"Континент Сибирь": "Единороссы" называют себя "глыбами", но монолита у них не получается
В преддверии выборов в новосибирский облсовет в декабре 2005 года вопросы, связанные с наукой и образованием, оказались одними из самых политизированных. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский был вынужден выслушивать упреки оппонентов в том, что федеральные программы — строительство IT-зоны, создание Национального университета — ушли в соседние регионы. Поэтому факт создания в новом созыве облсовета комитета по науке и образованию лишь подчеркивает важность этого направления развития области. О задачах комитета и о ситуации в облсовете в интервью корреспонденту «КС» рассказал председатель комитета, секретарь Дзержинского райкома КПРФ Сергей Худяков.
— Сергей Дмитриевич, вы не опасаетесь, что ваш комитет скоро может быть принесен в жертву политическим играм? Сегодня все громче звучат заявления депутатов-«единороссов», предполагающих начать наступление на коммунистов, лишить их комитетов, освобожденных постов в облсовете.
— Я считаю большим достижением облсовета этого созыва, избранного по новой для нас смешанной системе и увеличившегося вдвое, что политическим партиям, прошедшим в Совет, удалось обойти острые углы, учесть мнение всех сторон, найти компромиссы при формировании структуры облсовета. Вспомните, на первой сессии были проблемы с выбором председателя Совета, члена Совета Федерации. А по остальным вопросам — по числу комитетов и распределению постов в них — проблем не было. Конечно, что-то можно пересматривать. Вопрос в том, какая цель? Чтобы кого-то за что-то наказать? Неудовольствие одной фракции действиями другой всегда будет в той или иной мере, потому что у них разные взгляды. Я думаю, что всем депутатам надо просто научиться работать в новых условиях.
Сегодня фракция «ЕР» имеет арифметическое большинство — 50 человек из 98. По существу, единороссы могут механическим голосованием решать почти все вопросы. А зачем тогда комитеты менять? Тут другой вопрос: допускать ли дискуссии? Был тревожный звонок на последней сессии, когда один из депутатов от «ЕР» сказал, что незачем обсуждать рассматриваемый закон, надо сразу переходить к голосованию. А голосование уже предопределено решением фракции. Это не лучший способ решения вопросов. Оппонентов надо хотя бы выслушать.
Насколько я знаю, если член фракции «ЕР» не согласен с ее решением, то он не должен голосовать против, но может воздержаться. Один из депутатов-«единороссов» в газетном интервью заметил: «Мы глыбы, а не резиновые мячики». Но глыбы не всегда могут совпадать плотно. Поэтому если вопрос очень спорный, мы можем во время дискуссии постараться убедить часть депутатов от «ЕР» воздержаться. И таким образом отложить принятие вопроса для дальнейшей проработки.
— Поднимается вопрос о сокращении не только числа комитетов, но и численности Совета, которая якобы мешает эффективной работе, поскольку теряется управляемость Законодательным собранием.
— Существует заблуждение, что Советом депутатов нужно управлять. Спикер по существу организует работу Совета и ведет сессии. Он высказывает свое мнение на комитетах, на фракциях. Свою позицию заявляют фракции и комитеты. Они очень весомы. А на сессии в ходе дискуссии может быть принято совершенно другое решение. Может быть не принято, отложено. В прямом смысле Совет не должен быть кем-то управляемым вообще. Тем более что большинство депутатов работают в Совете на общественных началах. Как ими управлять, какими рычагами? Наверное, такие рычаги могут найтись, но они находятся скорее за пределами облсовета.
Эффективность работы Совета заключается в качестве принимаемых законов, а не в количестве средств, израсходованных на содержание Совета и поделенных на количество принятых законов. Эффективность в том, чтобы не приходилось постоянно вносить изменения в законы. Качество закона — это та же истина, которая рождается в предметной дискуссии и в споре. Когда законопроект многократно обсужден и на уровне комитетов, и на уровне депутатских объединений, когда проведены депутатские слушания, когда сближены позиции, только тогда принимается выверенное решение.
Что же касается уменьшения численности депутатского корпуса, то Совет избран на пять лет, и поднимать этот вопрос на первом году работы не имеет особого смысла. Через четыре года этот вопрос будет актуален.
— По информации «КС», некоторые законопроекты, например, закон о контроле, вынесенный на рассмотрение сессии представителями фракции КПРФ, блокируются «единороссами» по политическим мотивам. Излишняя политизация мешает законотворчеству?
