Журнал "Власть" о политической ситуации на Алтае: Евдокимов узел

23 Май 2005, 18:57

"Творческая командировка" Михаила Евдокимова во власть, похоже, завершена. На момент сдачи этого номера в печать он еще продолжал исполнять обязанности губернатора Алтайского края, но, судя по заявлениям компетентных лиц, указ президента о его отставке -- дело ближайших дней.

 

Как уже сообщала "Власть", 31 марта Алтайский краевой совет вынес губернатору Евдокимову вотум недоверия. Согласно федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", в этой ситуации президент должен был либо отправить главу региона в отставку, либо не согласиться с депутатами. Но Владимир Путин не сделал ни того, ни другого.


Это воодушевило сторонников Евдокимова, полагавших, что президент на их стороне. Но противники губернатора, вхожие в столичные кабинеты, уверяют, что Евдокимову просто ищут замену. Судя по подробностям обсуждения, которые они приводят, и уверенности, с которой называют двух главных кандидатов (замглавы департамента Минфина, бывший глава краевого комитета по финансам Андрей Юрин и председатель краевого отделения Пенсионного фонда Борис Трофимов), судьба Михаила Евдокимова действительно решена. Осталось лишь выяснить, кто и почему "заказал" юмориста, переквалифицировавшегося в губернаторы.

 

Бывший соперник


Сам Михаил Евдокимов настаивает на том, что заговор с целью его свержения организовал бывший губернатор Алтайского края Александр Суриков, которого эстрадный артист сенсационно победил во втором туре выборов 4 апреля 2004 года. Комментируя вотум недоверия, Евдокимов заявил, что эта акция умело срежиссирована его предшественником. Административные возможности для этого у экс-губернатора есть: после поражения на выборах он стал помощником полпреда президента в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского. Новый полпред Анатолий Квашнин, назначенный в сентябре 2004 года, оставил Сурикова в этой должности.


На первый взгляд эта версия выглядит наиболее логичной: позорное поражение от артиста, который не считался реальным конкурентом баллотировавшегося на третий срок губернатора, вполне могло подвигнуть Сурикова на месть. Но большая часть представителей региональной элиты этому не верит -- прежде всего исходя из личных качеств Сурикова. Хотя он известен суровым нравом, изобретение сложной многоходовой операции с одной лишь целью отомстить -- совершенно не в его стиле. Тем более что в случае отставки Евдокимова шансы самого Сурикова вернуться в губернаторское кресло ничтожно малы: как считают в Кремле, "народ уже отказал ему в доверии".


Кроме того, Александр Суриков прижился в полпредстве, оказавшись ценным кадром для неискушенного в хитросплетениях сибирской экономики и политики генерала Квашнина. Близкие к Сурикову источники говорят, что протесты населения против монетизации льгот и роста коммунальных тарифов доказали экс-губернатору преимущество его нынешнего положения. "Оказывается, не избрав меня, народ сделал мне подарок",-- сказал он не так давно одному из алтайских депутатов.

 

Оппозиционный спикер


По второй популярной версии, главой заговора был председатель крайсовета Александр Назарчук. Сторонники Евдокимова скандируют на митингах в его поддержку: "Миша, без базара, выгони Назара!" Главной мишенью для критики Назарчук стал уже на следующий день после того, как сессия крайсовета отказала главе региона в доверии.

Но если разобраться, отставка губернатора Назарчуку скорее невыгодна. "Режим Евдокимова" со всеми его нелепостями во многом устраивал спикера. После исхода из краевой администрации пригретых Суриковым представителей местной элиты он остался едва ли не единственным алтайским политиком с реальными властными полномочиями и богатым опытом интриг, в том числе и на федеральном уровне (в 1994-1996 годах Назарчук был министром сельского хозяйства). Кроме того, если губернатор откровенно слаб в управлении, роль руководителя крайсовета резко возрастает. Кстати, Назарчук не раз говорил, что в условиях кадровой чехарды в исполнительной власти крайсовет вынужден "сам обсуждать, сам принимать и сам выполнять принятые решения".


Между тем при Сурикове спикеру Назарчуку жилось сложнее. В 1996 году губернатор перебрался в крайадминистрацию из кресла председателя регионального парламента. Законотворческий процесс был досконально известен Сурикову, и спуску новому спикеру он не давал.


