"Коммерсантъ" о кемеровском мошеннике: Сотрудник уголовного обыска
Центральный райсуд города Кемерова приговорил к пяти годам заключения за мошенничество гражданина Литвы Донатаса Паулюкаса. Как установил суд, литовец, выдававший себя за сотрудника прокуратуры или ФСБ, проводил у доверчивых граждан обыски и конфискацию имущества. После отбытия этого срока осужденный, скорее всего, будет экстрадирован в Литву, где против него также возбуждено уголовное дело.
В 2002-2003 годах в Кемерове, Новосибирске и Омске были зарегистрированы более полусотни схожих по почерку мошенничеств. Интеллигентного вида молодой человек звонил в дверь и, представившись сотрудником правоохранительных органов, просил добровольно выдать все хранившиеся в доме деньги и ценности. Свое требование он объяснял тем, что кто-то из жильцов квартиры (их имена он узнавал от соседей) подозревается в краже вещей высокопоставленного чиновника обладминистрации. Потерпевшие рассказывали, что, услышав об аресте близкого человека, буквально цепенели и забывали спросить санкцию на обыск. Для достоверности "следственных действий" мошенник даже приглашал понятых из числа соседей и делал вид, что составляет протокол выемки. После этого "следователь" укладывал наличность и золотые украшения в бумажный пакет и спокойно уходил. За один такой "обыск" мошенник "зарабатывал" от 5 тыс. до 100 тыс. рублей. Поскольку злоумышленник представлялся своим жертвам работником прокуратуры, милиции или ФСБ, то и искали его разные подразделения правоохранительных органов.
Поймали его летом 2003 года. Тогда сотрудники ГАИ Кемерова остановили для проверки документов автомобиль, у пассажира которого при личном досмотре было найдено удостоверение, внешне похожее на милицейское, и два паспорта. Один из них, российский, на имя Евгения Виноградова, другой – гражданина Литвы Донатаса Паулюкаса. Пассажира задержали. Когда на очных ставках Виноградова-Паулюкаса предъявили его многочисленным жертвам, те тут же опознали в нем лжеследователя. Дело поручили следственному управлению СК МВД РФ с Сибирском федеральном округе (СФО). Там установили, что Донатас Паулюкас (это оказалось его настоящее имя) присвоил около 1 млн рублей.
Пока мошенник сидел в СИЗО, милиционеры узнали о нем много интересного. В середине 90-х годов полиция Литвы возбудила против него дело о хулиганстве, но до суда дело не дошло: психиатрическая экспертиза выявила у обвиняемого шизофрению. В клинику его и тогда класть не стали. Это сделали в другой раз, после того Донатас Паулюкас под видом полицейского забрал у туриста из Словении мобильный телефон. Но в психиатрической клинике мошенник не задержался: он связал несколько простыней, спустился по ним через окно туалета и убежал. Через несколько дней литовец уже был в Москве. В столице он познакомился с жителем города Междуреченска Кемеровской области, который пригласил его к себе погостить. На новом месте Донатас Паулюкас обзавелся семьей, устроился преподавателем физкультуры в местную школу и детдом. Впрочем, личная жизнь у литовца не заладилась, и он переехал в Кемерово. Там он раздобыл паспорт на имя Евгения Виноградова и поддельное милицейское удостоверение. По данным расследования, похищенные драгоценности, а также ордена Донатас Паулюкас сбывал частным скупщикам и в ломбарды. Жил он на широкую ногу – снял квартиру в центре города, одевался исключительно в дорогих магазинах, ужинал в ресторанах, посещал казино.
Новосибирские психиатры, в отличие от своих литовских коллег, признали Паулюкаса вменяемым. В июле 2004 года его дело поступило на рассмотрение суда города Кемерова, где, по данным расследования, он совершил больше всего афер. Процесс затянулся: на одном из судебных заседаний Донатас Паулюкас заявил, что не доверяет выводам новосибирских врачей, и просил направить его в Центр судебной психиатрии имени Сербского. Но и там его признали вполне вменяемым.
В итоге суд Центрального района Кемерова признал Донатаса Паулюкаса виновным в мошенничестве и назначил ему наказание в виде пяти лет колонии-поселения. Как сообщили следователи СФО, из полиции Литвы им поступило уведомление о том, что после отбытия срока в России они хотели бы видеть Донатаса Паулюкаса у себя.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНОВ, Кемерово, "Коммерсантъ", 17 февраля