"Коммерсантъ": Кемеровские власти хотят обесточить общественную палату
Обвинив ее в связях с "Кузбассэнерго"
В Кемеровской области начался скандал вокруг региональной общественной палаты (ОП). Представители обладминистрации вчера объявили, что областная прокуратура проверяет правомочность финансирования палаты из прибыли ОАО "Кузбассэнерго". Параллельно власти намерены доказать, что кемеровская ОП, созданная 12 лет назад, не имеет права так называться, поскольку в стране может быть только одна организация с таким именем – Общественная палата РФ.
Вчера пресс-служба администрации Кемеровской области сообщила, что облпрокуратура проверяет выделение денежных средств кемеровской ОП. И проверка уже показала, что возглавляющий палату Владимир Лебедев с 2003 по 2005 год получал от ОАО "Кузбассэнерго" по 100-120 тыс. руб. ежемесячно. По имеющимся у пресс-службы обладминистрации данным, эти деньги шли на выплату ему зарплаты. В сообщении также говорится, что прокуратурой устанавливается, "на каком основании акционеры 'Кузбассэнерго' содержали общественную организацию, платил ли господин Лебедев налоги с этих сумм, не отражались ли подобные расходы на себестоимости электроэнергии".
Господин Лебедев назвал действия властей "наездом" и заявил Ъ, что истинная причина конфликта в том, что лояльные региональным властям общественные организации хотят создать свою общественную палату, но не желают делить название с уже существующей организацией.
Общественная палата Кемеровской области была создана как ассоциация общественных организаций в 1994 году. Общественники принимали участие в обсуждении проектов основных законов Кемеровской области, экологических и демографических проблем, взаимоотношений прессы и власти. Сегодня в состав ОП входит 78 общественных организаций и 21 некоммерческая организация области.
Руководитель аппарата ОАО "Кузбассэнерго" Дмитрий Голофаст заявил Ъ, что "удивлен тоном и выражениями", в которых пресс-служба обладминистрации описала сотрудничество энергетиков с палатой. Он заявил, что это была законная спонсорская деятельность из прибыли "Кузбассэнерго".
Господин Лебедев заявил, что его зарплата, как главы палаты, составляет 6,5 тыс. руб. и указанных чиновниками крупных сумм от энергетиков он не получал. Поэтому глава кемеровской ОП уверен, что цель властей – "дискредитация нынешнего руководства палаты и создание новой структуры, в которую вошли бы только лояльные губернатору Аману Тулееву общественные объединения".
По его словам, бороться с ОП власти начали еще в ноябре 2005 года, когда десять общественных организаций по инициативе бывшего вице-губернатора Кемеровской области Нины Неворотовой направили письмо в администрацию президента с просьбой "не допустить выдвижения господина Лебедева в Общественную палату РФ". А сразу за этим письмом кемеровскую ОП начало проверять региональное отделение Федеральной регистрационной службы (ФРС). После нескольких проверок уставных документов палаты ФРС вынесла общественникам два предписания отказаться от названия "Общественная палата Кемеровской области" на основании федерального закона "Об Общественной палате РФ", так как он запрещает кому-либо использование названия "Общественная палата РФ". Господин Лебедев уже оспорил в суде одно предписание и намерен, по его словам, поступить также со вторым, аргументируя это тем, что название кемеровской палаты "не полностью дублирует название общероссийской".
"Нам бы их хлопоты,– изумился член Общественной палаты РФ известный адвокат Генри Резник.– В других регионах общественные палаты уже есть, и их существование никто не оспаривает". Другой член ОП РФ политолог Сергей Марков дал понять, что в этом конфликте правы не общественные организации, а областные власти. "Здесь надо соблюдать очень тонкий баланс,– объяснил Ъ господин Марков.– Смысл работы Общественной палаты РФ в том, чтобы быть союзником президента и при его поддержке бороться с бюрократией. Значит, общественные палаты в регионах должны заниматься тем же, но при поддержке губернаторов".
ИГОРЬ Ъ-ЛАВРЕНКОВ, Кемерово; АНДРЕЙ Ъ-КОЗЕНКО, "Коммерсантъ", 9 февраля