"Коммерсантъ": Офицерам насушили сухариков. Обидчики "Кириешек" получили реальные сроки
Вчера Новосибирский облсуд повторно рассмотрел дело бывшего замначальника оперативно-розыскного бюро (ОРБ) Сибирского окружного управления МВД полковника Юрия Савченко и офицера резерва ФСБ Александра Шестака, обвинявшихся во взяточничестве. В июне прошлого года суд назначил им условное наказание, но прокуратура обжаловала приговор как не соответствующий "целям уголовного наказания, требованиям социальной справедливости". На этот раз обвиняемым назначили реальное наказание и арестовали в зале суда.
Летом прошлого года Новосибирский облсуд первый раз рассмотрел дело оборотней. Согласно материалам следствия, в июне 2004 года руководитель службы безопасности компании "Сибирский берег" (производит снэки "Кириешки", "Компашки" и др.) Александр Шестак обратился к замначальника ОРБ Юрию Савченко (бывшему сослуживцу по КГБ), чтобы получить разъяснения по поводу налоговой проверки, которую проводил ОБЭП областного ГУВД в одном из подразделений компании. По данным прокуратуры, полковник встретился с предпринимателями и за прекращение проверки и возврат изъятых у фирмы документов потребовал $200 тыс., а Александр Шестак пугал своих начальников тем, что "если не принять условия полковника, фирму похоронят". 21 июня в Land Cruiser Александра Шестака оперативники управления ФСБ нашли барсетку со $100 тыс., переданными ему предпринимателями. В тот же день на рабочем месте был арестован Юрий Савченко.
Савченко и Шестак, которых сначала обвиняли во взяточничестве, в конце концов были признаны виновными в покушении на мошенничество (ст. 30, 159 УК РФ): суд решил, что полковник, хотя и занимал в ОРБ высокий пост, повлиять на результаты проверки фирмы не мог. Вместо предложенных прокуратурой восьми с половиной лет для Юрия Савченко и семи с половиной для Александра Шестака первого приговорили к четырем годам условно, второму назначили на год меньше.
Однако прокуратура сочла, что облсуд неверно квалифицировал действия обвиняемых и наказание им назначил слишком мягкое. По мнению прокуроров, приговор "не соответствовал целям уголовного наказания, требованиям социальной справедливости, тяжести совершенного преступления, не отвечал превентивной функции". В ноябре прошлого года кассационная коллегия Верховного суда (ВС) отменила приговор и вернула дело в облсуд. В начале апреля начался повторный судебный процесс.
Вчера на заключительное судебное заседание обвиняемые Савченко и Шестак пришли в одежде попроще и с огромными баулами: выступая в прениях, гособвинитель попросил для них наказания в виде восьми и семи лет лишения свободы соответственно. В последнем слове Юрий Савченко признал вину и просил суд при определении ему наказания учесть, что он единственный кормилец в семье, его супруге в ближайшее время предстоит сложная операция, а сыну-подростку требуется повышенное отцовское внимание.
Через два часа судьи появились для оглашения приговора. Суд признал Юрия Савченко виновным в покушении на мошенничество, Александра Шестака – в пособничестве преступлению. Бывшего замначальника ОРБ приговорили к пяти годам и шести месяцам строгого режима и лишили звания полковника, а его сообщнику назначили на полгода меньше. Их взяли под стражу в зале суда. По сведениям Ъ, на этот раз с жалобой в ВС – на чрезмерно строгое наказание – намерены обратиться адвокаты обвиняемых.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНОВ, Новосибирск, "Коммерсантъ", 30 мая 2006