"Известия" публикуют статью директора театра "Глобус" о театральной реформе
21 Июн 2005, 15:18
ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕФОРМА НЕИЗБЕЖНА И НЕОБХОДИМА
"Известия" продолжают дискуссию о грядущей театральной реформе в России, начатую Валерием Фокиным, Марком Захаровым, Александром Калягиным и другими.
Театральная реформа, конечно же, сегодня «у всех на устах». Многие сферы уже реформированы, и совершенно очевидно, что в ближайшее время это коснется и театра. Естественно, все привыкли жить так, как жили, и многих, в том числе и нас, это устраивало. Но ведь несколько лет назад точно так же были отправлены в самостоятельное плавание и промышленность, и экономика. И выжил сильнейший. Я не совсем разделяю несколько истерические возгласы: мол, большая часть театров закроется. Мне кажется, как раз те театры, которые сегодня достаточно стабильны, выживут. А кто сказал, что все должно быть вечным? Значит, это было дело, которое не смогло выжить в условиях сегодняшнего дня. Нельзя же все время сидеть на шее у государства и говорить: дайте, дайте, дайте.
Конечно, хотелось бы, чтобы кто-то провел реформу без нас. А мы бы пришли на уже готовое и устоявшееся. Но экономическая и социальная ситуация в стране развивается вне зависимости от желания или нежелания руководителей театров. Реформа, как бы мы ее ни опасались, неизбежна и необходима. Ведь очевидно, что на самом высоком уровне решение уже принято и нам нужно просто найти - быть может, через ошибки и неудачи - оптимальный вариант для дальнейшего существования.
Нужно найти в себе мужество признать: сегодня порождено такое количество театров, студий, школ и т. д., что, быть может, столько и не нужно. Ныне существует огромное количество государственных учреждений культуры с театральным профилем, которые даже с большой натяжкой театром не назовешь. Собираются три-пять человек, получают бюджетное финансирование, ставят спектакли неизвестно для кого. Но такой крик поднимают: «Боже мой, нас закроют, нас задушат!» Но если эти театры создавались в условиях, близких к сегодняшним, надо было просчитать, что будет в случае отсутствия финансирования государства.
Я, конечно, не думаю, что если часть «плохих» театров перестанет финансироваться, эти средства пойдут в «хорошие». Я уверена, что не будет никакого перераспределения средств. Но ведь есть такое понятие, как чистота сферы, в которой ты работаешь. И хочется, чтобы эта сфера не слишком засорялась чем-то уж совсем непрофессиональным, непотребным и компрометирующим твою профессию.
Гораздо большая опасность мне видится в том, что правительство намерено закрыть внебюджетные счета театров. Если это действительно произойдет, исчезнет смысл дополнительного заработка. Заработал много - тебе меньше дадут. Вот заработаешь энную сумму, и - сколько тебе положено - добавят. Заработаешь в три раза больше, и останется 5% от того, что тебе надо, - эти 5% тебе и дадут. Это действительно печально, это является одной из главных проблем на сегодняшний день.
Больше всего меня удручает культивируемое в последнее время мнение, что театр сам должен выбирать форму своего существования. После истерии, нагнанной в театральной сфере, говорят, что согласие труппы является непременным условием перехода в иную форму существования. Хотела бы я посмотреть на тот трудовой коллектив, который добровольно согласится перейти в неизвестность. Я считаю, что это спекуляция. Если появляется законодательная база, обязывающая перепрофилировать все государственные учреждения культуры, не надо списывать этот переход на желание трудового коллектива. Я вас уверяю: 99% скажут "нет". И ровно столько же перейдут. Потому что выхода нет.
Татьяна Людмилина, директор театра "Глобус", Новосибирск, "Известия", 16 июня
"Известия" продолжают дискуссию о грядущей театральной реформе в России, начатую Валерием Фокиным, Марком Захаровым, Александром Калягиным и другими.
Театральная реформа, конечно же, сегодня «у всех на устах». Многие сферы уже реформированы, и совершенно очевидно, что в ближайшее время это коснется и театра. Естественно, все привыкли жить так, как жили, и многих, в том числе и нас, это устраивало. Но ведь несколько лет назад точно так же были отправлены в самостоятельное плавание и промышленность, и экономика. И выжил сильнейший. Я не совсем разделяю несколько истерические возгласы: мол, большая часть театров закроется. Мне кажется, как раз те театры, которые сегодня достаточно стабильны, выживут. А кто сказал, что все должно быть вечным? Значит, это было дело, которое не смогло выжить в условиях сегодняшнего дня. Нельзя же все время сидеть на шее у государства и говорить: дайте, дайте, дайте.
Конечно, хотелось бы, чтобы кто-то провел реформу без нас. А мы бы пришли на уже готовое и устоявшееся. Но экономическая и социальная ситуация в стране развивается вне зависимости от желания или нежелания руководителей театров. Реформа, как бы мы ее ни опасались, неизбежна и необходима. Ведь очевидно, что на самом высоком уровне решение уже принято и нам нужно просто найти - быть может, через ошибки и неудачи - оптимальный вариант для дальнейшего существования.
Нужно найти в себе мужество признать: сегодня порождено такое количество театров, студий, школ и т. д., что, быть может, столько и не нужно. Ныне существует огромное количество государственных учреждений культуры с театральным профилем, которые даже с большой натяжкой театром не назовешь. Собираются три-пять человек, получают бюджетное финансирование, ставят спектакли неизвестно для кого. Но такой крик поднимают: «Боже мой, нас закроют, нас задушат!» Но если эти театры создавались в условиях, близких к сегодняшним, надо было просчитать, что будет в случае отсутствия финансирования государства.
Я, конечно, не думаю, что если часть «плохих» театров перестанет финансироваться, эти средства пойдут в «хорошие». Я уверена, что не будет никакого перераспределения средств. Но ведь есть такое понятие, как чистота сферы, в которой ты работаешь. И хочется, чтобы эта сфера не слишком засорялась чем-то уж совсем непрофессиональным, непотребным и компрометирующим твою профессию.
Гораздо большая опасность мне видится в том, что правительство намерено закрыть внебюджетные счета театров. Если это действительно произойдет, исчезнет смысл дополнительного заработка. Заработал много - тебе меньше дадут. Вот заработаешь энную сумму, и - сколько тебе положено - добавят. Заработаешь в три раза больше, и останется 5% от того, что тебе надо, - эти 5% тебе и дадут. Это действительно печально, это является одной из главных проблем на сегодняшний день.
Больше всего меня удручает культивируемое в последнее время мнение, что театр сам должен выбирать форму своего существования. После истерии, нагнанной в театральной сфере, говорят, что согласие труппы является непременным условием перехода в иную форму существования. Хотела бы я посмотреть на тот трудовой коллектив, который добровольно согласится перейти в неизвестность. Я считаю, что это спекуляция. Если появляется законодательная база, обязывающая перепрофилировать все государственные учреждения культуры, не надо списывать этот переход на желание трудового коллектива. Я вас уверяю: 99% скажут "нет". И ровно столько же перейдут. Потому что выхода нет.
Татьяна Людмилина, директор театра "Глобус", Новосибирск, "Известия", 16 июня
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522