"Neue Zuercher Zeitung" (Швейцария): Русские опустошают в Европе все самые дорогие магазины
Гласность в мире бутиков
Русские опустошают в Европе все самые дорогие магазины. Мода благодарит их по-своему: стилем 'а-ля рюс'
'Пожалуйста, помогите мне, - умоляет русская женщина, - просто не знаю, что делать!' - говорит она на ломанном английском. Оказывается, что она просит вовсе не милостыню, дабы выжить в суровую зиму. Напротив. Она держит в руках кипу свежеотпечатанных евро-купюр. 'Пожалуйста, зайдите в этот магазин 'Dior' и купите для меня еще две такие сумки!'
Такое случается во время прогулки по элегантному парижскому проспекту Монтэнь. Хорошо одетые дамы, закутанные в меха и обвешанные драгоценностями стоимостью, приближающейся к стоимости целого дома, обращаются к прохожим с просьбой оказать им любезность. А поскольку русские обрушиваются на дорогие магазины, словно саранча, многие фирмы вынуждены ограничивать количество покупок. В магазинах 'Dior', 'Louis Vuitton' и 'Gucci' можно купить максимум две сумки на человека. Ведь их филиалы в Восточной Европе тоже не хотят оставаться без выручки.
Итак, русские вторглись в Европу и уже давно стали любимыми клиентами на бульварах европейских столиц. Их покупательная способность бьет таким же фонтаном, как и нефть на Кавказе. И мода этой зимой своевременно сориентировалась. Уже давно в дорогих магазинах существует персонал, говорящий на русском языке, и даже витрины оформляются соответствующим образом. 'Мы не выставляем в витринах шелковые вещи в сдержанных тонах, дамам и господам оттуда это не очень нравится. Но если выставить что-то малиновое или других кричащих оттенков, то русские тут же набрасываются', - рассказывает сотрудник 'Hermes'.
Русские любят что-нибудь поострее
Кроме азиатов, пожалуй, больше никто так не ценит фирменные марки, как русские. Когда некоторое время назад 'Dior' открыл в Москве магазин, то за один день товары в нем были полностью распроданы. 'Не осталось даже брелков', - вспоминает один из очевидцев. 'Главное, чтобы сразу было видно, что вещь от 'Dior''. В то время как покупатели не обращают внимания на отечественных модельеров, западная мода все необратимее продвигается на Восток. В большом универмаге 'Armani' в Милане на улице Манцони всегда можно встретить мужчин исключительно крепкого телосложения, с кулаками размером с гирю, меряющих вещи из коллекции дизайнера и, конечно, их покупающих.
Однако и сама Россия стала в этом сезоне основным источником вдохновения для модельеров. Почти ни одна коллекция не обходится без шарма 'бабушки'. Даже джинсы марки 'Diesel' используют в рекламе матрешки, превращая их в секс-игрушки. Другие обращаются с регалиями российской культуры не столь агрессивно. Джанфранко Ферре (Gianfranco Ferre) богато украшает свою коллекцию мехом и разноцветными орнаментами. Плотно облегающие фигуру пальто, отороченные мехом, представляют собой первоклассную версию украинской барышни-крестьянки.
'Miu-Miu' предлагает юбки, выполненные в лоскутной технике (в комплекте с пальто) с рисунком, напоминающим обои дворянских особняков Петербурга. Джон Гальяно (John Galliano), любимец многих российских дам, тоже прекрасно знает, что нравится его далеким поклонницам. Если для 'Dior' он создал довольно сдержанную коллекцию, то в его собственной коллекции можно увидеть пальто с огромными золотыми пуговицами, напоминающими униформу времен КПСС. За это на партийном съезде эпохи холодной войны можно было бы получить братский поцелуй.
Восторг вызвали и модельеры, всегда имевшие популярность среди тех, для кого минимализм и сдержанность - чуждые понятия. Например, 'Roberto Cavalli', 'Versace' и 'Dolce & Gabbana'. Основной акцент они сделали на аксессуары, не скупясь на гламурные детали: оправы очков, сумки и туфли в их коллекциях расшиты килограммами стразов. Целиком усыпанное сияющими камнями платье от 'Dolce & Gabbana' стоимостью в несколько тысяч евро было тут же продано. Можно догадаться, в каком городе оно появится в нынешнем бальном сезоне. . .
Для привилегированных восточных клиентов деньги почти никакого значения не имеют. Они покупают громадные чемоданы от 'Prada' из крокодиловой кожи малинового цвета, ни секунды не задумываются, какие часы от 'Cartier' им выбрать (в крайнем случае, берут сразу двое) и выходят из магазина как минимум с тремя пакетами, набитыми самыми роскошными вещами от 'Fendi'. Гвоздем сезона у этой итальянской фирмы стали маленькие сумочки, отделанные мутоном, блестками и оборками из ткани в царском стиле. Очень удачно для русских: они украшают себя отечественными традициями и в то же время демонстрируют международный стиль. Это называется глобализация моды.
Магазины низких цен не отстают
Какое влияние новая клиентура оказывает на рынок моды, показывает не только тот факт, что фирмы сознательно на нее ориентируются. Покупатель и сам создает направления, которые подхватываются западными модельерами. Примером запоздавшей советизации мира моды может служить пиджак в стиле военной формы. Даже в недорогих коллекциях, как, например 'Mango' или 'Zara', сегодня висят кители с каймой и погонами, и будь это военный парад на годовщину русской революции, так к ним, всенепременно, полагался бы орден. Что же касается, армейских жакетов с американскими флагами, то они в этом сезоне, как мертвые, лежат на магазинных полках.
Не верите? Ну, тогда просто отправьтесь в Париж, на Елисейские поля. Там открылся самый большой в мире магазин 'Louis Vuitton'. Днем он, например, периодически закрывается из-за слишком большого наплыва покупателей. Поэтому русским ничего не остается иного, как ждать на холоде по целому часу - вместе с китайцами и японцами. Но стоять в очереди русским не привыкать: дело знакомое с тех самых времен, когда 'Dior', 'Gucci' и 'Vuitton' находились еще за 'железным занавесом'.
Маркус Люфт, "Neue Zuercher Zeitung" (Швейцария), 5 декабря 2005