"Комсомолка": Бронепоезд «Дружба». Как чеченцы к русским мириться ездили

13 Сен 2005, 04:38

Ровно месяц назад поезд «Дружбы» из 4 вагонов вышел c востока России - города Южно-Сахалинска, а на этой неделе уже докатится до Петербурга. Едут в этом поезде наши вновь обретенные соотечественники чеченской национальности. Едут с благородной целью - мириться. В городах концерты дают, соглашения о сотрудничестве подписывают. Тем и живут. И время за окнами вагонов тоже не стоит на месте. Когда состав был во Владивостоке, у донского казачьего атамана дочь изнасиловали чечены, а милиция кинулась их покрывать. Уже совсем собрались казаки чеченов выселять, но опомнились власти: затоптали пожар. Въехал поезд в Иркутск - в Астраханской области чеченские дома начали жечь калмыки. Так проняла степняков эта дружба народов - пришлось вводить войска. Корреспонденты «КП» перехватили «Дружбу» еще в Новосибирске. Захотелось нам разобраться: что за состав такой? Бред сумасшедшего, чиновничья прихоть или единственный выход из наших отношений с Чечней?

Ищу богатую Родину


К нашему приезду поезд «Дружбы» сутки стоял на запасных путях Новосибирского вокзала. Но глаза и уши любого города - таксисты - ничего о нем не знали. Не знали о поезде и продавщица ларька, официантка кафешки, кондуктор троллейбуса. Но когда мы им начинали рассказывать о дружеском визите с «зоны проведения контртеррористической операции»... Лучше бы мы этого не делали. Потому что ответы были одинаковы:

- Чего они тут забыли? - спросил нас хмурый бомбила. - Мы к ним в гости не собираемся, и у нас им делать нечего. Только терроризм разводить...

Судя по убранству автомобиля, нас вез архитолерантный человек. В его машине были: литой образок с Николаем-угодником, буддийская медная жаба, притягивающая деньги, полоса бересты с руническим заклинанием, а с зеркальца заднего вида свисала метелка с иероглифами. Не было только дружбы народов.

- Не люблю чеченцев, - отрезал водитель. - За что? Газет не читаете? И откуда такие добренькие взялись?

То, что чеченцы на подходе и скоро все начнут дружить, мы поняли по сотрудникам ФСБ, притаившимся в кустах у концертного зала «Глобус». Чернявые хлопцы, все с одинаковыми прическами «чечен-стайл», запарковали свою «десятку» прямо на автобусной остановке. Им так было удобнее, потому что от остановки до входа в «Глобус» идти 10 метров, а от нормальной парковки - все 50. А автобус объедет - не трамвай.

Впрочем, как нам рассказали новосибирские оперативники, местная чеченская диаспора тихая и малочисленная. В Новосибирске нет нефти, а значит, нет и больших денег.

Фойе быстро заполнилось народом. Процентов 80 - русские дамы из городских чиновнических структур - им «порекомендовали» прийти. Стриженная наголо девочка из НБП, собирающаяся принять ислам. Чеченцы ей искренне нравятся за их «несгибаемое сопротивление путинскому режиму». Собственно, была и сама чеченская диаспора. Человек 50. Ее не могло не быть, потому что, по словам самих чеченцев, их народ в изгнании. Горцы встречали земляков везде. Только в Биробиджане не оказалось чеченской диаспоры. К поезду вышел единственный нохчи, начальник местного отдела милиции. Биробиджан - нищий край.

Перед концертом с диаспорой поговорил гость - председатель профсоюза работников культуры Чечни Айнди Салтымуратов. Слушали его все, поэтому он извинился, что говорит по-чеченски. Молодой чеченец перевел:

- Говорит, чтобы возвращались скорее домой - восстанавливать хозяйство.

В каждом городе поезд «Дружбы» встречали местные чеченцы.

- А ты вернешься?

Парень аж вскинулся:

- Ты что?! Что там делать?

Делать в разоренной республике действительно нечего, когда есть более хлебные места. И вспомнился автору этих строк один задушевный разговор. В пустом и разрушенном Грозном. Ровно год назад я курил перед сном с бойцом чеченского ОМОНа. Настроение у него было поганое - погиб сослуживец.

- Зачем воюем? Для кого? Все умные и работящие разбегаются, - мой собеседник Ислам выругался по-чеченски. - Увидишь, бандиты сами получат власть, потому что, кроме них, тут никого не останется.

«Кавказские узелки»

То, что «культурный обмен» поезду «Дружбы» удался, было ясно с первых минут концерта. Номера ансамбля «Вайнах» перемежались местным фольклорным коллективом «Рождество», и на первое свое выступление новосибирские артисты вышли, как на амбразуру. С каменными лицами. Потом уже как-то оттаяли. Чеченцы стали хлопать русским, а русские - чеченцам. Горцы картинно рубились на мечах, так, что летели искры. Чеченки плавали вокруг лебедушками, а наши рвали гармони об колени. Паренек-чеченец с гипсом на руке (в Хабаровске во время выступления ему нечаянно надрубили два пальца) пытался хлопать, но у него не получалось.