— Насколько я помню, на сессии вносилось предложение о том, что этот закон должен готовить профильный комитет по законодательству. Но тогда же было сказано, что любой комитет, любой депутат могут внести законопроект. Проект закона был представлен депутатам вице-спикером от КПРФ Владимиром Карповым. Поэтому, возможно, здесь определенная ревность есть. Так же как, на мой взгляд, есть определенная ревность по обсуждению проекта закона о представителе по правам человека, который внес горсовет. Как мне показалось, депутаты профильного комитета решили не рассматривать на сессии чужой закон, который они могут разработать сами. Хотя те недостатки, которые были отмечены комитетом, могли бы быть устранены при рассмотрении закона во втором чтении.
— Но этот закон в горсовете тоже представляла фракция КПРФ.
— Если в комитете облсовета по законодательству представителей «Единой России» большинство, то в горсовете в аналогичной комиссии все депутаты — коммунисты, однако сессия горсовета тот закон одобрила. Что касается закона о контроле, то, думаю, его принимать надо, так как он прописывает процедуру реализации контрольных функций областного Совета.
— Если начнет преобладать мнение о необходимости сократить число комитетов, у вас найдутся механизмы защиты?
— Сразу возникает встречный вопрос: а зачем нужно такое сокращение? Объединение науки и образования в одном комитете логично. Такой же комитет есть в Госдуме.
Пакетное соглашение, принятое перед первой сессией, пусть даже неофициально, учло интересы всех фракций. Исходили из числа депутатов от каждой партии, процентного расклада политических сил, который образовался в облсовете по итогам выборов. У фракции «Единая Россия» — председатель Совета, первый заместитель, вице-спикер. Из 11 комитетов шесть отданы «ЕР», два у «аграриев», два у КПРФ, один комитет у независимых депутатов. Фракция ЛДПР не претендовала на комитеты, согласившись на заместителей на освобожденной основе. Все было учтено. Зачем теперь нарушать баланс сил? Я думаю, что эмоции, которые возникли в последние недели, надо просто успокоить.
— Удастся ли Владимиру Карпову сохранить свой пост? Есть мнение, что в случае уменьшения числа замов он первый кандидат на сокращение.
— Я не думаю, что это произойдет. Если убрать Карпова из заместителей — человека опытного, отработавшего ранее два созыва в облсовете в должности зампредседателя облсовета, — автоматически увеличится нагрузка на других заместителей. Меньше будет слышен голос фракции КПРФ, потому что ее руководитель Владимир Карпов не будет представлен на еженедельном совещании председателя с его заместителями. Вряд ли это пойдет на пользу делу.
— Комитет по науке и образованию по численности самый компактный в облсовете. С чем это связано?
— В нашем комитете пять человек. Я думаю, что это продиктовано составом депутатского корпуса, в котором примерно 2/3 — руководители предприятий и бизнесмены. Их интересовали другие комитеты. Я всю трудовую жизнь проработал в Сибирском НИИ авиации (СибНИИА), был заместителем председателя комитета по науке, природным ресурсам и охране окружающей среды во втором созыве. Другие члены комитета также связаны с наукой и образованием. Светлана Григорьевна Барам возглавляла кафедру химии СУНЦ НГУ (бывшая ФМШ), Вера Анатольевна Ганзя — директор одной из школ Барабинска. Вячеслав Анатольевич Маркелов руководит научно-производственной фирмой. Александр Александрович Козлов работал во втором созыве зампредседателя комитета по социальной политике и вопросами образования как руководитель новосибирских профсоюзов он также связан с профсоюзом работников образования. Так что, комитет сформировался логично из состава избранных депутатов. И, мне кажется, уже показал свою работоспособность.
— Каким вопросам комитет уделяет внимание в первую очередь?
— В первом полугодии 2006 года комитет подготовил на рассмотрение облсовета девять вопросов, в том числе шесть — по рассмотрению законопроектов «О нормативах финансирования образования в Новосибирской области», о внесении изменений в законы «О регулировании отношений в сфере образования», «О защите прав детей», «О грантах Новосибирской области». Во втором квартале мы должны рассмотреть изменения в закон о научной деятельности и научно-технической политике. В нем достаточно много вопросов, которые регулируются на областном уровне. В следующем году мы планируем принять закон об инновационной деятельности на уровне области.
На заседании комитета мы рассматривали вопрос создания технопарка в сфере высоких технологий. Предполагается, что финансирование создания технопарка будет идти из федерального, областного бюджетов и средств инвестора. Депутаты облсовета могут контролировать выделение средств из облбюджета, чтобы возможное недофинансирование со стороны области не тормозило создание технопарка в целом. Трижды рассматривали на заседаниях комитета вопросы реализации
Жанна Костина, «Континент Сибирь», 11 августа 2006