Анатолий Квашнин в интервью "Континенту Сибирь": Обещал - выполни, спланировал - сделай

06 Апр 2005, 04:00

Анатолию Квашнину, назначенному на пост полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе в сентябре 2004 года, приходится как решать экономические вопросы, связанные с корректировкой Стратегии развития Сибири, так и отвечать на политические и социальные вызовы, поставленные федеральными законами о монетизации и о новом порядке избрания глав регионов. Многообразие задач, стоящих перед полпредами, требует системного подхода. Поэтому анализу связей и взаимного влияния бизнеса, социальной политики и власти уделено особое внимание в первом большом интервью АНАТОЛИЯ КВАШНИНА журналистам Издательского дома «Сибирь-Пресс». Интервью подготовил АЛЕКСАНДР ПОПОВ.

Темпы развития Сибири должны превосходить среднероссийские

- Анатолий Васильевич, начавшийся процесс корректировки Стратегии экономического развития Сибири и создание Высшего экономического совета говорят о том, что аппарат представителя президента собирается активно заниматься экономическим развитием СФО. Как вы оцениваете экономическую ситуацию в округе, какова основная задача в этой сфере?

- Еще со времен Ломоносова принято считать, что российское могущество должно прирастать Сибирью. К сожалению, на нынешнем этапе это совершенно не так. Об этом говорят показатели социально-экономического развития Сибирского федерального округа. Так, индекс выпуска продукции по пяти базовым отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля) у нас ниже среднероссийского. Темпы роста объема промышленного производства по России за прошлый год составили 106,1%, в Сибирском федеральном округе результаты значительно скромнее - 103,8%. Темпы увеличения объемов строительства также ниже среднероссийских, за прошлый год прирост составил чуть более 8%. А ведь у нас в Сибири, с учетом тяжелых климатических условий, более короткого срока службы жилья и других объектов, строиться должно существенно больше, чем в европейской части страны.

Еще один показатель - в общем объеме инвестиций в России на Сибирь приходится лишь 8,7%! Как может Россия прирастать Сибирью, если в Сибирь ничего не вкладывается?

Проблемы в экономическом развитии приводят к отставанию в социальной сфере. В Сибири средняя зарплата ниже, чем по России, высокая безработица, даже если судить по официальным показателям. По России в среднем на одну вакансию претендует 2,7 безработных. В Сибири - 4,4!

Цифры говорят о многом и определяют нашу основную задачу. Необходимо обеспечить все условия, чтобы переломить негативную тенденцию. Темпы развития в экономической и социальной сфере в Сибирском федеральном округе должны превосходить среднероссийские. Стратегическая задача - увеличить за десятилетие валовой региональный продукт регионов округа не менее чем в два раза, а может, и более.

Потому-то и принято решение доработать Стратегию экономического развития Сибири, наполнив ее конкретными программами, проектами с указанием источников финансирования, исполнителей, механизмов контроля. Однако это не все. Стратегия - план федерального округа. Социально-экономическое развитие должно быть спланировано на всех уровнях. Стратегия определит общие базовые параметры, нормативы для составления социально-экономических планов и программ субъектов Федерации. В свою очередь региональные программы зададут ориентиры для следующих уровней, вплоть до отдельных поселений.

Главное - профессионализм власти

- Уже не первый год осуществляется административная реформа. В чем содержание и основная цель преобразований во власти?

- Прежде всего необходимо создать в округе структуру единой власти, соответствующую современному этапу развития России. Это не значит, что должна быть власть одного человека. Это означает, что четыре уровня власти должны работать как единое целое. Речь идет о двух уровнях государственной власти (федеральный центр и субъект Федерации) и двух уровнях местного самоуправления (муниципальный район или городской округ и поселение).

Должны быть четко прописаны функциональные обязанности каждого уровня власти, необходимо сделать оптимальной структуру управления, исключить дублирование. Управление должно быть устойчивое, непрерывное и эффективное.

Наконец, главное. Должна быть не только единая система власти. Власть должна быть профессиональной. Только в этом случае получится системно решать задачи по социально-экономическому развитию территории.

- То есть уровень профессионализма власти сегодня недостаточен?

