"The Guardian": Возвращение "холодной войны". В российском кинематографе происходит настоящая революция, и он готов помериться силами с самим Голливудом

15 Апр 2005, 20:27

Однажды - и это было не так давно - между собой вели борьбу две стороны: силы света и силы тьмы. Борьба их длилась бы бесконечно, пока в один прекрасный день они не решили заключить между собой перемирие, дабы не изничтожить друг друга окончательно. И договорились они о следующем: в дневное время силы добра контролируются дневным дозором сил зла, а ночной дозор сил добра в свою очередь контролирует противоборствующую сторону в ночное время. Однако, несмотря на достигнутую между ними договоренность, силы добра вынуждены бороться с силами зла денно и нощно - ведь те странствуют по нашим городам в любое время суток, высасывая кровь мирных жителей.

Подобная фабула вполне может быть принята за аллегорию борьбы наследников советской эпохи с силами капитализма, одержавшими в свое время победу над социализмом. Однако на самом деле она послужила основой для создания кинофильма ’Ночной дозор’. Речь идет о новой кассовой картине новой волны отечественного кинематографа, которая с огромным успехом идет во всех российских кинотеатрах. Уже в первую неделю проката фильм собрал в России 2,8 млн. фунтов, а сумма общего сбора от кинопроката картины в 2004 г. составила 9 млн., что является наивысшим достижением для отечественного художественного фильма, снятого в постсоветский период.

Успех фильма многими расценивается как доказательство того, что российское кино может приносить немалые деньги, как у себя на Родине, так, возможно, и за рубежом. Согласно упорным слухам, Бред Питт собирается сняться в голливудском сиквеле ’Ночного дозора’. Сообщается также, что кинокомпания Fox Searchlight, которая приобрела права на прокат картины в США, обратилась к автору романа и сценаристу ’Ночного дозора’ писателю-фантасту и психологу по профессии Сергею Лукьяненко с предложением написать сценарий для новой картины.

Громкий успех фильма также немало способствовал делу успешного продвижения российского кинематографа. На фоне усиливающихся разговоров о том, что между склонным к интервенционистской политике Вашингтоном и недемократичной по характеру установившейся власти Москвой происходит становление новых - вполне в духе ’холодной войны’ - отношений, кинофильмы российского производства стали отвоевывать позиции, которые на рынке отечественного кинопроката занимал их традиционный конкурент Голливуд. Так, в 2001 году, согласно данным, которые привел редактор журнала ’Кинобизнес сегодня’ Александр Семенов, общий сбор российского кинопроката составил 34,4 млн. фунтов, при этом доля российских картин в котором не превышала трех процентов. Однако уже в 2004 г., сумма сборов резко возросла, достигнув уровня в 74,5 млн. фунтов. При этом доля отечественных картин - главным образом благодаря кинохиту ’Ночной дозор’ - составила уже 12%. Киноотрасль сейчас находится на подъеме и переживает в коммерческом плане подлинную революцию. Вполне возможно, что ей удастся даже превзойти свои наивысшие достижения, относящиеся к тому периоду, когда она являлась главным орудием советской пропаганды. Лишь за три первые месяцы текущего года отечественные фильмы собрали в прокате 20,5 млн. фунтов.

Как пишет кинокритик газеты ’Ведомости’ Юрий Гладильщиков, ’пять лет назад отечественные телесериалы вытеснили американские из сетки вещания во время массового просмотра телепередач. А теперь мало-помалу то же самое происходит и в кинематографе. Конечно, пока еще слишком рано говорить о ’победе’ над американцами, однако наметившаяся тенденция отражает серьезные изменения в сознании и запросах российских кинозрителей. В наибольшей степени это относится к молодежной - главной зрительской аудитории. Совершенно ясно, что молодежь отдает предпочтение отечественным фильмам’.

Однако, как и во всех революциях, когда-либо свершавшихся в России, и у этой - кинореволюции - имеется свой политический вдохновитель. Еще в сентябре 2002 г. министерство культуры, позже - в ходе путинской административной реформы - преобразованном в федеральное агентство по культуре, заявило о намерениях инвестировать в российское кинопроизводство. В тот момент отечественные кинорежиссеры с трудом выпускали 57 картин в год, и при этом испытывали крайнюю нужду в государственном финансировании своей продукции. Занимавший в то время пост министра Михаил Швыдкой заявил, что Россия должна выпускать в год не менее 100 фильмов, добавив при этом, что по линии минкультуры будет финансироваться треть от этого объема. Была предложена схема, согласно которой режиссеры должны представлять в министерство на рассмотрение сценарии будущих фильмов, а министерство будет решать, на какие фильмы выделять средства. Главным образом речь шла о фильмах ’патриотической’ и ’исторической’ направленности, а также фильмах для детей. Вполне вероятно, что подобное решение было подтверждением того, что В. Путин разделяет мысль, содержащуюся в высказывании В.И. Ленина о том, что ’из всех искусств для нас важнейшим является кино’.

