"Континент Сибирь": Бийское поражение губернатора
В центре внимания на Алтае — итоги муниципальных выборов, прошедших в городах и районах края 8 октября. И в первую очередь — оглушительный, хотя и предсказуемый проигрыш поддержанного губернатором края Александром Карлиным кандидата на пост мэра Бийска — налоговика Валерия Тарады, занявшего лишь четвертое место. Этот факт в политических кулуарах Алтая уже назвали самым громким провалом губернатора. Теперь, во втором туре, за кресло бийского градоначальника поборются энергетик Анатолий Мосиевский и газовик Сергей Тен. На повестке дня — дальнейшая тактика главы региона, который, очевидно, по-прежнему намерен уделять внимание стратегически важному для краевых властей Бийску.
По данным Алтайского крайизбиркома, в ходе муниципальных выборов 8 октября всего избирались 63 депутата в районные собрания, 25 — в городские советы, 4 главы района и 16 глав сельсоветов. Однако основное внимание было приковано к выборам мэра Бийска — второго по величине города Алтайского края, — где ни один из 12 кандидатов не смог одержать убедительной победы. Во второй тур вышли депутат крайсовета («ЕР») гендиректор ЗАО «Котак» (а до недавнего времени — гендиректор «Бийскэнерго») Анатолий Мосиевский (29,85% голосов) и директор по развитию ЗАО «Сибтрубопроводстрой» Сергей Тен (22,93%).
«КС» уже неоднократно рассказывал, как на выборах в Бийске сошлись интересы различных местных ФПГ и бизнес-структур из-за пределов региона. Более чем активно обозначили здесь свой интерес перед выборами краевая власть и лично губернатор. На разных кандидатов поставили и группировки внутри «партии власти».
Числились фаворитами
Практически никто из местных наблюдателей не сомневался, что второй тур в Бийске неизбежен, но подавляющее большинство предсказывало, что в него выйдут бывший мэр Бийска, а ныне пенсионер Геннадий Карпушкин и бывший вице-губернатор края Сергей Тен. Отметим, что господин Карпушкин, несмотря на проигрыш на выборах 2004 года, в начале агитационной кампании имел хороший стартовый рейтинг, который в максимальной точке, по разным замерам, достигал 25–30%, но преклонный возраст кандидата и неэффективная агитационная кампания помешали успеху: Карпушкин набрал всего 17%.
Вторым фаворитом считался Сергей Тен, который впервые появился на Алтае вместе с командой экс-губернатора края Михаила Евдокимова лишь в 2004 году и около года работал в должности вице-губернатора. Он вновь проявился на Алтае (в Бийске) в качестве представителя полпредства в СФО по вопросам газификации уже летом 2006 года. И после отставки мэра Бийска Ивана Кичмаренко (состоялась 14 июня 2006 года) вступил в предвыборную гонку.
Свою крайне низкую узнаваемость Сергей Тен начал искоренять заранее (еще до регистрации кандидатов на выборы), с помощью информационной кампании в прессе позиционируя себя как протеже президентского полпредства в СФО. Кандидатура Тена стала настоящим «яблоком раздора» на Алтае: он был воспринят буквально в штыки Александром Карлиным, чьи заместители самым активным образом дистанцировались от Тена, публично ставя под сомнение его поддержку в администрации президента. Позиция губернатора повлияла на «партию власти»: прогубернаторская часть алтайской «ЕР» (под предводительством лидера фракции «ЕР» в крайсовете Николая Рыжака) поддержала протеже губернатора — главного бийского налоговика, руководителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Алтайскому краю Валерия Тараду. В свою очередь часть краевой организации «ЕР», ориентированная на московское руководство партии (во главе с лидером алтайской организации, депутатом Госдумы РФ Андреем Кнорром), настаивала на кандидатуре Тена. После непродолжительной внутрипартийной борьбы «Единая Россия» склонилась к официальной поддержке Валерия Тарады, который был зарегистрирован как самовыдвиженец. (Впрочем, как уже рассказывал «КС», заручиться ресурсом «ЕР» в той или иной степени смогли многие кандидаты.)
