"Застрахерь". "Новая Сибирь" о дефиците в Новосибирске иммуноглобулина. Плюс карикатура
Застрахерь!
Серьезные перебои с поставками иммуноглобулина создали проблемы даже для тех, кто застраховался от укуса клеща
ТАКОГО «активного» периода по поиску препарата, нейтрализующего вирус энцефалита, который переносят некоторые виды клещей, у новосибирцев и жителей области, пожалуй, еще не было. Сегодня тем, кого укусило это зловредное паукообразное, чтобы поставить иммуноглобулин, приходится побегать по поликлиникам и пунктам серопрофилактики, чтобы найти то учреждение, где этот препарат имеется. И хотя каждый прикреплен к своей поликлинике(по территориальному принципу), оказывающей первую помощь при укусе клеща, гарантии, что экстренная иммунопрофилактика будет проведена, практически никакой.
Раньше такими преамбулами начинались рекламные материалы, призывавшие застраховаться от укуса клеща, чтобы получить иммуноглобулин дешево и без проблем. А нынче при упоминании этих страховок в голову лезет старый анекдот:
— Слышь, товарищ, — обращается гражданин к страховому агенту, — застрахерь меня...
— Как вам не стыдно так выражаться!
— По-твоему будет приличнее, если я скажу «застрахуй»?
Страховые компании, продавшие огромное количество соответствующих полисов, пережили немало тягостных минут. «Мы каждый день получаем не очень приятные звонки от клиентов, — рассказала «Новой Сибири» специалист отдела добровольного медицинского страхования государственной страховой компании «Югория» Светлана Грачева, — они возмущаются и ругаются, что мы страхуем, деньги собираем, а оказать помощь не можем. Прежде мы никогда с этим не сталкивались. Мы объясняем, что если наши клиенты найдут центр, который имеет препарат, то пожалуйста, мы будем возмещать эти суммы. Мне известно, что иммуноглобулин есть в некоторых коммерческих центрах, но как они его закупают, я не знаю».
В первой декаде июля в Новосибирске, возможно, прекратится дефицит иммуноглобулина — препарата от клещевого энцефалита. Ложка явно запоздала к обеду, но лучше поздно, чем никогда. Хотя в медицинских учреждениях на этот счет ходят разные слухи. Самые пессимистичные: препарат появится не раньше октября. Тем не менее, у специалистов есть надежда на то, что эти слухи не оправдаются. «В первой декаде июля монополист, выпускающий иммуноглобулин — «НПО «Микроген», — обязуется обеспечить наши фармацевтические фирмы, — сказала «Новой Сибири» Тамара Уфимцева, заместитель начальника отдела эпидемиологического надзора территориального управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, — но мы впервые пережили острый дефицит иммуноглобулина в самый пик сезона». Как сказал «Новой Сибири» Валерий Михеев, руководитель территориального управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, сегодня запасы этого препарата, предназначенного для взрослых, в Новосибирске почти равны нулю.
СЕКРЕТОМ того, как можно заиметь иммуноглобулин в то время, когда его ни у кого нет, поделился с «Новой Сибирью» заместитель директора медицинского центра «Биовэр» Антон Бреусов. Этот центр, как считает его замдиректор, чуть ли не единственный на сегодняшний день в Новосибирске, который еще оказывает услуги по соответствующим инъекциям: «Такой вывод я делаю. потому что весь поток идет к нам. Только в прошлый понедельник у нас было шестьдесят человек. Что же касается препарата, то больших запасов иммуноглобулина у нас не было. Но мы занимались его поисками в различных городах — в начале года приходилось искать в Москве, в европейской части России, за Уралом. Напрямую иммуноглобулин «Микроген» не дает, потому что в начале года надо было оформлять заявку. Кто не оформил заявки, тот не получил. И даже, говорят, кто это сделал, не всегда получал препарат. Но никто не знал, что правила изменятся. Первый год такие проблемы — раньше все было нормально». По данным Антона Бреусова, «Микроген» «запрещает продавать препарат в Сибирь. Уходит весь иммуноглобулин в Казахстан, на Украину, куда-то еще, но только не сюда».