- Приведу пример: были мы в одном селе, и я начал «пытать» местного главу: «Расскажи мне, как ты видишь будущее своего села, есть ли у тебя программа развития территории?» В ответ - тишина. Часа два мы с ним мучились, а потом он не выдержал: «Что вы от меня хотите, я бывший участковый!» Зачем же тогда пошел во власть?

Другой пример: Усть-Кут Иркутской области, который замерзает уже четыре зимы подряд из-за непрофессионализма городской власти. В жилищно-коммунальное хозяйство города с населением 50 тысяч жителей вложили 320 млн рублей! Результата нет. Нынешний мэр Усть-Кута с 2002 года занимает этот пост, до этого четыре года был первым заместителем мэра. Это лишь некоторые примеры, их можно продолжать. Проблема профессиональных кадров на сегодня очень актуальна и особенно важна для местного самоуправления. 2005 год мы объявили годом профессионализма.

- Что делает аппарат полпреда для решения кадровой проблемы?

- В Сибирском федеральном округе 16 субъектов Федерации, около 500 муниципальных районов и городских округов и примерно 4200 населенных пунктов сельского и городского типа. Много это или мало? Это примерно 17 тысяч государственных служащих и примерно, пока еще примерно, от 70 до 100 тысяч муниципальных служащих. Они определяют всю жизнь Сибири, от их работы будет зависеть благосостояние 20 млн сибиряков. Имеем ли мы право допустить, чтобы это делали непрофессионалы? Нет. Значит, мы их должны научить.

На последнем совете Сибирского федерального округа мы с главами администраций субъектов и законодателями приняли коллегиальное решение, что ни один вновь выбранный глава муниципального образования не должен приступать к своей должности, к принятию решений, касающихся судеб сотен и тысяч граждан, пока не пройдет определенный курс обучения.

Уже составлена 72-часовая программа повышения квалификации глав муниципальных образований и основных специалистов местных администраций. Готовятся специальные учебники - через месяц-два экспериментальные образцы методических рекомендаций будут направлены на места главам муниципальных образований.

Будем также реформировать систему образования с тем, чтобы обеспечить единую систему подготовки профессиональных кадров. Надо разобраться, чему и как мы учим, переработать учебные планы с учетом современных требований к специалистам, обеспечить рациональное сочетание различных форм обучения и преемственность образования. Очень важно также и то, кого мы учим. Например, сегодня из 13 выпускников Сибирской академии государственной службы только один идет работать по специальности. И даже он не готов сразу после окончания учебы в полном объеме исполнять свои обязанности. Можете себе представить, сколько средств мы просто закапываем в землю из-за недоработок кадровых служб органов государственной и местной власти.

Поэтому сейчас выстраиваем систему жесткого госзаказа в образовании. Обучать будем только по потребности. Каждый выпускник должен идти на первую должность по специальности, полученной в вузе, и работать без дополнительного обучения на местах.

Структура власти должна быть предельно ясной

- Продолжая тему профессионализма власти. Как вы оцениваете ситуацию в Алтайском крае?

- Проблемы есть. И реакция на них будет. Многие общественно-политические структуры выразили свое недоверие действующему губернатору Михаилу Евдокимову. Недоверие есть со стороны ряда глав районов и городов.

- А как вы относитесь к идее создания правительства Алтайского края?

- Я - не сторонник создания правительства, но это мое личное мнение. В Омской области, например, действует правительство. Так или иначе, важно, чтобы любая структура управления была профессиональной.

Но вопрос гораздо шире. Сколько субъектов Федерации, столько и структур управления. Причем совершенно непохожих друг на друга. У одних - управления, у других - комитеты, у третьих - советы. В администрации одного региона за определенную функцию отвечают три органа, в администрации другого - вообще ни один. В такой ситуации нормально работать невозможно, особенно во взаимодействии. В этом году мы планируем привести структуры власти к некоему однообразию, так как это тоже является одним из элементов создания понятной и прозрачной структуры власти. Могут быть расхождения, этого нельзя отрицать. Но эти расхождения должны определяться объективными причинами, например, структурой экономики, местной спецификой, но никак не искаженным восприятием отдельных руководителей.

