"Коммерсантъ-Красноярск": Этнобизнес способен на большие деньги
06 Июн 2005, 06:00
В красноярских клубах все чаще выступают этнические группы. На красноярских базах отдыха клиентам предлагают поселиться в юртах. На городских площадях во время праздников камлают шаманы, а в эзотерических отделах магазинов продают вещи, изготовленные в нескольких сотнях километров от столицы Красноярья. Тыва, Хакасия, Эвенкия — территории, где сохранились традиционные промыслы, вера предков и их культурные ценности. «Этника — очень перспективный вид бизнеса, но пока еще не сформировался рынок сбыта», — в один голос заявляют все, кто пробовал зарабатывать на ней деньги. Все еще впереди. С подробностями — ДИНА ДЫНЕВА.
Фолк с лотка
Самый продаваемый этно-продукт — это музыка. В Европе вот уже много лет не утихает ажиотаж вокруг этнической музыки.
— Европа «переела» всевозможных музыкальных направлений и течений, устала от электронных изысков и теперь пытается найти удовольствие в неиспорченных цивилизацией этнических культурах, — говорит куратор международных проектов Красноярского музейного центра Александра Шубская. — Этот процесс идет и у нас, но мы менее падки на этническую экзотику, возможно, потому что для нас она более доступна.
Действительно, в составе Красноярского края с недавнего времени находятся Эвенкия и Таймыр, прилегают к его границам Тыва и Хакасия. Народы, населяющие эти территории, не забыли традиций предков, сохранили свой язык, свою уникальную культуру. И все готовы транслировать свои национальные продукты, будь то одежда или музыка. Красноярск в последние годы стал местом реализации различных этнокультурных проектов.
Красноярский культурно-исторический центр уже неоднократно привозил команды, за которые любой европейский клуб готов платить большие деньги. В этом году на музейную биеннале, которая пройдет в конце июня, ожидается приезд легендарной Саинхо Намчылак — единственной в мире женщины, владеющей техникой тувинского горлового пения. Родившаяся и выросшая в Тыве, она вот уже много лет живет в Европе, последний ее альбом был записан в Италии совместно с ее итальянским мужем.
— Мы понимаем, что звезда такого уровня, как Саинхо стоит дорого, но мы не можем потянуть ее обычный гонорар, — рассказывает Александра Шубская. — Все, что мы смогли предложить, — тысяча долларов, по сути, это оплата билетов и дорожных расходов. По большому счету, ее приезд — культурная благотворительность родной Сибири.
Однако не будем считать европейские гонорары сибирских звезд, практика показывает, что в Сибири деньги на этнической музыке заработать можно. Клуб «Че Гевара» вот уже дважды привозил на гастроли тувинскую команду мирового уровня известности — группу «Ят-Ха», а также других популярных тувинских исполнителей — Гендоса, Ондара Монгун-оола.
— Этника вызывает интерес у красноярской публики, прошедшие концерты это подтвердили, — считает арт-директор «Че Гевары» Денис Попенко. — Но даже хорошо раскрученную и много лет гастролирующую «Ят-Ху» нельзя назвать группой популярной у широких масс. Поэтому цена билетов на их концерты была средней, сопоставимой со стоимостью других сибирских групп, которые совсем неизвестны ни в Европе, ни в Москве.
Денис Попенко убежден, что популярность этники будет расти, «но командам необходимо понять, что концерт в ночном клубе требует определенного формата, слушатели должны иметь возможность не только насладиться необычной музыкой, но и потанцевать, расслабиться».
Вот уже третий год занимается популяризацией этнической музыки красноярский бизнесмен Андрей Катаев. Он главный организатор фестиваля «Саянское кольцо», который объединяет национальные коллективы с Алтая до Тывы.
— Сибирская этническая музыка долгое время оставалась в тени. Пора ее оттуда выводить. Иностранцы, приезжающие на фестиваль, от разнообразия стилей приходят в восторг.
Несмотря на признаваемую всеми уникальность этнических коллективов Сибири, денег фестиваль пока не приносит. По словам господина Катаева, за три года он вложил уже 4 млн руб. собственных средств в «Саянское кольцо», и еще не известно, будет ли отдача от этих вложений.
— Но постепенно ситуация меняется, — рассказал „Ъ“ организатор «Саянского кольца». — В этом году на наш проект, наконец-то, обратила внимание краевая администрация, помогла в решении организационных сложностей. Губернатор Александр Хлопонин выделил 430 тысяч рублей из собственного фонда на призы лауреатам фестиваля. Так что проект развивается успешно.
