Газета.Ру о паводке в Сибири: Патриха или смерть
В Иркутской области и Красноярске в связи с половодьем возбуждены уголовные дела. Красноярских чиновников обвиняют в преступной халатности за разрушенные дома. А спасателям Иркутской области, где погибло как минимум три человека, инкриминируют оставление в опасности людей.
В пятницу стало известно, что в Иркутской области и Красноярском крае возбуждены уголовные дела, связанные с разливом местных рек. В Красноярске из-за затопления 13 частных домов в центре города сотрудники департамента городского хозяйства будут отвечать по ст.293 УК РФ (преступная халатность).
А в Иркутской области, где из-за разлива реки Бирюса погибли по меньшей мере 3 человека, сразу по двум статьям УК РФ – 293 (преступная халатность) и 125 (оставление в опасности) – понесут ответственность спасатели.
Как сообщил «Газете.Ru» начальник пресс-службы МЧС России Виктор Бельцов, по данным на 12.00 пятницы, установлены личности двух жертв наводнения в поселке Патриха в Иркутской области. Это пенсионеры Татьяна Пахарева, 1937 года рождения, и Эндеш Жумабеков, 1929 года рождения. Кроме того, по данным Иркутской прокуратуры, погибшей считается 87-летняя Анастасия Ромашова. Еще в четверг в региональном центре МЧС сообщили, что женщина погибла на глазах у своих односельчан. Достоверные обстоятельства ее гибели до сих пор неизвестны. Хотя есть информация, что ночью ее дом перевернуло глыбами льда и женщину задавило обломками. При этом, по словам спасателей, за несколько часов до трагедии представители МЧС, эвакуировавшие жителей Патрихи, трижды уговаривали пенсионерку покинуть жилище, – но она категорически отказывалась уезжать из деревни.
На защиту иркутских спасателей уже бросились местные чиновники. Например, по мнению замглавы администрации региона Георгия Трифонова, сотрудники МЧС сделали все возможное, а «жители сами усугубляют ситуацию и затрудняют работу спасательных служб, отказываясь выезжать». Трагические итоги паводка Трифонов объясняет плохой погодой, которая и помешала работе спасательных служб. По его словам, чуть больше чем за сутки в районе выпало почти 2,5 декадных нормы осадков. С ним согласен и начальник Сибирского регионального центра МЧС Сергей Салов, который считает, что спасатели были готовы и вертолетчики «умудрились сделать то, что уму непостижимо, – но стихия оказалась сильнее».
Несмотря на это прокурор области Анатолий Мерзляков заявил в пятницу журналистам, что «органы МЧС сделали не все от них зависящее и допустили такую ситуацию». По его словам, сейчас изымаются документы, организован прием граждан, контролируются вопросы обеспечения жизнедеятельности людей, оказавшихся в зоне затопления. В частности, проверяется целевое использование МЧС бюджетных средств. Как сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» представитель Иркутской областной прокуратуры, в рамках расследования будет дана оценка «действиям лиц, не предпринявших достаточных мер для проведения неотложных противопаводковых мероприятий». Кроме того, следователи оценят работу «лиц, не обеспечивших оказание помощи жителям села Патриха, которые в силу возраста, старости, болезни или вследствие своей беспомощности не могли принять меры для самосохранения».
Напомним, что подтапливать Патриху начало 27 апреля, когда Бирюса после ливневых дождей вышла из берегов и вынесла глыбы льда на жилую зону. Там уже дежурила группа спасателей МЧС, которая приступила к эвакуации жителей. По спискам насчитывалось 230 человек из местного населения и девять гостей. Некоторых сельчан пришлось снимать прямо с крыш домов вертолетами. Всего удалось эвакуировать 198 человек. В первый день около 50 жителей отказывались выезжать, охраняя свое имущество. На сегодня опасную зону покинули все жители деревни, 22 человека находятся рядом, для них организована горячая кухня. Остальные размещены в соседних населенных пунктах. Еще в четверг 15 человек, среди которых две беременные женщины, один больной гипертонией и маленькие дети, были отправлены в Тайшетскую центральную районную больницу.
В настоящее время в деревне ведутся работы по ликвидации последствий паводка. По данным регионального центра МЧС, селение почти полностью уничтожено, улицы и строения скрыты под глыбами льда. Всего в Патрихе из 93 жилых домов 24 разрушены. Некоторые здания ледоход сместил почти на 20 метров.
По словам спасателей, возможно, помимо трех погибших в Патрихе есть и другие жертвы, тела которых пока не обнаружены. По данным иркутского телеканала «Город», в настоящее время неизвестна судьба еще 12 человек.
В Красноярске разлив реки Кача, начавшийся в ночь со среды на четверг, не привел к таким тяжелым последствиям. Возбуждение уголовного дела, предусматривающего ответственность за халатность, в отношении департамента городского хозяйства связано с тем, что там якобы не были приняты необходимые противопаводковые меры. Как сообщил РИА «Новости» прокурор Виктор Гринь, органы ГО и ЧС предупреждали о возможности паводка еще 25 марта, но администрация не организовала работы по укреплению дамбы и берегов реки Кача.
В настоящее время специально созданная следственная бригада прокуратуры устанавливает тех сотрудников департамента городского хозяйства, кто персонально виновен в случившемся, уточнил Гринь. Кроме того, прокуратура проверяет факты затопления населенных пунктов в ряде пригородных районов, которым также причинен «такой материальный ущерб, который позволяет возбудить уголовное дело», заявил Гринь. Проверке будут подвергнуты и предупредительные действия тех служб ГО и ЧС края, которые призваны бороться с паводком, уточнил он.
Как сообщалось ранее, в ночь с 27 на 28 апреля уровень воды в реке Кача поднялся на 2,3 метра. Течением была прорвана насыпная дамба, вода, смыв старый пешеходный мост, затопила центр города. Более 40 человек было эвакуированы, а их имуществу был причинен значительный материальный ущерб, общий объем которого, по словам чиновника, в настоящее время подсчитывается.
Водная халатность
Нижнеудинская межрайонная прокуратура возбудила уголовное по ст. 293 УК РФ (халатность) в связи с размытием федеральной трассы М-53 «Байкал» в районе поселка Замзор. Участок автодороги Иркутск – Новосибирск вместе с небольшим мостом был разрушен 27 апреля из-за повышения уровня воды в ручье Замзорка. Тогда часть дороги оказалась под водой. Движение было перекрыто почти на сутки. С обеих сторон аварийного участка скопилось порядка 450 легковых и грузовых автомобилей. Для ликвидации аварии ночь велись восстановительные работы, пришлось отсыпать 300 кубометров грунта. Кроме того, был организован полевой лагерь с горячим питанием для рабочих и водителей. Дорогу открыли 28 апреля в 11.30 по местному времени.
Представители комиссии по ЧС Иркутской области обратились в органы прокуратуры с просьбой проверить готовность района к угрозе паводков, разобраться, почему было допущено перекрытие трассы. Ранее руководство Нижнеудинского района сообщало, что территория полностью готова к паводковому периоду и чрезвычайной ситуации не ожидается.
Анастасия Никитина (Иркутск), Анастасия Макряшина, Газета.Ру, 29 апреля