Структура управления должна быть предельно ясной. Это касается не только уровня субъектов Федерации, но и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Недавно на совещании в Красноярске мы собирали представителей различных ведомств. Перечислю некоторые из тех, кто ведает вопросами транспорта: Енисейское бассейновое государственное управление на внутреннем водном транспорте - раз, Управление водных путей и судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта - два, Окружное территориальное управление Федерального агентства воздушного транспорта - три, Управление госавианадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - четыре. И могу дальше продолжать.

Когда система сложная, появляется дублирование функций. Ведь любой порядочный человек просто так на рабочем месте сидеть не будет. Он начнет выдумывать обязанности себе, своим подчиненным. Так рождается бесконечный и ненужный поток бумаг. Структура и система управления должны быть понятны не только для народа, но и для самой власти.

Бизнесу должно остаться лишь меценатство

- Какие задачи власть, аппарат полпреда собираются ставить перед бизнесом для решения проблем социально-экономического развития Сибири?

- Что касается бизнеса, задача власти - выстроить систему взаимоотношений между тремя субъектами. Первый - экономика, или бизнес. Этот субъект различается по видам собственности (государственной, муниципальной и личной в разных формах), по размеру (крупному, среднему и малому). Второй субъект - социум. Он также различается по уровням (гражданин, семья, социальные группы по благосостоянию и в целом общество). Наконец, третий субъект взаимоотношений - власть. Ее тоже можно разделить на уровни. Два уровня государственной власти - федеральный центр и субъект Федерации, два уровня местного самоуправления.

Каждый субъект имеет свои задачи, и никогда ситуация не может быть идеальной для всех. Например, бизнес выступает по отношению к гражданину работодателем. Чего хочется работодателю? - Чтобы работник больше работал за меньшую зарплату. Чего хочется исполнителю? - Поменьше работать, побольше получать. Нет между ними согласия. Его надо найти. И помочь в этом может только власть, которая в треугольнике взаимоотношений между субъектами может выработать взаимоприемлемую нормативно-правовую базу, найти компромисс, удобный для всех трех субъектов. Это очень сложная задача. И аппарат полпреда в данном случае ставит перед собой цель взаимоувязать интересы различных субъектов, чтобы обеспечить единую системную работу. Один из инструментов для этого - Высший экономический совет, в который вошли представители бизнеса, науки, губернаторы, законодатели.

- Одной из проблем социально-экономического развития Сибири является низкий уровень межрегиональной кооперации, который приводит к конкуренции, а не к сотрудничеству. Будет ли меняться эта система?

- Конкуренции между губернаторами и регионами нет. Какая конкуренция, когда все лежат на боку? Из 16 субъектов у нас только один донор, восемь регионов высокодотационные. Сейчас принято говорить «депрессивный регион». Не согласен с таким определением. Не может быть депрессивных регионов. Каждый имеет свои специфические особенности и должен иметь свою специфическую отраслевую направленность. Конечно, многоотраслевая экономика лучше. Сейчас, например, идет процесс объединения Красноярского края с Таймыром и Эвенкией. Новый субъект Федерации будет многоотраслевым, стабильным регионом. Если же на территории региона нет нефти или угля, то он может быть успешен в туризме. Во Франции 60 процентов доходов в бюджет поступает от туризма. А ведь это экономически развитая страна! Так депрессивны ли Республика Алтай и Алтайский край со своими уникальными природными условиями?

Но вот межтерриториальная взаимоувязка необходима. Элементарный пример - дорожная инфраструктура. Один регион строит дорогу так, а другой иначе. А потом просят федеральный центр достроить 100 км, чтобы соединить эти две дороги. А почему сразу не построить одну дорогу?

Кроме того, нужно устанавливать и межотраслевые взаимоотношения. Зачем президент «ЕвразХолдинга» Александр Абрамов покупает вагоны у частной фирмы? Он мне ответил, что «Российские железные дороги» («РЖД») не могут удовлетворить его потребности в перевозке продукции. А почему возникла эта проблема? Потому что между «ЕвразХолдингом» и «РЖД» нет межотраслевой увязки: компания может заплатить за перевозку, а вагонов нет, потому что «РЖД» не знает, что нужно для удовлетворения транспортной потребности других отраслей. Кстати, именно из-за отсутствия межотраслевой увязки возникает ситуация, когда наши ФПГ начинают приобретать энергетические активы. Зачем? Нельзя же в спорте одновременно быть чемпионом мира и по лыжам, и по плаванию. Успеха можно достигнуть только в одном деле.

