"Новая Сибирь" об уголовном деле против руководителя департамента по тарифам + Карикатура
УГОЛОВНОЕ дело против руководителя областного департамента по тарифам Валентина Шаталова, которому инкриминируют превышение должностных полномочий, сразу же стало новостью всероссийского масштаба.
Судя по сообщениям СМИ, ситуация выглядит примерно так: злодей-чиновник с какого-то перепугу поднимает тарифы выше установленной федеральными законами планки, что неизбежно бьет по кошелькам большинства жителей Новосибирской области. С какой стати он это сделал, совершенно непонятно. Причем в печати даже нет намеков на коррупцию, хотя слово это иногда встречается. Сам Валентин Шаталов ситуацию не комментирует. «Уголовное дело? Я про него в газете читал, но больше ничего не знаю», — пояснил он корреспонденту «Новой Сибири».
В процессе регрессии новосибирских тарифов, то есть их возвращения к менее высоким федеральным нормам, Валентин Шаталов стал главным фигурантом. Хотя очевидно, что директор департамента, ставя свои подписи под нужными документами, всего лишь исполнял политическую волю губернатора Виктора Толоконского. История это давняя, началась она осенью прошлого года. Тогда, в самый разгар выборов в облсовет, руководство обладминистрации приняло политическое решение, повысив предельную стоимость квадратного метра жилья. Тарифы в Новосибирской области резво понеслись ввысь. И вдруг совершенно некстати появляется приказ Федеральной службы по тарифам, который ограничивает предельный рост для Новосибирской области в 20 процентов. У нас же в отдельных муниципальных образованиях рывок зашкаливал и за 50 процентов.
Начались проблемы: бюджет уже сверстан, и перепахивать его заново явно не хотелось. Власти попытались доказать, что если посчитать грамотно, не учитывая, к примеру, рост тарифов из-за увеличения доли платежей населения с 90 до 100 процентов, то все срастается. Виктор Толоконский так прямо и заявлял журналистам, что «мы сейчас, конечно, существенно повысим тарифы, но зато в последующие годы они будут ползти вверх совсем понемногу».
Весной этого года в тарифные разборки включилась прокуратура, которая, не согласившись с доводами властей, выиграла суд. Обладминистрация, не сумев оспорить решение, получила предписание тарифы пересчитать. Масла в огонь подлил сам Валентин Шаталов, который неделю назад на пресс-конференции заявил, что решение суда не будет выполнено, потому что «нет механизма и методики, как это можно сделать».
Видимо, стерпеть такое наплевательское отношение к правоохранительной системе сотрудники прокуратуры не смогли. «Валентин Иванович хороший человек, но батьку-прокурора он, видимо, своими заявлениями сильно обидел, за что ему и прилетело», — сказал корреспонденту «Новой Сибири» один из депутатов облсовета. Как пояснил председатель депутатского комитета по экономике Николай Мочалин, с подобными претензиями прокуратуры столкнулись чиновники во многих городах, но «никому из них до Шаталова не пришло в голову так откровенно перечить прокуратуре».
Теперь, если суд признает Валентина Шаталова виновным, ему светит либо штраф, либо несколько лет заключения с последующим лишением права занимать руководящие должности. «Дело против Шаталова? Оно до суда не дойдет, развалится, — уверенно заявил спикер облсовета Алексей Беспаликов. — И хочу напомнить, что суды тоже бывают неправы. Бывало и так, что облсовет проигрывал дело в областном суде, но потом выигрывал в Верховном».
Один из чиновников обладминистрации также выразил уверенность, что дело закончится ничем: «Если бы прокуратура была всерьез настроена довести начатое до конца, она бы постаралась временно отстранить Шаталова от должности. Только этого не произошло», — сказал он. А пресс-секретарь одной из новосибирских парторганизаций предположил, что речь идет о попытках прокурора области Владимира Токарева повысить свой авторитет в глазах нового генпрокурора Юрия Чайки, взявшегося после своего назначения за чистку рядов. Борьба же с коррупцией — модный нынче тренд, который приветствуется на самом верху.
Роман КОЗЛИТИН, Наталья ЗАВОРИНА, «Новая Сибирь», 29 сентября 2006