Размякшие от приема чеченцы погрузились в поезд. За ночь «Дружба» должна была дойти до Омска. Журналистов «КП» подселили в купе народного артиста России Магомеда Ясаева. И ночь превратилась в распутывание кавказского узла, который затянули наши предки. Я надеялся на «нулевой» вариант: все признают свои ошибки, и новая страница русско-чеченских отношений начнется с «чистого листа». Не вышло. Мы затянули узел еще туже.

- Просто мы особенный народ, - говорит Магомед, и в полумраке купе его глаза начинают светиться. - Мы - народ-воин, и детей воспитываем воинами. Приучаем к оружию!

В ответ достаю любимую фотографию, которую вожу с собой. На снимке моя трехлетняя дочь показывает своему годовалому братишке, как правильно пристегивать магазин к карабину «Сайга». Говорю, что русские воевали всю свою историю, и противники нам доставались самые безжалостные. Нитки рвутся с обеих сторон, но разговор не закончен:

- Ваши генералы специально оставили чеченцам оружие. Получили за это звезды. Потом пришли забирать оружие и опять получили звезды!

Получается, что чеченцев обманули, развели самый умный и хитрый кавказский народ? Мы бросаем в отчаянии и этот узелок. Но один общий узел мы нашли и совместно развязали. Русский «националист» согласился с чеченским, что идет настоящая война против наших традиционных ценностей. И ценности эти одинаковы, что у чеченов, что у русских: вера и семья. Я рассказал ему, что с начала 90-х в России на деньги западных фондов открыты сотни «Центров репродукции и планирования семьи», где 13-летняя девочка может тайно и бесплатно сделать аборт, а чуткие врачи подберут противозачаточное средство. И это в вымирающей России!

Обезоружить чеченца может только русская красота...

Магомед был потрясен:

- Быть не может!

- У вас пока быть не может. А у нас с 7-го класса в школах раздают презервативы. Позорно иметь много детей - это называется «плодить нищету». Ребенка проще убить нерожденного, чтоб он не мешал карьере и удовольствиям.

Чеченец долго обдумывал услышанное и наконец изрек:

- У нас есть общий враг, и если бы все думали, как ты, незачем было бы воевать.

«Русские чеченцы»

В Омске планировалась стандартная программа: общение с чиновниками, концерт, экскурсии. Не хватало в этой программе одного - встречи с «русскими чеченцами». Судя по недавнему заявлению Алу Алханова, президента Чечни, без возвращения беженцев жизнь в этой республике не наладить. В 1989 году русских, армян, евреев, греков жило в Грозном 300 тысяч. В 2004-м я не нашел в этом городе, кроме солдат, ни одного человека нечеченской национальности и неисламского вероисповедания. Руководство поезда «Дружбы» встречи с беженцами-инородцами не планировало, объясняя: «У нас «культурная миссия», а беженцы - это политика». И тогда мы влезли в эту политику сами. Разыскали двух русских из Чечни. Анна Кривова, химик-технолог, до 1993 года - жительница Грозного. Мы позвонили ей в общежитие, где она теперь и живет, и работает вахтершей. Рассказали ей про поезд. Женщина молчала так долго, что нам показалось - оборвалась связь. Потом сквозь слезы прошептала:

- Значит, мириться чечены собрались... Припекло. Не мириться им надо, а прощения просить. И я бы простила их... по-христиански. А на их танцы с кинжалами смотреть не могу. Извините, насмотрелась в свое время.

Второй беженец, Андрей Холодько, бывший инженер-нефтяник, а теперь бригадир автомойки, уехал из Грозного в октябре 1994-го. Уехал в кузове грузовика, спрятавшись под кучей лома. Его искал весь квартал - русский умудрился продать по настоящей цене свою квартиру! По тем временам это было просто ненаучной фантастикой. Обычно квартиры отбирали либо давали мизерный аванс и обещание расплатиться потом.

- Квартиру у меня покупал благородный человек, мой друг. Горец. Он меня и вывез в Дагестан. А я думал - убьет. Его хотел бы повидать, но, думаю, Хасана давно уже нет. Там благородному человеку было трудно выжить.

Мы видим, как Андрею не хочется все это вспоминать, но мы стоим у него над душой и не уходим.

- Не верьте ребята, ЭТИМ! Никому. Они вас используют, потому что им это СЕЙЧАС выгодно!

- Как никому? А ваш друг?

- В семье не без урода. Еще раз говорю - они не изменились. Перекрасились, присягу кому-то дали, но внутри остались волками. Рвут слабых и больных.