Отставка Евдокимова вряд ли будет на руку и левым силам края, интересы которых выражает Назарчук. Как полагает лидер левой фракции крайсовета "За родной Алтай" Виталий Сафронов, в случае отставки губернатора Владимир Путин наверняка будет рекомендовать на его пост члена "Единой России". А по мнению руководителя алтайской "Школы реальной политики" Константина Емешина, если Назарчук и победит, "для него это будет пиррова победа, так как любой сильный губернатор прежде всего низведет роль спикера парламента именно до роли спикера".


Возможно, поэтому Александр Назарчук, по сведениям "Власти", до последнего момента противился внесению в повестку мартовской сессии крайсовета вопроса о вотуме недоверия. В окружении спикера утверждают, что на этот шаг он решился лишь под давлением полпреда Квашнина, заверившего главу крайсовета в том, что отставка губернатора Евдокимова согласована на высшем уровне.

 

Боевой генерал


Именно "руку полпреда" видит за атакой на Евдокимова большинство алтайских политиков и депутатов. Отношения "народного" губернатора и бывшего начальника Генштаба не сложились с самого начала: вскоре после назначения на пост полпреда Квашнин посетил Алтайский край и результатами визита остался недоволен. В полпредстве возникла идея приставить к Евдокимову опытного финансиста, чтобы несведущий в экономике губернатор не натворил бед.

 

Рекомендованный полпредом первый вице-губернатор фактически должен был управлять регионом, а Евдокимов занялся бы более привычными делами -- публичными выступлениями, банкетами и презентациями. На роль "серого кардинала" был выбран гендиректор ОАО "Алтайэнерго" Сергей Шабалин. Но губернатор неожиданно выступил против. "Я народный избранник и принимаю решения сам!" -- так, по словам очевидцев, отреагировал Евдокимов на инициативу полпреда. Впоследствии отношения руководителей края и федерального округа только ухудшались. Как утверждают источники "Власти", в аппарате полпреда решили, что единственная возможность избавиться от непредсказуемого главы края -- добиться вынесения ему вотума недоверия.


Правда, пока нет однозначного ответа на вопрос, была ли эта комбинация санкционирована Кремлем. Накануне сессии крайсовета 31 марта ответ, казалось, был однозначен. Но длительная пауза, взятая президентской администрацией после вынесения Евдокимову вотума, позволила в этом усомниться. Как справедливо заметил лидер депутатской группы "В поддержку президента -- за развитие края" Сергей Ермаков, "если бы там захотели, то быстро бы сняли".


Местные аналитики отмечают, что юридически идея вотума выглядела безупречной, но с политической точки зрения ее авторы поставили Владимира Путина в сложное положение. С одной стороны, отправив в отставку известного артиста, к тому же горячо поддержанного многими коллегами (в частности, за него заступились Валерий Золотухин, Александр Михайлов и Александр Панкратов-Черный), президент рискует потерять симпатии части населения, которая по-прежнему голосует на выборах не разумом, а сердцем. С другой -- сохранение в должности неэффективного губернатора явно противоречит самой идее властной вертикали. Ведь именно Алтайский край может послужить наиболее наглядной аргументацией тезиса президента о том, что всенародные губернаторские выборы нередко приводят к избранию неумелых управленцев.

Когда наконец Путин решится разрубить этот "евдокимов узел", пока неизвестно. Закон "Об общих принципах..." не устанавливает сроки, в которые президент обязан определиться, отправлять губернатора в отставку или проигнорировать вотум недоверия. Видимо, поэтому Кремль решил взять паузу и сначала порекомендовал крайсовету еще раз рассмотреть вопрос о деятельности крайадминистрации, а затем, уже устами полпреда Квашнина, предложил сторонам конфликта найти согласованный вариант выхода из кризиса. Правда, депутаты заявили, что ни на какой компромисс не согласны.

 

Заслуженный артист


Впрочем, даже если заговор действительно был, сам Евдокимов сделал для своего свержения едва ли не больше, чем экс-губернатор Суриков, спикер Назарчук и полпред Квашнин, вместе взятые. Значительная часть предъявленных ему депутатами обвинений вполне справедлива: кадровая чехарда, нежелание детально вникать в проблемы региона (большую часть времени губернатор проводит в Москве или загранкомандировках), последовательно ухудшающееся социально-экономическое положение края.


