"Московские новости": за место Евдокимова борятся "Газпром", РАО "ЕЭС" и кемеровские угольщики
Он повторил судьбу Лебедя
Гибель алтайского губернатора поставила край перед новым выбором. Ожидается схватка местных элит
Алтайский губернатор Евдокимов, погибший в автомобильной катастрофе, был, пожалуй, последним главой региона, избранным вопреки воле Кремля, поддержавшего другого кандидата - Александра Сурикова.
Теперь, после того как неудобный для всех руководитель региона ушел из жизни, на его родине неизбежно начнется новый дележ пирога власти. Борьба будет вестись между окружением его предшественника Александра Сурикова и теми, кто в свое время помог избраться Евдокимову. По слухам, в эту борьбу втянуты "Газпром", который поддерживал суриковскую кампанию по газификации края, а также "кемеровские угольщики" и РАО "ЕЭС", которые якобы были главными спонсорами Евдокимова на последних выборах. И как бы Владимир Путин ни призывал помириться "крепких хозяйственников", понятно, что мира не будет.
При Сурикове Алтай считался практически "коммунистическим" регионом, тогда как Евдокимов пользовался поддержкой руководства "АлтайЭнерго", что косвенно выводит на условных "либералов". Правда, за время его пребывания у власти позиции либеральных политиков в регионе не слишком усилились, то же можно сказать и о его бизнес-спонсорах. Им, судя по всему, не хватило времени взять Алтай в свои руки.
Именно поэтому на определенном этапе оказалось, что Евдокимова в крае никто из политической элиты не поддерживает, а краевой парламент с удовольствием требует от главы государства его отставки. Возможно, если бы не требования руководителей аграрных предприятий об отставке Евдокимова, которые транслировал алтайский парламент, МВД не отобрало бы у губернатора машины сопровождения и охрану, и он не разбился бы так трагично.
Характерно, что при вступлении в должность Евдокимова часто сравнивали с Александром Хлопониным, фактически объединившим Красноярский край после смерти Александра Лебедя и спасшим его от войны элит. Однако в последнее время Евдокимова скорее сравнивали с самим Лебедем, чей уход в свое время оказался выгоден многим.
Правление Евдокимова только обострило противоречия между различными элитными и бизнес-группировками. По сути, все эти годы его администрация, состоявшая из представителей его бывших спонсоров, приехавших из других регионов, осталась в крае чужой и вынуждена теперь буквально бороться за выживание своего бизнеса. Его спонсоры заняли некоторые позиции в регионе, но полноценную победу могли праздновать разве что энергетики, которые добились роста тарифов, не повышавшихся с 1997 года.
Сам Евдокимов не смог стать "губернатором всех алтайцев" и даже фактически вступил в конфликт с федеральным центром по вопросу о своей отставке, которой от него Москва упорно добивалась.
Ясно, что его преемник должен прежде всего объединить краевую элиту. Однако предпосылок для завершения борьбы между старыми, суриковскими, и новыми, евдокимовскими, заинтересованными в сохранении своего влияния в регионе, не видно. Учитывая, что выбирать на сей раз будет не народ, а Владимир Путин, это практически неизбежно приведет к назначению в регион губернатора, который будет неприемлем хотя бы для одной из частей элиты.
Иван Ярцев, "Московские новости", 12 августа