Аграрной партии России (членом которой Назарчук является с 1993 г.), Александр Григорьевич был в начале 1990-х годов, как полагают аналитики, более влиятельной фигурой, чем занимавший тогда должность председателя Совета народных депутатов Алтайского края Александр Суриков.
Отмечают, что Назарчук вполне мог стать губернатором еще в 1996 году, но законодательство Алтайского края, как и многих других регионов, на тот момент содержало условие годичного ценза оседлости для возможности выдвигаться в качестве кандидата, а Александр Григорьевич вернулся в край из Москвы менее чем за год до дня выборов. Видимо, это была одна из немногих причин, по которым он принял решение не выдвигать свою кандидатуру и стал во главе избирательного штаба Сурикова.
Характерной особенностью политической деятельности Назарчука является стремление «снимать» со своих постов лиц, занимающих выборные должности. Так, в 1998 году Александр Григорьевич был одним из 22 членов Совета Федерации, которые подписали Обращение членов Совета Федерации к президенту Б.Н. Ельцину с требованием добровольной отставки.
Достаточно широкую известность получило также противостояние Назарчука лидеру Аграрной партии России Михаилу Лапшину, своеобразной кульминацией которого стало решение АПР о поддержке на президентских выборах 2000 года кандидатуры Владимира Путина. Несогласный с этим Назарчук не стеснялся в выражении своего негодования. «Я категорически протестую против болтовни г-на Лапшина и буду настаивать на том, чтобы руководство Аграрной партии перешло к человеку, который не мечется из угла в угол на политической сцене», – цитировало его тогда сетевое издание Regions.Ru.
Сегодня «новой жертвой» Назарчука стал губернатор Евдокимов. Хотя обвинения спикера в адрес губернатора выглядят по меньшей мере несерьезно: ведь плачевное состояние, в котором находится Алтайский край сегодня, сложилось уж никак не за полгода! И уж никак нельзя обвинять в этом не только лично губернатора, но и даже одну только исполнительную власть! Тем более, по словам самого же Назарчука, рассмотрение вопроса на сессии – «это ответственность, которую берет на себя крайсовет, [одобряя действия администрации по подготовке к зиме]» («Коммерсант-Новосибирск» от 27 августа 2004 г.). То есть ответственность, которую законодательная власть полностью разделяет с властью исполнительной. Более того, уже почти десятилетие как Назарчук практически единолично является олицетворением законодательной власти в крае. Не секрет, что Александру Григорьевичу без особого труда удается «продавливать» нужные законодательные инициативы. По мнению многих политэкспертов, он пользуется большим влиянием среди депутатов, в том числе и в деле принятия решений по поводу того, как голосовать. Порой дело доходит до того, что технический аппарат КСНД несвоевременно знакомит с важнейшими документами ту часть депутатов, которая не входит в депутатскую фракцию «За наш Алтай», о чем писал, например, «МК» на Алтае». Думается, неутешительный результат многолетнего законотворчества Назарчука очевиден каждому жителю края.
Но вряд ли спикер признает собственную ответственность за происходящее, равно как и вряд ли это станет достаточным основанием для того, чтобы отказаться от борьбы за губернаторский пост. В этой связи показательны его собственные слова пятилетней давности: «Говорят, будто выигрывать выборы можно на том, чтобы показывать, как много именно мы сделали для людей полезного и конкретного. Но скажите, кто у нас в стране за последние годы выиграл выборы благодаря тому, что он что-то реальное сделал?! Не подкупил, не словчил, а сделал!» А что сделал Александр Григорьевич?
Петр Поспелов, "Независимая Газета", 25 марта