"Независимая газета" о кортеже губернатора Виктора Толоконского
ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ С МИГАЛКОЙ
Автомобильные кортежи глав регионов остаются одним из самых необходимых атрибутов их власти
Как ни стараются губернаторы и другие высокопоставленные чиновники в регионах казаться ближе к народу, ничего у них не выходит. Особенно когда они вроде бы «выходят», вернее, выезжают в народ – покидают высокие кабинеты и пересаживаются в свои «Мерседесы» и «Ауди», чтобы колесить по улицам городов, мчаться по трассам, заставляя прижиматься к обочинам рядовых автомобилистов. Хотя служебные автомобили «отцов» губерний редко теперь называют «членовозами», но некоторые родовые признаки они все же сохранили. Проблесковые маячки, номера с российским триколором и автомобили ГАИ с громкоговорителями-«матюгальниками» – без этих атрибутов слуги народа редко обходятся..
Выезд по-царски
Глава Приморья Сергей Дарькин всегда передвигается в сопровождении охраны и автомобилей ГАИ. Даже когда едет на медицинские процедуры в Приморский диагностический центр, который находится практически через дорогу от краевой администрации. Количество машин в таком кортеже в зависимости от дальности и целей поездки доходит до 6–7 (включая заместителей и транспорт с журналистами). При этом губернаторский выезд Сергея Дарькина выглядит даже скромнее, нежели автомобильные кортежи экс-главы края Евгения Наздратенко и особенно его бывшего заместителя Константина Толстошеина, который любил поразить земляков и гостей Приморья полукилометровым караваном из автосопровождения.
Лидер Татарстана Минтимер Шаймиев живет в загородной резиденции Боровое Матюшино, поэтому два раза в сутки, утром и вечером, дорога по пути в Казань перекрывается на пять-десять минут. Кстати, его служебный «Мерседес-500» сопровождает джип «Лендкрузер» с охраной, а не машина ГАИ, как у большинства глав регионов. Ему подражает и премьер-министр республики Рустем Минниханов, получивший за свою страсть к передвижению на большой скорости прозвище Шумахер. Нередко он сам садится за руль служебного авто. Однажды Минниханов прокатил министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу. Поговаривают, что автомобилисты, видевшие картину мчавшегося на максимальной скорости автомобиля, которым управлял казанский Шумахер, искренне посочувствовали Сергею Кужугетовичу. Если бы не ГАИ, которая предварительно расчистила дорогу высокому гостю из Москвы, ДТП вряд ли бы удалось избежать.
Скромность на дороге не помешает
Ульяновский губернатор Сергей Морозов ведет себя на выездах скромнее своего предшественника Владимира Шаманова и приучает к этому чиновников областной администрации. Одним из его первых решений стало сокращение чиновничьего автопарка с целью экономии бюджетных средств. Правда, служебную «Ауди А8», доставшуюся Морозову от Владимира Шаманова, он не продал в отличие, например, от псковского губернатора Михаила Кузнецова, отказавшегося от служебного «БМВ-745» своего предшественника Евгения Михайлова.
Ульяновский губернатор распорядился, чтобы чиновники передвигались на служебных автомобилях на допустимой для населенных пунктов скорости – 60 километров в час.
Сергей Морозов предпочитает передвигаться без сопровождения автомобилей ГАИ, используя губернаторский кортеж лишь в том случае, когда отправляется вместе с заместителями в поездки по районам области. При этом проблесковые маячки, которыми оснащены автомобили губернатора и его заместителей, включаются редко – лишь в самых необходимых случаях.
Давно замечено: чем мельче чиновник, тем больше у него гонора. Например, руководитель аппарата Тульской областной Думы 24-летний Максим Дударев до последнего времени разъезжал по городу на служебной «Волге» с проблесковым маячком, хотя по статусу он ему не положен. Впрочем, это нарушение не заботит здешних руководителей УВД и ГАИ-ГИБДД. Причиной тому, по мнению наблюдателей, дружба юного чиновника с начальником УВД Тульской области Виктором Рожковым и удостоверение общественного помощника главного единоросса и спикера Госдумы Бориса Грызлова.
Глава Карелии Сергей Катанандов, совершая выезды по республике, предпочитает не выделяться. Как правило, его даже не сопровождает автомобиль ГАИ. Впрочем, большинство губернаторов сотрудники ГАИ сопровождают только во время передвижения за чертой города.
Новосибирский губернатор Виктор Толоконский – один из немногих региональных руководителей, которые предпочитают продукцию отечественного автопрома. Для рабочих поездок он использует обычную белую «Волгу» ГАЗ-3102. Для официальных же выездов губернатора предназначен ГАЗ-3111 цвета металлик. По информации журнала «За рулем», этот автомобиль стоит 10–15 тысяч долларов. Правда, такие модели уже сняты с производства.