Сами участники подобных фестивалей настроены более скептично. Юрий Льноградский, продюсер самарской группы «New-А», выступавшей на тувинском фестивале «Устуу-Хурээ» считает, что «коммерческой ценности в таких проектах пока нет». По его мнению, за поддержкой этнических проектов «нужно выходить на уровень мировых организаций, типа ЮНЕСКО.
Не музыкой единой
Однако не только на музыке можно зарабатывать деньги. Этим летом на красноярской базе «Манский плес» рядом с привычными домиками для отдыхающих появились две тувинские юрты, в которых предполагается создание историко-этнографической выставки «Культура быта народов Сибири». Сергей Белонин, один из организаторов проекта «Манский плес», рассказал „Ъ“, что отправной точкой идеи создания выставки послужил референдум по объединению регионов:
— Объединение должно проходить не только «сверху», по команде «смирно», но и «снизу» — на уровне знакомства территорий, культур и людей. Наши впечатления от посещения Тывы были ошеломляющими. Зачем тратить огромные деньги на посещения Тибета, Непала или Индии, когда в восьми часах езды от Красноярска находится страна с абсолютно иным укладом не только жизни, но и сознания.
Сделаны юрты были в самой Тыве и привезены на автомобиле в разобранном виде. Стоимость одного национального жилища тувинцев у производителей колеблется от 50 тысяч до автомобиля УАЗ, чрезвычайно востребованного в республике внедорожника. По словам администрации «Манского плеса», юрты должны окупиться в течение 2–3 лет.
— Мы изначально не ставили перед собой цель финансового успеха предприятия, — говорит господин Белонин. — В душе каждого предпринимателя есть желание продвижения собственных некоммерческих проектов.
Однако не все красноярские предприниматели считают, что этнобизнесом нужно заниматься только для души. В супермаркете «Диксон» открыт отдел этнических ремесел, где можно приобрести изделия из камня, войлока и других натуральных материалов, произведенные в Тыве, Хакасии и за рубежом. Директор супермаркета Михаил Павлов рассказал „Ъ“, что прибыль от продаж товаров отдела этнических ремесел составляет 30–50%.
О прибыльности этнобизнеса говорит и директор красноярской некоммерческой организации «Возрождение» Эдуард Лазовский:
— Этника всецело интересна для предпринимательской деятельности. Это и многовековые технологии производства юрт, и изделия из уникальных пород камней и дерева, изделия из войлока, шкур животных, национальная одежда, музыкальные инструменты концертно-продюсерская деятельность — огромный простор для бизнес-проектов. И нужно понимать, что, развивая национальные ремесла и транслируя этнические культуры можно не только заработать денег, но и существенно улучшить экономическое положение национальных территорий. А если вырастет платежеспособность тувинцев, хакасов, эвенков, можно выйти на другие уровни взаимовыгодного сотрудничества.
Фолк с лотка
Самый продаваемый этно-продукт — это музыка. В Европе вот уже много лет не утихает ажиотаж вокруг этнической музыки.
— Европа «переела» всевозможных музыкальных направлений и течений, устала от электронных изысков и теперь пытается найти удовольствие в неиспорченных цивилизацией этнических культурах, — говорит куратор международных проектов Красноярского музейного центра Александра Шубская. — Этот процесс идет и у нас, но мы менее падки на этническую экзотику, возможно, потому что для нас она более доступна.
Действительно, в составе Красноярского края с недавнего времени находятся Эвенкия и Таймыр, прилегают к его границам Тыва и Хакасия. Народы, населяющие эти территории, не забыли традиций предков, сохранили свой язык, свою уникальную культуру. И все готовы транслировать свои национальные продукты, будь то одежда или музыка. Красноярск в последние годы стал местом реализации различных этнокультурных проектов.
Красноярский культурно-исторический центр уже неоднократно привозил команды, за которые любой европейский клуб готов платить большие деньги. В этом году на музейную биеннале, которая пройдет в конце июня, ожидается приезд легендарной Саинхо Намчылак — единственной в мире женщины, владеющей техникой тувинского горлового пения. Родившаяся и выросшая в Тыве, она вот уже много лет живет в Европе, последний ее альбом был записан в Италии совместно с ее итальянским мужем.
— Мы понимаем, что звезда такого уровня, как Саинхо стоит дорого, но мы не можем потянуть ее обычный гонорар, — рассказывает Александра Шубская. — Все, что мы смогли предложить, — тысяча долларов, по сути, это оплата билетов и дорожных расходов. По большому счету, ее приезд — культурная благотворительность родной Сибири.
Однако не будем считать европейские гонорары сибирских звезд, практика показывает, что в Сибири деньги на этнической музыке заработать можно. Клуб «Че Гевара» вот уже дважды привозил на гастроли тувинскую команду мирового уровня известности — группу «Ят-Ха», а также других популярных тувинских исполнителей — Гендоса, Ондара Монгун-оола.
