"Новая Сибирь" о создании в Новосибирске Общественной Палаты
Буквы закона и духи противоречия
Попытка областных властей создать местную общественную палату вновь натолкнулись на сопротивление части депутатов
ЗАКОНОПРОЕКТ об общественной палате (Новосибирской: области» видимо, был.рожден под несчастливой звездой. Накануне декабрьских выборов в областной совет прежний депутатский корпус отказался принимать этот закон, отправив его на доработку.
Впоследствии и губернатор Виктор Толоконский, и спикер облсовета Алексей Беспаликов публично заявили, что областная общественная палата все-таки будет создана. Между тем настроения депутатов изменились не слишком кардинально. На совещании с участием руководителей обладминистрации 21 февраля фракция КПРФ и группа «Народный депутат» не стали голосовать за то, чтобы внести этот документ в депутатские комиссии. Вице-спикер облсовета от «Единой России» Александр Замиралов законопроект поддержал, но предложил некоторые его статьи существенно уточнить. Все это вызвало бурю возмущения у Виктора Толоконского, который заявил, что править в документе уже нечего. А после окончания совещания губернатор даже в сердцах бросил, что он вообще не будет вносить этот законопроект.
«Когда депутаты не поддержали закон осенью, я подумал, что это либо позиция одного человека в совете, либо какая-то предвыборная болезнь, которая поразила большинство депутатов, — заявил Виктор Толоконский. — По-моему, это такой простой и очевидный закон, который надо немедленно и обязательно принимать. Как же мы можем не откликнуться на инициативу общественности? А ведь потребность во взаимодействии с общественными организациями колоссальна. Только я при всей своей занятости веду больше десяти общественных советов. Я уже не в состоянии откликаться на все эти потребности. Нужна общественная палата. А закон настолько широко обсужден, там каждое слово выверено, там убавить нечего, если его внимательно почитать». И губернатор убежденно добавил: «Я отвечаю за каждую букву в этом документе».
Представляла законопроект член Общественной палаты России, социолог Надежда Вавилина. По ее словам, в основу закона легли три принципиальных положения — добровольное участие общественных организаций, широкое представительство разных групп населения и конструктивное взаимодействие палаты с органами власти. Палата вправе проводить слушания, круглые столы, участвовать в аттестации госслужащих, проведении конкурсов, связанных с распределением бюджетных средств на социально значимые проекты.
При этом общественная палата Новосибирской области не является калькой Общественной палаты. Толоконский, в отличие от Владимира Путина, лично не назначает ни одного члена палаты. «Я настаиваю — право назначать членов палаты мне не нужно, никто никого не должен в палату назначать», — подчеркнул губернатор. А по словам Надежды Вавилиной, в палате «вместо одного начальника будут сопредседатели».
Напомним, палата Новосибирской области, как и общероссийская, будет состоять из трех частей по 44 человека каждая. Первая часть будет состоять из представителей общественности с территорий — по одному человеку от каждого района области, каждого городского округа, а также десяти районов Новосибирска. Вторая часть палаты будет сформирована из представителей общественных организаций без учета территориального принципа — отбирать претендентов будут депутаты областного совета. А третью часть сформируют уже избранные две трети палаты из числа «наиболее авторитетных и уважаемых людей», выдвинутых экспертными и профессиональными сообществами.
Главный удар по законопроекту попытались нанести коммунисты. Лидер фракции КПРФ Владимир Карпов заявил, что и общероссийская палата, и палата Новосибирской области не отражают социальную структуру российского общества. Надежда Вавилина с Владимиром Карповым полностью согласилась, однако заметила, что, по сравнению с федеральной, в нашей палате ситуация обстоит гораздо благополучнее. «Каждая территория представлена, чего нет в российской палате. В российской палате 126 представителей территорий, а остальные из Москвы. Мы же дошли до каждого района», — пояснила Надежда Вавилина.
Камнем преткновения стало и финансирование деятельности общественной палаты, члены которой будут работать исключительно на общественные началах. «Но ведь даже чтобы привезти людей из отдаленных районов, нужны деньги», —заметил лидер группы «Народный депутат» Геннадий Бессонов Виктор Толоконский парировал тем, что «когда сессию облсовета привозят представителей муниципальных органов власти, вопросов о командировочных почему-то ни у кого не возникает». По словам Виктора Толоконского, на деятельность палаты потребуется всего триста тысяч рублей в год, то есть почти ничего. «Однако в пояснительной записке значится другая сумма — 2,8 миллиона», — сказал корреспонденту «Новой Сибири» член фракции КПРФ, второй секретарь обкома Вадим Агеенко. Впрочем, впоследствии выяснилось, что речь идет все-таки о 300 тысячах рублей.
Коммунисты и независимые депутаты свой скепсис по поводу законопроекта не скрывали. «У нас есть вопросы и к механизму формирования палаты, который, очевидно, должен быть изменен, и к ее представительству», — подчеркнул Вадим Агеенко. А Владимир Карпов, обращаясь к губернатору, заявил: «Мы вам, Виктор Александрович, доверяем, но над законом надо будем еще поработать». Кстати один из депутатов сказал корреспонденту «Новой Сибири», что против законопроекта он лично ничего против не имеет, однако его «смущает лекторский тон, с которым педагог ее стажем Надежда Вавилина рассказывает о проекте». По его словам, он еще подумает, как проголосовать. Между тем Виктор Толоконский напомнил депутатам, что он мог бы создать общественную палату своим постановлением, не обращаясь к депутатскому корпусу. Однако он считает такой вариант абсолютно неприемлемым. «Такой важный проект должны обязательно поддержать депутаты», — заявил Виктор Толоконский. В итоге законопроект был внесен в комиссии облсовета. Представители КПРФ и группы «Народный депутат» при голосовании воздержались.
Роман КОЗЛИТИН, «Новая Сибирь» №8 2006 год.