Focus публикует интервью Невзлина: "Платить должны все"
Партнер нефтяного миллиардера Ходорковского раскрывает тайну: Леонид Невзлин рассказывает, кто в Кремле собирает деньги с российских бизнесменов
После того как российский суд приговорил экс-главу концерна ЮКОС Михаила Ходорковского к девяти годам заключения, его бывший заместитель Леонид Невзлин выдвинул тяжкие обвинения в адрес Кремля. 45-летний Невзлин говорит о показательном политическом процессе и обвиняет президента Владимира Путина и его окружение в том, что они незаконно обложили данью российский деловой мир. В беседе с корреспондентом журнала Focus Невзлин, который находится в эмиграции в Израиле, впервые подробно высказался о подоплеке дела ЮКОСа, а также об отношениях между Кремлем и бизнесом. Среди прочего Невзлин утверждает, что Путин принял в подарок от мультимиллиардера и владельца "Челси" Романа Абрамовича шикарную яхту стоимостью в 50 млн долларов.
Невзлин считается личным врагом российского президента. В 2004 году, в год президентских выборов, он финансировал избирательную кампанию кандидата, противостоявшего Путина. Тогда как Кремль в ответ на соответствующий запрос не захотел комментировать обвинения, выдвинутые Невзлиным, мультимиллиардер Абрамович отверг утверждения совладельца ЮКОСа: "Разговоров, о которых рассказывает Невзлин, никогда не было. Его обвинения лживы".
- Недавно ваш друг Михаил Ходорковский по итогам судебного процесса в Москве, за которым многие внимательно следили, был приговорен к девяти годам заключения за мошенничество, неуплату налогов и организацию преступной группировки.
- Это был показательный процесс чистой воды, урок всем политическим противникам Путина. Путину было важно убрать политического конкурента. Теперь перед выборами 2008 года путь для него расчищен.
- Вы исходите из того, что Путин сам руководил процессом?
- Он был обвинителем и судьей в одном лице. Он хочет уничтожить Ходорковского.
- В Германии есть политики, например заместитель председателя фракции ХДС/ХСС Вольфганг Шойбле, которые считают, что жизнь Ходорковского в опасности.
- Конечно! С этими людьми нужно быть готовым ко всему. Даже к тому, что его могут убить.
- Российская государственная прокуратура обвиняет вас в заказном убийстве несговорчивых оппонентов.
- Обвинения полностью надуманы. Нет ни одного свидетеля, только агенты спецслужб, цитирующие людей, которых сейчас нет в живых или которых невозможно найти.
- Несмотря на это, вас никто не считает невинной овечкой. Ходорковский и вы так быстро заработали миллиарды, что трудно представить, как это было возможно сделать, не нарушая закон.
- Никто не клал деньги в свой карман. Мы так руководили нашими фирмами, что их биржевая стоимость резко возросла. Сегодня они практически ничего не стоят – и это следствие атаки со стороны государства.
- Российский министр экономики Герман Греф обвинил вас в том, что ваша модель ухода от налогов была социально несправедливой: в стране 30 млн человек живут за чертой бедности и получают от 30 до 60 евро в месяц, а у вас миллиардные доходы.
- Социальная ответственность лежит на законодателях и правительстве. Они должны составлять законы, которые обеспечивают социальную справедливость. Задача предпринимателя – наращивать прибыль. Какой моралью должен руководствоваться предприниматель? Его цель – это заработать как можно больше денег и заплатить как можно меньше налогов в рамках закона.
- Получается, теперь государство в некотором роде силой заставило вас заплатить налоги.
- Я называю это кражей. Путин хочет похитить ЮКОС, и это ему пока хорошо удается.
- Абрамович в "Сибнефти", очевидно, использовал ту же систему ухода от налогов, как и вы. Почему к нему нет никаких вопросов?
- Потому что у него лучше налажена связь с Кремлем. Кроме того, он сделал президенту подарок. В Голландии он заказал для президента яхту за 50 млн долларов, которую Путин у него попросил.
- Серьезное обвинение. Вы можете это доказать? Согласно судовому реестру яхтой распоряжается дочерняя фирма, принадлежащая российскому государству.
- Роман Абрамович рассказывал мне об этом лично. Я не знаю, является ли Абрамович кассиром Путина или Путин – телохранителем Абрамовича.
- Почему бизнес-сообщество России не поддержало ЮКОС?
- Потому что все они боятся и платят за политическую защиту.
- О чем вы говорите?
- Российский деловой мир должен платить дань Кремлю. Я сам был тому свидетелем, когда к 300-летию Петербурга реставрировали парадный Константиновский дворец. ЮКОС должен был тогда отдать 100 или 200 млн долларов. Каждый, кто остался в России, платит десятки миллионов в год, в зависимости от масштаба предприятия, причем наличными.
- Куда идут эти деньги?
- Существует несколько направлений. То, что собирает заместитель главы президентской администрации Сурков, идет в первую очередь в Думу, там эти деньги выплачиваются в виде зарплаты депутатам кремлевской партии "Единая Россия". Также деньги собирает заместитель главы президентской администрации Сечин. В основном он занимается продажей должностей. Чтобы кого-то посадить на должность, необходимо заплатить Кремлю.
- Надо просто открыть кошелек, и можно купить себе официальную должность? И что предлагается?
- Практически все, кроме ключевых политических постов. Начиная с должности заместителя министра до начальников департаментов и губернаторов. Разброс цен – от 50 тысяч до пяти миллионов долларов, в зависимости от должности.
- Дикие обвинения. На чем они основаны?
- Я знаю людей, которые прямо рассказывали, что им предлагали должности на таможне за большие деньги, от региональной таможни до руководящих должностей на федеральном уровне. Речь шла о суммах от полумиллиона до нескольких миллионов долларов, которые можно было "отбить" на этой должности. Я не могу говорить конкретнее.
- Потому что у вас нет доказательств?
- Потому что это было бы опасно. Мы подставили бы людей. Кстати, депутатские мандаты во фракции "Единая Россия" тоже продаются за деньги.
- Почему никто не протестует против такого положения?
- В России никто никому не помогает, все боятся. Это и есть тактика КГБ – разделять и властвовать. Сильные правят со вкусом, делят, запугивают. Это очень действует на пролетариат. Свободные люди не боятся. Но в России 90% людей чувствует себя несвободными.
- Когда ситуация изменится?
- Когда Путина больше не будет у власти.
- Не похоже, что это случится в ближайшее время...
- Пока цена на нефть будет высокой, Путин останется у власти. Если бы страна была бедной, этот режим уже давно бы сломался. Он опирается на то, что коммунисты называли люмпен-пролетариатом. Эти люди становятся агрессивными только тогда, когда им больше нечего есть. Пока им будут кидать остатки с барского стола Путина – в связи с высокой ценой на нефть, – они будут довольны своей жизнью. Поэтому в России нет оппозиции. Единственная русская оппозиция – это олигархи за рубежом.
- Что вы думаете о позиции Запада по отношению к Путину?
- Когда-нибудь он замахнется энергетической дубинкой и перегнет палку. Никто на Западе не хочет зависеть от диктаторов, от людей, поведение которых непредсказуемо. Я надеюсь и на смену власти в Германии. Я могу себе представить, что слепота по отношению к нарушениям Путиным демократических принципов будет стоить Герхарду Шредеру на предстоящих выборах нескольких решающих голосов.
Борис Райтшустер, Таня Трезер, Focus (Германия), 13 июня