"Коммерсантъ": Жюри "Букера" потянуло в Сибирь
7 октября были объявлены финалисты литературной премии "Букер – Открытая Россия". Денис Гуцко, Борис Евсеев, Олег Ермаков, Анатолий Найман, Роман Солнцев и Елена Чижова мирно соседствуют в коротком списке. По мнению жюри, тексты должны были "художественно дополнять друг друга". "Смутьяны" вроде Виктора Пелевина в финал допущены не были. Рассказывает ЛИЗА Ъ-НОВИКОВА.
Пресс-конференция, посвященная букеровскому краткому списку, была оживлена неким подобием спора. Едкие вопросы и общий гул в зале вынудили председателя жюри Василия Аксенова со товарищи мотивировать свой выбор более развернуто. Мотивации было много. Даже представляющей спонсора премии – организацию "Открытая Россия" – Ирине Ясиной дали буквально одно слово, и только для высказываний на литературные темы. Секретарь букеровского комитета Игорь Шайтанов заметил, что заседания жюри проходили в неприятной атмосфере "раздражающих слухов об обысках".
Хотя ключевая фраза председателя жюри о приоритете "живой жизни" и "поисков жанра" и так многое объясняла. В символы "живой жизни" был выбран красноярский прозаик Роман Солнцев с его "Золотым дном", повествующим о сибирских гидростроителях. Члены жюри в унисон воспевали просторы Сибири, создалось даже впечатление, что вместо литературных дебатов они с удовольствием отправились бы куда-нибудь на Ангару. За эту "русскость" Роману Солнцеву устроили настоящий букеровский бенефис: в краткий список попали сразу два его текста, "Золотое дно" и "Минус Лавриков". На вопрос о правомерности подобного "двойного" выбора Игорь Шайтанов только развел руками.
Но на этом географические фантазии букеровского жюри вовсе не были исчерпаны. По словам Аллы Марченко, и молодого писателя Дениса Гуцко оценили именно за "атмосферу Ростова-на-Дону", воссозданную в романе "Без пути-следа". Василия Аксенова, напротив, текст ростовчанина покорил своими "джазовыми ритмами". "Романчик" Бориса Евсеева тоже привлек жюри своей музыкальностью: там главный герой – студент Гнесинки. Музыкальную тему продолжил и член жюри Владимир Спиваков; впрочем, он похвалил "Венерин волос" Михаила Шишкина, не вошедшего в список финалистов. Маэстро сравнил прозу Шишкина с музыкой Шнитке. Наверное, такой комплимент стоил пребывания в букеровском списке. Впрочем, недовольная публика вынудила жюри признаться, что Михаил Шишкин не попал в финалисты не в последнюю очередь из-за того, что недавно уже стал победителем конкурса "Национальный бестселлер".
Критик Алла Марченко объединила и других аутсайдеров, в числе которых, например, Виктор Пелевин и Дмитрий Быков: "Это компьютерная литература, текст есть, а речи – нет". Евгению Ермолину не понравилась "безжалостность" пелевинской сатиры. Писатель, по мнению критика, должен исключительно отображать "духовную сущность народа". Из подобных высказываний стало понятно, что жюри просто исключило из претендентов все мало-мальски раздражающее, непонятное. Список получился ровный.
Примерное время действия сразу нескольких романов – 1973 год. Тоскливое время, как его ни расцвечивай. Видимо, это не случайное совпадение: жюри явно предалось ностальгии, причем скорее не литературного свойства. Даже самый молодой финалист Денис Гуцко не выбивается из общей тональности. Пожалуй, маститый Анатолий Найман с его "Каблуковым" (на этот раз писатель выступил не в привычном для него жанре литературного пасквиля, а пленился расхожей метафорой: сценарист Каблуков в его романе выстраивает "сценарий" собственной жизни) и то смотрится моложавее.
Лауреат премии станет известен 1 декабря.
"Коммерсантъ", 8 октября