"Коммерсантъ": Укрупнение без населения. Совет федерации предлагает отказаться от объединительных референдумов
В Совете федерации (СФ) создана рабочая группа, которая займется усовершенствованием законодательства об укрупнении регионов. Возглавивший группу сенатор Рафгат Алтынбаев уже вчера предложил революционную идею – отказаться от референдумов по вопросам объединения. Если эта поправка будет принята, то укрупнять регионы Кремль сможет вне зависимости от мнения их жителей.
Как сообщил Ъ глава комитета по делам федерации и региональной политике СФ Рафгат Алтынбаев, рабочая группа по усовершенствованию законодательства об укрупнении регионов была создана по распоряжению спикера верхней палаты Сергея Миронова. Сенатор пояснил, что с предложениями откорректировать закон "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ" в верхней палате не раз выступали сенаторы, представляющие регионы, которые проходят процедуру объединения. Их претензии касались главным образом затянутости объединительной процедуры и неурегулированности бюджетного финансирования объединяющихся субъектов.
Первое организационное собрание рабочей группы СФ, к работе которой, как пояснил глава комитета, сенаторы намерены подключить экспертов и депутатов Госдумы, пройдет только 24 октября. Однако первое революционное предложение по оптимизации процесса господин Алтынбаев высказал уже вчера. Сенатор предлагает существенно сократить длительность объединительной процедуры – отказаться от проведения референдумов по объединению, а право принимать решение о слиянии субъектов доверить местным законодательным собраниям. На вопрос Ъ, не опасается ли он, что исключение населения из объединительного процесса может вызвать недовольство граждан, сенатор возразил, что "элемент демократизма" новая схема сохранит, поскольку решение будут принимать люди, избранные этими самыми гражданами в ходе всенародных выборов.
В завершение господин Алтынбаев заверил Ъ, что Кремль, который и инициировал процесс укрупнения регионов, не имеет никакого отношения к его инициативе: "Нельзя же все время работать по указке". Тем не менее, как заявил Ъ осведомленный источник в президентской администрации, идея отказа от всенародных референдумов в деле укрупнения регионов действительно прорабатывалась в Кремле. И, создавая комиссию во главе с опытным сенатором Алтынбаевым, Сергей Миронов выступил исполнителем пожеланий кремлевской администрации.
Кстати, это уже не первая попытка Кремля оптимизировать процесс укрупнения регионов. Осенью прошлого года поправки к закону "О порядке принятия в РФ и образования нового субъекта РФ", заметно сокращающие роль населения в объединительном процессе, вносил как раз Владимир Путин. Напомним, в первоначальном варианте закона предусматривалось, что с объединительной инициативой формально должно были выступать инициативные группы граждан сливающихся субъектов, а уже потом к ней подключались законодательные собрания регионов, которые вели консультации с Кремлем и назначали дату голосования. Однако президентские поправки право выступать с инициативой укрупнения передали главам регионов (вместе с тем они были наделены правом вести агитационную работу, что позволяло подключить к кампании административный ресурс), а запускать сам процесс, в том числе и создавать инициативные группы, можно было только после того, как идею слияния одобрит президент. Нынешние поправки, если они будут приняты, и вовсе оставят население за рамками объединительных процессов.
Поводов для очередной правки законодательства объединительная практика дала предостаточно. Наиболее "легкие" объединения уже осуществлены, а намеченные и уже начатые вызывают все большее сопротивление. Весной этого года попытку сорвать референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа предприняли местные национальные организации: сначала они пытались зарегистрировать инициативную группу для агитации против объединения, а когда им было отказано в регистрации, призвали на помощь Всемирную ассоциацию монголов. Кроме того, они пообещали сделать все возможное для предотвращения объединения Читинской области с другой бурятской автономией – Агинским Бурятским округом. Еще больший скандал вызвала идея объединения Краснодарского края с Адыгеей, которая привела к массовым выступлениям национальных черкесских организаций и их обращению в Европарламент с просьбой признать геноцид адыгов.
Не меньше проблем при сохранении нынешней редакции закона у Кремля возникло бы и в будущем: против идеи объединения с Алтайским краем категорически выступали национальные организации Республики Алтай, в штыки воспринимают идею объединения с Архангельской областью в Ненецком автономном округе. Новая же система укрупнения регионов, если она будет принята, оставит власти только одну проблему – сформировать в регионах парламенты, конституционное большинство которых будет лояльно Кремлю. А в этом случае "под сокращение" могут попасть любые регионы и в любой конфигурации, а не только автономии в составе "матрешечных" субъектов, с которых начинался процесс укрупнения, и небольшие национальные республики, к которым сейчас лишь подступается Кремль.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что предложенные Советом федерации поправки вполне укладываются в политическую стратегию Кремля: "Это же так тяжело – организовать референдум, добиваясь нужного ответа. Куда проще дать под зад послушному законодательному собранию и объединить регионы".
АЛЛА Ъ-БАРАХОВА, ВИКТОР Ъ-ХАМРАЕВ, "Коммерсантъ", 13 октября 2006