Генеральный директор медицинского центра «Интегральная медицина», кандидат медицинских наук Сергей Богидаев так прокомментировал ситуацию:
– «Микроген» — единственный производитель иммуноглобулина в России, владелец всех заводов, не рассчитал потребности в препарате для Сибирского региона. Хотя все договоры были оформлены в конце 2005 года, на второй квартал 2006 года на складе поставщика иммуноглобулина практически нет. То есть «Микроген» не выполнил свои обязательства. Мы вели с поставщиком напряженные переговоры, чтобы хотя бы в июле получить препарат (кстати, его производство занимает несколько месяцев), и ситуация, я надеюсь, изменится к лучшему. К тому же активность клещей в июле падает, думаю, самый острый период закончился. Поэтому сейчас мы собираемся в Москве вести серьезные переговоры с поставщиком о том, как создать запас препарата на следующий год. Нужно решение, прямой договор с «Микрогеном». Мы работаем с 20 новосибирскими страховыми компаниями (сами они не имеют права закупать фармацевтический препарат), и не хотелось бы и в следующем году такой нервотрепки, как в этом, когда монополисты меняют схему поставок и не ставят в известность своих партнеров. На этой волне некоторые медики заламывают за одну ампулу препарата 400 рублей. К счастью, проблема с дефицитом иммуноглобулина в значительно меньшей степени коснулась детей. Бесплатным обеспечением их иммуноглобулином занимается департамент здравоохранения администрации Новосибирской области. «Об этом позаботились заранее — и здесь все есть», — прокомментировала Тамара Уфимцева. Корреспондент «Новой Сибири» все же проверил, так ли это. Действительно, в детских поликлиниках отвечали: приводите ребенка — сделаем! Однако, как известно «Новой Сибири», всего лишь пару недель назад, например, даже ребенку, имеющему страховку по программе «Антиклещ» (страховая компания «Аскостел»), в двух медицинских учреждениях, обозначенных в полисе, было отказано в помощи — в городской клинической больнице, поликлинике 25 — и «повезло» лишь в больнице скорой помощи 3. Но даже и здесь незастрахованным детям вообще было отказано в помощи — их отправили по месту жительства. А будет ли там иммуноглобулин — неизвестно. Поэтому, хотя детям до 18 лет иммуноглобулин вводится бесплатно, лучше, навервое, иметь и на них страховку надежней. Действительно, на полисе указан целый список учреждений, оказывающих первую ; помощь, вроде как можно выбрать то, что ближе к дому. И так было всегда, но только не в этом году, когда иммуноглобулин вдруг стал дефицитным. Кстати, говорят, что это проблема всего Зауралья.
Звоним в страховую компанию «Жасо»:
- в Сейчас можно застраховаться от клещевого энцефалита?
- Да.
- Говорят, перебои с иммуноглобулином?
- Да, но если у вас возникнет страховой случай, вы звоните нам, и мы скажем, куда обратиться за помощью.
Неделю назад в Новосибирске произошло два смертельных случая от укуса клеща. Впрочем, двое мужчин погибли не от того, что вовремя не нашли медицинское учреждение, где еще есть иммуноглобулин: несчастные обратились за медицинской помощью слишком поздно — один на третьи сутки после возникновения заболевания, второй — через сутки после появления симптомов. Это лишний раз говорит о том, как важно своевременно поставить укушенному клещом человеку иммуноглобулин. Это, по крайней мере, гарантия, что человек не умрет, что не будет параличей и других тяжелых осложнений, так как болезнь пройдет в легкой форме.
К слову, эпидемиологический сезон 2006 года (его отсчет идет с первого зафиксированного укуса) начался позднее на две-три недели, чем прошлый — с последней декады апреля. За это время (по 29 июня) число обратившихся с укусами — 14781, в том числе, детей — 3109. Это почти на четыре процента меньше, чем на этот же период прошлого года. Госпитализированных с подозрением на заболевание — 239, диагноз подтвержден у 32. За такой же период в прошлом году диагноз был подтвержден у пятидесяти человек.
Любопытно, что в этом ажиотаже вокруг иммуноглобулина и «смертельной опасности», нависающей над гражданами, вновь появилась не вполне корректная реклама препарата, который некоторые считают альтернативой иммуноглобулина. Йодантипирин, как пишут его томские производители, предназначен «для лечения и профилактики клещевого энцефалита». Но этот препарат эффективен лишь как «довесок» к основному лечению. Он один с вирусом не справится — это всего лишь средство неспецифической защиты, активизирующее выработку собственных интерферонов. Кстати, появился даже более сильный препарат — активнее йодантипирина. Это — реаферон липинт (его выпускает новосибирский «Вектор»). Он, говорят специалисты, запускает клеточный иммунный ответ. Но он тоже не панацея, а лишь дополнение к основному лечению. Так что без иммуноглобулина пока никак.
Анжелина ДЕРЯБИНА, Оксана БОЙЧЕНКО, «Новая Сибирь», 7 июля 2006