Тень Удугова

То, что говорил нам Холодько, подтвердилось через пару часов. На встрече с властями Омска чеченские чиновники говорили о единстве страны. В автобусе с чеченскими журналистами мы услышали другое. По «Дружбе» пополз слух, что мы - казачки засланные. Приехали оболгать. Поэтому выяснять наше кредо взялся зам главного редактора республиканской газеты «Вести республики» Гапураев Хасан.

- Плохо ваша газета о Чечне пишет, - коллега закинул нам пробный шар. Молодые чеченские журналисты согласно закивали. Мы возразили:

- Это вы про заметку о постройке аквапарка в Гудермесе? Так это же безумие. Такие стройки при общей разрухе! - это утверждение опровергать никто не стал.

- Про Беслан плохо пишете, - уточнил коллега. - Какие там боевики-чеченцы! Не было там чеченцев. Вот есть у нас батальоны «Восток» и «Запад» - они все леса в Чечне прочесали. И никаких боевиков, кроме русского спецназа, там не нашли. Спецназ Хаттаба в засаде ждал и мирных людей убивал.

- А «Норд-Ост»?

- Мовсара Бараева (главаря боевиков. - Прим. авт.) вообще в театральный центр из изолятора ФСБ привезли. Кулаева (единственного выжившего боевика из бесланской школы. - Прим. авт.) через два дня после штурма туда доставили. А его братьев еще два года назад убили. И их трупы ФСБ потом в школу подкинула. Вот пишете, а в ситуации не разбираетесь!

И тут, конечно, Хасан Гапураев был прав. Похоже, мы что-то недопонимаем. Нам непонятно, как республиканской газетой может руководить человек, говорящий на языке масхадовского министра пропаганды Мовлади Удугова? Тогда «Дружбу» нужно срочно пускать под откос, потому что какая, к черту, дружба перед третьей чеченской?

С чего-то надо начинать

Нас мучила кажущаяся бессмысленность всего этого предприятия. И мы решили переговорить с организатором рейса, советником премьер-министра Чечни Евгением Собецким. Спросили: будет ли от такой «Дружбы» отдача?

- Уже есть. Как у нас чеченцев представляют? (В этот момент мимо нас прошел колоритный кавказец в костюме мелкого вора-барсеточника: остроносые туфли, куртка гонщика «Формулы-1» и рэперская шапочка, натянутая до ноздрей.) Но вы же его на сцене видели? Есть разница? Рушится стеротип?

Мы признались: да. Не то чтобы рушится. Колеблется.

- Я в Чечне с 1999 года. И плохое про них знаю, и хорошее. Но с чего-то надо начинать? А? Нет же других вариантов, кроме дружбы.

И рассказал нам Собецкий удивительную историю. Как ехал с ними с Сахалина до Хабаровска чеченец лет сорока. Очень просил помочь найти своего армейского друга Колю. Служил он с ним на Дальнем Востоке и много лет переписывался.

- А в 2000 году кто-то написал на этого чеченца донос, мол, пособник бандитов. Чеченцы любят друг с другом руками федералов разбираться. Отправили в фильтропункт, а там русский омоновец тыкал этому чеченцу пистолетом в висок и приговаривал:

- Слышишь, собаки наши воют? Сейчас для них мясо будем готовить.

И в этот момент чеченец вспоминал не мать, не детей, а друга Колю. И так он меня потряс этим рассказом, что мы поставили на уши администрацию Хабаровского края, те напрягли пресс-службу Погранвойск. Разыскали мы Колю, встретились они. Старая дружба победила все обиды. А других вариантов я пока не вижу.

КАЛЬКУЛЯТОР «КП»

Кто будет оплачивать банкет?

Как ни странно, именно эта информация оказалась секретной. Официальные лица мялись, говорили, что смета по поезду еще не составлена... Хотя, даже навскидку, суммы выходили головокружительные: поезд из четырех вагонов проехал сквозь Россию два раза из конца в конец. Лучшие гостиницы городов, аренда концертных залов, 2 - 3 банкета в день, езда с мигалками...

Ходили слухи - чеченские коммерсанты спонсировали поезд «Дружбы» в своих бизнес-целях. Но на наших глазах был подписан всего один документ - «протокол о намерениях». По нему в обозримом будущем, когда в Чечне восстановят цементный завод (может, через год, а, может, через пять), чеченцы поставят омичам цемент, а взамен получат лес.

Будучи проездом в Москве, руководство поезда объявило, что договоров заключено почти на 4 миллиарда рублей. Мы не поленились обратиться к неофициальным источникам. И, к примеру, в Хабаровском крае нам ответили, что встречу «Дружбы» спонсировали... из наших с вами карманов.

- Деньги пришли из федерального центра. Точно в срок. Сумма внушительная - прием-то был на самом высшем уровне! Нам дали установку - организовать для чеченцев беседы ни о чем и с почетом проводить. Ну, нет у нас экономических точек соприкосновения!

- Ну хоть дружба-то теперь есть?

- Дружба есть, вот только бы еще войны не было...

Дмитрий СТЕШИН, "Комсомолькая правда", 13 сентября




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года