"New York Post" о России и Китае: Вызывающий беспокойство альянс
Растущее политическое и экономическое влияние Китая в сочетании с военной мощью России могут содействовать возникновению потенциально сильного антиамериканского блока
На этой неделе произойдет вызывающее беспокойство событие: в четверг в северо-восточной Азии начнутся первые китайско-российские военные учения. Эти учения будут не очень масштабными - однако они будут иметь весьма важные последствия. Они отражают дальнейшее укрепление "стратегического партнерства", о котором Москва и Пекин договорились в 1996 году.
Что более важно, они означают первые реальные после окончания "холодной войны" шаги (если не считать гневной риторики), предпринятые Китаем и Россией с целью противостояния влиянию США в Азии - и, в конечном счете, с целью уменьшения этого влияния. Если Америка не примет стратегических мер для противостояния этим усилиям, то она потеряет влияние на Россию и Китай в этом приобретающем все большую важность регионе мира.
Недельные военные учения, о которых невозможно было подумать всего несколько лет назад, получили название "Мирная миссия 2005" и пройдут на восточных берегах России и Китая и в прибрежных водах с участием 10000 военнослужащих.
В этой наглядной российско-китайской игре военными мускулами также будут задействованы современные истребители СУ-27, стратегические бомбардировщики ТУ-95 и ТУ-22, подводные лодки, амфибии и противолодочные корабли.
Как заявляет министерство обороны Китая, цель учений заключается якобы в "развитии возможности вооруженных сил двух стран совместно бороться с международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом".
Однако в начале этого года министр обороны Китая был более откровенен в своих комментариях. Генерал Цао Ганчуань (Cao Gangchuan) сказал: "Эти учения будут иметь значение как для двух стран, так и далеко за их пределами". После этого заявления многие в Соединенных Штатах, Тайване и Японии удивленно подняли брови.
Например, хотя Россия выступила против этой идеи, Китай потребовал перенести место учений на 500 миль (1 миля = 1609 метров - прим. пер.) к югу - что, несомненно, преследовало целью запугивание Тайваня.
Пекин открыто хотел сделать предупреждение Вашингтону и, возможно, Токио, по поводу их поддержки, оказываемой Тайваню, и намекнул, что в случае напряженной ситуации Россия может занять сторону Китая.
Учения также дадут России возможность продемонстрировать военную технику своим лучшим покупателям - китайским генералам. Москва является крупнейшим поставщиком военной техники Пекину, продавая подводные лодки, корабли, ракеты и истребители на сумму более двух миллиардов долларов США в год.
Ходят слухи, что Москва, возможно, наконец готова к продаже Пекину бомбардировщиков, способных нести крылатые ракеты - стратегического ТУ-95 и сверхзвукового ТУ-22 - что усилит военную мощь Китая в противостоянии с Америкой и ее друзьями в Азии.
Россия и Китай вместе противостоят американскому влиянию вокруг своих внешних границ. Обе эти страны недовольны тем, что США поддерживают свободу в регионе - особенно ярко это видно на примере "оранжевой" (в Украине), "розовой" (в Грузии) и "тюльпановой" (в Киргизии) революций, произошедших в странах, которые Россия и Китай считают зоной своего влияния.
На недавнем саммите Организации Шанхайского Сотрудничества, состоящей из России, Китая и четырех "станов" (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизстан - прим. пер.), Москва и Пекин сговорились заставить Узбекистан и Киргизстан закрыть американские военно-воздушные базы.
В результате Узбекистан дал Америке 180 дней на вывод базы, несмотря на то, что она продолжает использоваться в операциях в Афганистане. (Быстро предпринятые министром обороны США Дональдом Рамсфелдом (Donald Rumsfeld) дипломатические меры спасли базу в Киргизстане, однако судьба ее висит на волоске.)
Более того, не следует упускать из виду, что "Шанхайская шестерка" пригласила Иран, Индию и Пакистан в качестве наблюдателей, распространяя тем самым влияние России и Китая в Южную Азию и частично на Ближний Восток.
Что делать?
Во-первых, необходимо, чтобы в готовящемся в Пентагоне "Докладе о военном положении США", выходящем раз в 4 года, было отмечено, что вооруженные силы США должны быть готовы как к отражению террористической угрозы, так и к решению задач, возникающих вследствие российско-китайского стратегического партнерства.
Во-вторых, Соединенные Штаты должны продолжать укреплять взаимоотношения со своим союзником - Японией - для обеспечения баланса сил в северо-восточной Азии, а также должны подтолкнуть Токио к улучшению взаимоотношений с Москвой ради ослабления российско-китайских связей.
И, наконец, США должны быть готовы к соглашениям. Россия исторически опасается Китая. Америка не должна игнорировать возможности развития долгосрочных, хороших отношений с Россией - несмотря на все проблемы, вызванные жестким правлением президента Владимира Путина.
Эти беспрецедентные военные учения не означают, что официальный союз России и Китая становится неизбежным. Однако они означают новую, более теплую фазу в российско-китайских отношениях. А растущее политическое и экономическое влияние Китая в сочетании с военной мощью России могут содействовать возникновению потенциально сильного антиамериканского блока.
В настоящее время Пекин и Москва создают в Азии такой политический порядок, который не предусматривает Америку на вершине политической пирамиды. Ставки в Азии - учитывая исламистский терроризм, ядерную программу Северной Кореи и конфликт в Тайваньском проливе - очень высоки. Вашингтон и его друзья не должны терять время в решении проблемы крепнущей китайско-российской дружбы.
Питер Брукс, "New York Post", (США), 15 августа
Питер Брукс - старший сотрудник Фонда "Наследие" (Heritage Foundation)