- Многие сибирские губернаторы (особенно Тулеев и Хлопонин) заключают соглашения с представителями большого бизнеса. Кто, на ваш взгляд, должен вести такую работу? Может быть, это задача полпреда?

- Федеральный центр в округах представляет не только аппарат полпреда. Министерства и ведомства имеют здесь территориальные органы. Так вот, отвечая на ваш вопрос, скажу, что этим должны заниматься территориальные органы совместно с губернаторами. А раз они не занимаются, тогда губернатор начинает создавать эти компромиссные, договорные отношения, в том числе и в социальной сфере без учета всех проблем. Хотя в идеале должно быть не так. Компания работает и выплачивает государству то, что положено: налоги, иные обязательные платежи. И это все. Бизнесу должно оставаться лишь меценатство. В России оно всегда было развито, но раньше касалось искусства, науки, а сейчас перешло в социальную сферу. В масштабе государства на всех уровнях должна быть создана нормативно-правовая база, позволяющая содержать социальную сферу только за счет налогов. Но на современном этапе, пока идет совершенствование нашего государства, практика заключения соглашений с ФПГ правильная.

- В чем должна заключаться роль крупного бизнеса в решении социальных вопросов, например, проблемы безработицы?

- С развитием крупной экономики проблему безработицы мы не решим. В крупных экономических структурах проводится модернизация производства, следовательно, количество рабочих мест будет уменьшаться. Недавно был на вагонном заводе в Бурятии, там установили один лазерный станок, и он заменил сразу 20 человек. Причем производительность стала на порядок выше. Таких примеров много.

Значит, проблему нужно решать, развивая малый бизнес. Но не бизнес, делающий капитал по формуле «деньги-воздух-деньги» (как поступают посредники, «челноки»), а бизнес, включенный в технологические цепочки и работающий по формуле «деньги-товар-деньги».

Наша задача - найти наиболее инициативных, предприимчивых людей, оказать им помощь, в том числе профессиональную, помочь создать технологические цепочки с учетом местных условий, межотраслевыми связями увязать отраслевой бизнес по горизонтали, связать сельских предпринимателей с городскими, чтобы исключить неоправданных посредников.

Как ни парадоксально, но если не будет у нас малого бизнеса, то не будет и независимого государства. Ведь в основе этого бизнеса лежит жизнеобеспечение социального субъекта, то есть рядового гражданина. А сейчас одежду, продовольствие, другие товары поставляют иностранные компании.

Личные качества губернатора - на первом месте

- Будете ли приветствовать досрочное обращение губернаторов за доверием к президенту?

- Зачем? По моему мнению, этого делать не надо. Пусть работают. А того, кто не будет работать, президент имеет право досрочно отстранить от должности.

- Какой стиль управления считаете оптимальным?

- Командный стиль. Но не от слова «командовать», а от слова «команда». Команда работает как единое целое, вырабатывает коллегиальные решения, а после этого - принцип персональной ответственности. То есть за каждым закрепляется круг задач, которые он обязан выполнить. И будь добр сделать. Не сделаешь - свободен.

- Как потенциальный кандидат в губернаторы может попасть в поле зрения полпреда, а затем и президента? Что для этого нужно? Какими качествами он должен обладать?

- На первом месте стоят личные качества: порядочность, честность, работоспособность, физическое здоровье, коммуникабельность, умение руководить и обязательность. На втором - профессиональные качества. Губернатор, по моему мнению, не должен быть узким специалистом. Он должен знать все. Но тем не менее личные качества - на первом месте. Ведь не дай бог, если губернатор окажется профессионалом, но подлецом.

Самое важное - обязательность: пообещал бомжу - выполни, пообещал президенту - выполни. Чтобы не получилось, что перед начальником он ведет себя как бедная скотинка, а перед подчиненными - как хищный зверек. И не ври. Тогда попадешь в команду президента. И самое главное, что народ будет доверять своей власти. Когда у народа антипатия к власти, это самое страшное. Тогда наступает время революций и переворотов. Все рушится до основания, и опять нужно начинать «с нуля». Революциями, бунтами и переворотами Россия уже измучена до предела. ХХ век - не век России.

- XXI будет наш?

- Будет, если начнем работать профессионально.

"Континент Сибирь", 1 апреля





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года