Новый тульский губернатор Вячеслав Дудка для передвижения по области и в городе пользуется в основном «Мерседесом-300», доставшимся ему от Василия Стародубцева. Прежний губернатор, как истинный селянин, предпочитал машину более надежную, особенно для езды по дорогам области, – джип «Лендкрузер». Вячеслав Дудка, как человек военный, любит почести. В Туле рассказывают байку о том, как Вячеслав Дмитриевич выговорил начальнику областной ГАИ-ГИБДД за то, что один из его подчиненных не отдал честь недавно назначенному губернатору. Стародубцев в этом отношении был куда демократичнее.
Самарский губернатор Константин Титов обходится без кортежей, правда его сопровождает машина охраны. Автомобили ГАИ для губернатора выделяются только в том случае, если его кортеж состоит из трех и более автомашин.
Одному езда, а всем беда
Приезды федеральных чиновников в регионы, не говоря уже о визитах президента страны, для местных жителей сродни стихийным бедствиям. Здесь все по полной программе: многочасовые перекрытия дорог и улиц, вой сирен, мчащиеся на бешеной скорости кортежи автомобилей, очумелые от бессмысленного стояния гаишники. Жизнь всего города замирает. Если бы министр или полпред президента слышали, что говорят горожане в адрес высокопоставленного гостя, может быть, лишний раз подумали: а стоит ли вообще показываться в провинции?
Чаще всего совершают визиты в регионы президентские полпреды. Нередко их встречают почти как самого главу государства. Например, когда в Тулу приезжает полномочный представитель президента по Центральному федеральному округу Георгий Полтавченко, центр города оружейников перекрывают дважды. За полтора часа до его приезда – и еще на полтора часа, когда Полтавченко покидает Тулу.
Во Владивостоке во время недавней встречи министров иностранных дел России Индии и Китая в центре города было запрещено парковать автомобили, причем даже в установленных местах.
Столицу Карелии Петрозаводск с начала 2005 года посетили министр иностранных дел Сергей Лавров, министр социального обеспечения и здравоохранения Михаил Зурабов и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Во время их проезда от аэропорта Бесовец в Петрозаводск и по улицам города на маршрутах следования кортежей дежурили сотрудники патрульно-постовой службы и привлеченные милиционеры, которые перекрывали движение транспорта, когда получали сообщения о приближении высоких гостей.
В Саратове тоже перекрывается движение во время приезда важных чиновников из Москвы. Особенно большое недовольство жителей города вызвали действия властей, которые в сентябре прошлого года заблокировали движение по городу с 8 часов утра до обеда во время последнего визита президента Владимира Путина. Разумеется, никаких предупреждений до этого сделано не было.
Кортежи повышенной опасности
Несмотря на меры безопасности и профессионализм водителей, дорожно-транспортные происшествия с участием высокопоставленных чиновников происходят не так уж и редко. Правда, в большинстве случаев виноватыми признают не водителей губернаторских автомобилей и тем более губернаторов, а других автомобилистов либо пешеходов.
Самый свежий пример – ДТП с участием губернатора Брянской области Николая Денина, который направлялся в Москву. Неподалеку от Обнинска он сбил на своей «Тойоте» женщину. В результате полученных травм она скончалась. По информации ГИБДД, вины Николая Денина в этом происшествии нет – скорость он не превышал и был в трезвом состоянии, женщина сама выскочила на проезжую часть.
Три года назад охрана приморского губернатора Сергея Дарькина вытеснила с дороги в кювет автомобиль, мешающий проезду кортежа. К счастью, находившийся в нем человек не пострадал. Сотрудники ГАИ пояснили журналистам, что охрана действовала в рамках закона, поскольку речь шла о безопасности охраняемого лица.
Летом 2000 года большой резонанс в Новосибирской области получил инцидент с джипом «Лендкрузер» спикера облсовета Виктора Леонова. Автомобиль, направлявшийся в дачный поселок Кудряши, где живет председатель новосибирского облсовета, сбил двух мужчин, которые оказались почему-то прямо на трассе. Один из них якобы сидел, а другой вообще лежал.
Четыре года назад спикер законодательного собрания Ростовской области Александр Попов во время отпуска в Арабских Эмиратах сбил вьетнамскую туристку, которая от полученных травм скончалась. Попова арестовали, и против него было возбуждено уголовное дело. Суд оправдал Попова и признал виновником ДТП вьетнамскую туристку.
Кортеж курского губернатора Александра Михайлова летом 2001 года попал в ДТП, во время которого пострадал девятилетний мальчик: Александр Михайлов мчался на открытие одной из районных школ. К счастью, ребенок остался жив. Примечательно, что Александр Михайлов во время ДТП даже не вышел из машины и не поинтересовался самочувствием пострадавшего.
***
Автомобильными кортежами VIP-персон на дорогах сегодня уже никого не удивишь. Правда, в отличие от столицы в провинции, где дома пониже и чиновники пожиже, губернаторы и его подчиненные на дорогах стараются вести себя соответственно занимаемому месту во властной иерархии.
Сергей Мигалин, "Независимая газета", 20 июня