Репортаж "Комсомольской правды" с похорон Евдокимова: Я еще вернусь, вздрогну и проснусь
Также на эту тему:
"Коммерсантъ" о похоронах: Михаил Евдокимов вернулся на родину (+ ФОТО)
ИА REGNUM: Если алтайская элита не найдет способа помириться, Путин пришлет своего миротворца
Андрей Колесников (Ъ) о похоронах Михаила Евдокимова
Жители села Верх-Обского считают, что губернатора Евдокимова "ухлопали": Репортаж ИА REGNUM
Жена Евдокимова просила похоронить мужа без музыки, но одна песня, написанная самим Михаилом, все же прозвучала.
На главной улице Верх-Обского - родного села Евдокимова - с утра стоял какой-то странный птичий гвалт. Шумело воронье. Огромная черная стая накрыла пол-улицы.
- Надо же, - смотрели на птиц с мистическим ужасом односельчане Евдокимова, - раньше никогда они стаей не прилетали. Обычно птицы на полях сидят, а вот почему-то именно сегодня прилетели...
Траурный кортеж двинулся из Барнаула в Верх-Обское ближе к вечеру во вторник. Добрались лишь к полуночи.
Ехали медленно, потому что на протяжении всего пути - а это больше ста километров от Барнаула! - к дороге выходили люди с цветами. Их было так много, что после проезда кортежа вся трасса от Барнаула до Бийска оказалась усыпана розами, гвоздиками и астрами (уже из собственных садов)...
Мы приехали в село вслед за кортежем. И сразу услышали протяжные пароходные гудки с реки. Это капитаны проходивших мимо барж прощались с губернатором.
А в семь часов утра перед домом собрались односельчане. Стояли молча...
Бригаде, которая руководила похоронами, передали просьбу жены Евдокимова: «Галина Николаевна просила, чтобы на церемонии было как можно меньше музыки. Не надо оркестра, пусть будет только церковное пение».
Галина Евдокимова после аварии пока в больнице, и ей не довелось, увы, посмотреть на мужа в последний раз...
Гроб с телом Михаила Евдокимова провожали под тихое церковное пение.
- Довели Михаила, - шепчут люди в огромной толпе. - А сами не приехали, побоялись.
- А попробовали бы приехать... - грозят кулаками мужики куда-то в небо.
Это они о председателе краевой Думы Назарчуке и начальнике ГУВД Валькове, которых вдова губернатора попросила не приезжать на похороны в Верх-Обское.
(Не рискнули они появиться и на прощании в барнаульском Дворце спорта. Народ настроен решительно: еще в Барнауле в толпе из рук в руки передавали листовки со стихами, в которых эти чиновники открыто обвиняются почти что в убийстве. Вся площадь гудела: «Эта авария была выгодна слишком многим».)
С позавчерашнего вечера в Верх-Обском - ближайший друг Евдокимова Валерий Золотухин.
Не так давно Михаил стал крестным отцом новорожденного сына Золотухина. Приехали, конечно, «аншлаговцы» - Регина Дубовицкая, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Клара Новикова.
Я подхожу к Кларе. Она растеряна, держит в руках букет бело-желтых хризантем.
- В ту ночь, когда все случилось, мне не спалось. Тревожно. По телефону мне позвонили без пятнадцати десять утра и сообщили, что Миша погиб. Знаете, меня Миша всегда звал «сестра» или «голуба». В последнее время у меня неважно со здоровьем. Так он предлагал мне приехать в Белокуриху. Все звал: «Мы тебя молоком отпоим, медом откормим, у нас и шаман там есть!» Кто-то с ним сыграл последнюю шутку. Мы сегодня подъехали к месту аварии. Все говорят одно: это не простая авария. Это мнение народа, а я такой же народ. Ведь были люди, которые хотели его отставки. И почему сняли сопровождение?
Мы уже писали, что Михаил Евдокимов в последние дни ходил очень грустный. На похоронах тоже об этом не раз заходил разговор.
- Он никогда не жаловался на работу, - говорят те, кто знал его с детства. - Но в последнее время видно было, что он очень устает. Ну никакой прежней веселости, хмурый, мрачный.
Около могилы плакал певец Александр Маршал:
- В ночь перед трагедией я вдруг решил, что надо позвонить Михаилу. Немедленно! Говорили о жизни, о планах. Он мне давно предлагал построить дом здесь, в Верх-Обском. Вот и в этот раз начал говорить - мол, давай рядом стройся, будем соседями. Я сказал - подумаю...
Маршал замолкает, потому что из динамиков звучит голос Евдокимова. И тут толпа вздрогнула: «Я еще вернусь, вздрогну и проснусь, песнями до вас дотянусь!..»
Стихи и музыку написал сам Евдокимов! Знал? Чувствовал?
...Люди стояли у могилы до самого вечера. И стояли бы, наверное, еще дольше, но внезапно на Верх-Обское обрушился ливень и разом прекратил удушающую жару. Говорят, добрый знак...
Ольга ТРОФИМОВА («КП» - Новосибирск») 11 августа 2005 г.