Но нынешнего кризиса можно было избежать, если бы Евдокимов сумел за год встроиться в кремлевскую властную вертикаль. Тем более что в первые месяцы пребывания у власти условия для этого у новой команды были весьма благоприятными: шокированная поражением непоколебимого Сурикова региональная элита безропотно гнулась под напором приезжих управленцев. Экономического чуда от Евдокимова не ждали, поэтому при соблюдении установленных для губернаторов правил игры он мог спокойно править оставшиеся три года. Но преодолеть свою изначальную внесистемность артист так и не смог. О чем ярко свидетельствует хотя бы его недавнее выступление в эфире радиостанции "Эхо Москвы". На вопрос, готов ли он возглавить "революцию" в случае решения президента о его отставке, Евдокимов бесхитростно ответил: "Если народ пойдет, я, конечно, пойду с народом. Обязательно. А что же?" Ответ вполне в духе "народного" губернатора, но такие в нынешнюю систему власти не вписываются.


Кстати, в окружении алтайского губернатора самокритично признают, что выпустили ситуацию из-под контроля. Как заявил на условиях анонимности один из заместителей Евдокимова, еще до декабря 2004 года у новой администрации была возможность нейтрализовать конфликт с законодателями и полпредом, если бы губернатор оказался чуть сговорчивей и захотел признать ошибки. Но время было упущено. Теперь сторонникам Евдокимова остается лишь по примеру своего шефа грустно шутить о том, что их губернатор вывел Алтай на новый уровень развития: никогда еще этому региону не уделялось такое внимание в федеральных СМИ.

 

Лучшие шутки Михаила Евдокимова

По словам очевидцев, первый раз зайдя в губернаторский кабинет, его новый хозяин с некоторым недоумением осмотрел скромную обстановку и сделал вывод: "Какой-то колхоз..."


Придя к власти, Евдокимов пообещал включить в свою команду "хороших ребят, выпускников алтайских вузов". Но в итоге привлек к управлению краем группу специалистов из других регионов -- Ростова, Краснодара, Новосибирска, Приморья. Поработав в администрации всего несколько месяцев, чиновники начали увольняться один за другим: за год работы губернатора у него сменилось 17 заместителей и бессчетное число помощников и советников. Объясняя депутатам крайсовета причины кадровой чехарды, Евдокимов сообщил: "Я никого не выгонял. Люди уходили по своим причинам".
Одним из первых испытаний для нового губернатора стала борьба с последствиями паводка весной 2004 года. Осмотрев с вертолета затопленные сельхозугодья и подтопленные населенные пункты, Евдокимов на пресс-конференции заявил, что все это "очень романтично".


В конце июля губернатор представил программу выхода региона из экономического кризиса. В докладе утверждалось, что в Алтайском крае имеются запасы нефти, которые могут обеспечить загрузкой нефтеперерабатывающий завод и решить проблему "холодной зимы". В геолого-разведочном управлении в ответ осторожно сообщили, что в крае есть несколько территорий, где возможно обнаружить углеводородные месторождения, но разведывательные работы не проводились, а их стоимость и строительство даже одной буровой установки оцениваются в суммы, сравнимые с бюджетом края.


3 ноября 2004 года Евдокимов отказался подписать принятый крайсоветом закон о повышении зарплаты региональных чиновников. Но уже 22 ноября согласился это сделать, пояснив, что повышает зарплату только потому, что в бюджете на 2005 год "заложен механизм роста доходов всех земляков".


31 марта 2005 года губернатор отказался зачитывать перед депутатами крайсовета традиционный доклад о социально-экономической ситуации в крае. Свой шаг он объяснил тем, что депутаты все равно настроены неконструктивно и не смогут воспринять доклад адекватно.


2 апреля на пресс-конференции в Москве Евдокимов назвал "нелогичным ходом" назначение экс-губернатора Александра Сурикова куратором Алтайского края в аппарате полпреда президента в Сибирском федеральном округе: "Это все равно как если бы 9 мая 1945 года европейское сообщество пригласило Сталина и сказало ему: 'Нам некуда девать Гитлера, пусть он покурирует Советский Союз'".


После сессии крайсовета 28 апреля, на которой депутаты во второй раз оценили работу крайадминистрации неудовлетворительно, Евдокимов объяснил журналистам, что нелепо через год работы требовать от него знание края в деталях. "Надо, чтобы мозги привыкли,-- пояснил он.-- Первые три месяца работы вообще катастрофа была, сидел в бумагах. Это ж надо было понять и быть рядом, а не ерничать и не выглядывать из-за угла. Это нечестное поведение!"

11 мая глава края предложил всем своим заместителям и главам комитетов и управлений администрации подать в отставку. Так он отреагировал на действия крайсовета, дважды признававшего работу администрации неудовлетворительной. Большинство членов его команды написали заявления об уходе, но до сих пор работают на своих постах.

 

ДЕНИС БАЙСАРОВ, Барнаул, "Коммерсантъ-Власть", №20(623) от 23.05.2005г.





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года