Идея патриотизма - стержневая нить, объединяющая такие фильмы, как ’Ночной дозор’, ’Турецкий гамбит’ (очень популярная военно-историческая драма из царских времен) и еще один кинохит - ’Личный номер’ (другое название - ’Обратный отсчет’). Все эти картины были сняты при финансовой поддержке государства и при участии принадлежащего государству Первого телеканала. Заглавные титры боевика ’Личный номер’ (бюджет которого составил 3,7 млн. фунтов, но в прокате фильм так и не принес те астрономические сборы, на которые рассчитывали его создатели), безусловно, являются наглядным примером того, каким Кремль хотел бы видеть отечественное кинопроизводство: государственное телевидение и минкультуры, работающие с социально ответственными представителями бизнес-сообщества, для внедрения в массы ’нужной’ идеологии. Читаем в титрах: ’Первый канал, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и компания ’Сибнефть’ представляют’. Кстати говоря, ’Сибнефть’ является одной из многих российских нефтяных компаний, сохранивших лояльность Кремлю после ареста главы ’Юкоса’ Михаила Ходорковского.

Что касается кинофильма ’Личный номер’, то он представляет собой заурядный триллер на тему о теории заговора, к которой власти регулярно прибегают для того, чтобы найти объяснение терактам типа Беслана или ’Норд-Оста’ с захватом заложников, повлекших за собой многочисленные человеческие жертвы. В основу сюжета фильма положен рассказ о том, как офицер российских спецслужб под давлением вынужден дать признательные показания о том, что он якобы пытался взорвать жилой дом в Москве (что вполне определенно перекликается с нашумевшей теорией, возникшей вокруг взрывов жилых домов, которые привели к началу второй чеченской кампании в 1999 г., которая в свою очередь привела к власти бывшего сотрудника КГБ В. Путина). В то же самое время некий российский негодяй-олигарх (прозрачный намек на Бориса Березовского, которого обвиняют в том, что он стоял за терактами, которые эти самые террористы и осуществили) финансирует захват террористами здания московского цирка. Офицер ФСБ в одиночку врывается в здание цирка и освобождает всех заложников, среди которых, конечно же, оказывается и его собственная дочь.

Если вся эта история вам до сих пор не показалась очень знакомой, скажем лишь, что фильм имеет счастливую концовку: все злодеи оказываются повержены, а главный герой - отмщен. Террористы, проходящие подготовку в лагере где-то на Ближнем Востоке под руководством своих арабских наставников, - у которых под слоем грима почему-то проступают хорошо различимые славянские лица, - изображают из себя последователей Бен Ладена, как в фильме режиссера Трея Паркера (Trey Parker) ’Отряд Америка: Всемирная полиция’, передвигаясь по миру в своих клетчатых черно-белых шарфах - куфиях, и скандируя ’Аллах Акбар’.

Создатели фильма с самого начала заняли оборонительные позиции. Кинокритик Алекс Экслер из близкой к Кремлю газеты ’Комсомольская правда’ написал хвалебный отзыв, отмечая, что ’профессионализм’ и ’мастерство’ создателей фильма рассеяли подозрительность, которую он ощущал в отношении этой картины после того, когда услышал, что она была сделана ’по госзаказу’ и является ’русским ответом Голливуду’. Государственное информационное агентство РИА ’Новости’ дало фильму высокую оценку, отметив при этом, что ’создатели фильма, подражая Голливуду, пытались соблюсти политкорректность и изобразили чеченцев скорее как жертв, чем злодеев, хотя те и приняли участие в захвате московского цирка. В этом фильме американцы являются союзниками русских. В качестве главного начальника у американцев выступает благородный темнокожий генерал. Спецслужбы обеих стран сотрудничают, чтобы спасти забавных, но при этом неплохих европейцев’.

Несомненно, что льстиво-угодливый по отношению к властям сюжет напрямую способствовал тому, что фильм стал обладателем колоссального по российским меркам бюджета. Как пишет кинокритик Антон Долин из газеты ’Газета’: ’Мы в настоящее время живем в обществе, которое медленно, но неуклонно движется по направлению к все более полному авторитаризму. Поэтому я думаю, что фильм [о страданиях чеченского народа] у нас сейчас в принципе невозможен. Сегодня ни один частный продюсер не станет рисковать своими деньгами, вкладывая их в [подобный] фильм’.

В прошлом месяце министр М. Швыдкой тоном советского комбата, объявляющего благодарность личному составу батальона, выбившему фашистов из укрепрайона, объявил о том, что согласно его прогнозам, уже в ближайшем будущем отечественные картины отвоюют у иностранных конкурентов более 25% российского кинорынка. ’Факт остается фактом: национальная кинопродукция вытеснила иностранные картины в процессе нормальной конкуренции’, - сказал министр применительно к способности отечественной киноиндустрии выиграть киновойну точно также, как она в свое время выиграла у иностранных производителей телесереальную войну.

Появление в ближайшие месяцы новых кинохитов обещает помочь российским ’силам добра’ закрепиться на отвоеванной у иностранных конкурентов территории. В качестве продолжения популярной остросюжетно криминальной драмы ’Бумер’ обещан фантастический фильм ’Волкодав’ или, как его еще называют, ’Бумер 2’ с бюджетом 5,2 млн. фунтов и, конечно, ’Ночной дозор 2’. Все это является лишним доказательством - если оно кому-то еще требуется - того, что страсть времен ’холодной войны’ переиграть врага в его же игре жива и доселе.

Ник Пейтон Уолш, "The Guardian", (Великобритания), 15 апреля





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года