— Этника вызывает интерес у красноярской публики, прошедшие концерты это подтвердили, — считает арт-директор «Че Гевары» Денис Попенко. — Но даже хорошо раскрученную и много лет гастролирующую «Ят-Ху» нельзя назвать группой популярной у широких масс. Поэтому цена билетов на их концерты была средней, сопоставимой со стоимостью других сибирских групп, которые совсем неизвестны ни в Европе, ни в Москве.
Денис Попенко убежден, что популярность этники будет расти, «но командам необходимо понять, что концерт в ночном клубе требует определенного формата, слушатели должны иметь возможность не только насладиться необычной музыкой, но и потанцевать, расслабиться».
Вот уже третий год занимается популяризацией этнической музыки красноярский бизнесмен Андрей Катаев. Он главный организатор фестиваля «Саянское кольцо», который объединяет национальные коллективы с Алтая до Тывы.
— Сибирская этническая музыка долгое время оставалась в тени. Пора ее оттуда выводить. Иностранцы, приезжающие на фестиваль, от разнообразия стилей приходят в восторг.
Несмотря на признаваемую всеми уникальность этнических коллективов Сибири, денег фестиваль пока не приносит. По словам господина Катаева, за три года он вложил уже 4 млн руб. собственных средств в «Саянское кольцо», и еще не известно, будет ли отдача от этих вложений.
— Но постепенно ситуация меняется, — рассказал „Ъ“ организатор «Саянского кольца». — В этом году на наш проект, наконец-то, обратила внимание краевая администрация, помогла в решении организационных сложностей. Губернатор Александр Хлопонин выделил 430 тысяч рублей из собственного фонда на призы лауреатам фестиваля. Так что проект развивается успешно.
Сами участники подобных фестивалей настроены более скептично. Юрий Льноградский, продюсер самарской группы «New-А», выступавшей на тувинском фестивале «Устуу-Хурээ» считает, что «коммерческой ценности в таких проектах пока нет». По его мнению, за поддержкой этнических проектов «нужно выходить на уровень мировых организаций, типа ЮНЕСКО.
Не музыкой единой
Однако не только на музыке можно зарабатывать деньги. Этим летом на красноярской базе «Манский плес» рядом с привычными домиками для отдыхающих появились две тувинские юрты, в которых предполагается создание историко-этнографической выставки «Культура быта народов Сибири». Сергей Белонин, один из организаторов проекта «Манский плес», рассказал „Ъ“, что отправной точкой идеи создания выставки послужил референдум по объединению регионов:
— Объединение должно проходить не только «сверху», по команде «смирно», но и «снизу» — на уровне знакомства территорий, культур и людей. Наши впечатления от посещения Тывы были ошеломляющими. Зачем тратить огромные деньги на посещения Тибета, Непала или Индии, когда в восьми часах езды от Красноярска находится страна с абсолютно иным укладом не только жизни, но и сознания.
Сделаны юрты были в самой Тыве и привезены на автомобиле в разобранном виде. Стоимость одного национального жилища тувинцев у производителей колеблется от 50 тысяч до автомобиля УАЗ, чрезвычайно востребованного в республике внедорожника. По словам администрации «Манского плеса», юрты должны окупиться в течение 2–3 лет.
— Мы изначально не ставили перед собой цель финансового успеха предприятия, — говорит господин Белонин. — В душе каждого предпринимателя есть желание продвижения собственных некоммерческих проектов.
Однако не все красноярские предприниматели считают, что этнобизнесом нужно заниматься только для души. В супермаркете «Диксон» открыт отдел этнических ремесел, где можно приобрести изделия из камня, войлока и других натуральных материалов, произведенные в Тыве, Хакасии и за рубежом. Директор супермаркета Михаил Павлов рассказал „Ъ“, что прибыль от продаж товаров отдела этнических ремесел составляет 30–50%.
О прибыльности этнобизнеса говорит и директор красноярской некоммерческой организации «Возрождение» Эдуард Лазовский:
— Этника всецело интересна для предпринимательской деятельности. Это и многовековые технологии производства юрт, и изделия из уникальных пород камней и дерева, изделия из войлока, шкур животных, национальная одежда, музыкальные инструменты концертно-продюсерская деятельность — огромный простор для бизнес-проектов. И нужно понимать, что, развивая национальные ремесла и транслируя этнические культуры можно не только заработать денег, но и существенно улучшить экономическое положение национальных территорий. А если вырастет платежеспособность тувинцев, хакасов, эвенков, можно выйти на другие уровни взаимовыгодного сотрудничества.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522