Не пришелся Тен по душе и основным соперникам в борьбе за пост мэра. Видимо, посчитав его одним из фаворитов (учитывая значительные финансовые ресурсы и поддержку сильного медийного пула, контролируемого дружественной Тену ФПГ «Сибма»), соперники частенько именно Тена делали своим оппонентом.
Провал
По единодушному мнению большинства местных наблюдателей, всего лишь четвертое место у Валерия Тарады (10,15%) по итогам голосования в Бийске стало крупнейшим политическим поражением Александра Карлина за более чем годовой срок губернаторства.
Как уже отмечал «КС», административный ресурс оказался не очень эффективным. Во-первых, он работал в неполной мере: чиновники, не зная, кто станет победителем, не готовы были активно работать на одного из кандидатов. К тому же, как отмечают местные наблюдатели, среди избирателей сработал фактор недоверия и отторжения всего, что исходит от власти. На это наслоилось и множество других факторов: низкая известность Тарады, неумело проводимая агитационная кампания, нелюбовь людей к фискалам, слишком респектабельный имидж кандидата в бедном городе также вызывали раздражение.
Ближе к концу агитационной кампании, когда стало ясно, что провал Тарады практически неизбежен, Александр Карлин пошел практически ва-банк: если в начале кампании его поддержка Валерия Тарады была довольно сдержанной, то незадолго до дня голосования в Бийске появились огромные плакаты с изображением Александра Карлина и Валерия Тарады и лозунгом «Нам работать вместе». Этот почти отчаянный шаг губернатора, безусловно, добавил драматизма в ситуацию, но, как показала практика, не стал спасительным.
Все, даже активные сторонники губернатора, крайне жестко высказываются о бийском провале Александра Карлина. «Мы, безусловно, понимали, что тактика губернатора в Бийске провальная, и с самого начала пытались до него достучаться. Хотя бы объяснить ему, что надо попытаться диверсифицировать свой интерес в списке претендентов на пост мэра, — сообщил «КС« на правах анонимности один из видных депутатов крайсовета, который себя считает сторонником губернатора. — Однако тотальное недоверие Александра Богдановича сделало наши искренние попытки бесполезными. На каком-то этапе мы поняли, что губернатора не переубедить, и бийский провал неизбежен. Сейчас я думаю, что, видимо, эту серьезную жертву стоило принести в надежде на то, что Александр Богданович наконец-то поймет, что один в поле не воин, и начнет создавать свою команду, которой доверяет, а также наращивать ряды своих сторонников».
С кем теперь губернатор в Бийске?
Очевидно, что после провала Тарады и выхода в финал Мосиевского и Тена Александру Карлину придется искать варианты сотрудничества хотя бы с одним из двух оставшихся претендентов. В администрации пока не торопятся проявить себя в этом отношении. За неделю не последовало никакой реакции на итоги выборов в Бийске. Многочисленные попытки «КС» получить комментарии у вице-губернатора Бориса Ларина, курирующего политический блок в краевой администрации, оказались тщетными в связи с большой занятостью чиновника.
И все же никто не сомневается, что консультации перед вторым туром выборов наверняка идут. Очевидно, что альянс губернатора с «финалистом» выборов Сергеем Теном после всего сказанного на его счет прежде сильно ударил бы по авторитету губернатора. Хотя в качестве представителя газового лобби Тен как нельзя кстати пришелся бы ко двору Карлина — ведь губернатор сделал газификацию края и приход на Алтай крупнейших газовых компаний с их инвестициями («Газпром», «Росгазификация», «Востокгазпром») «локомотивом» своей политики. Газовая политика особенно актуальна в Бийске: от готовности города вовремя и в нужном объеме принять большой газ зависит проект газификациии региона в целом.
В то же время Анатолий Мосиевский (бывший гендиректор ОАО «Бийскэнерго»), за которым, по версии некоторых наблюдателей, стоят угольные компании, в этом контексте значительно более неудобен губернатору. Достаточно вспомнить, как еще недавно подписывалось соглашение между администрацией края и основным потребителем угля в Бийске — «Бийскэнерго» — о готовности предприятия принять большой газ. Под давлением краевых властей «Бийскэнерго» (под руководством Мосиевского) договор подписало, но скепсис о перспективах его реализации в крае звучал более чем серьезный. Насколько актуальны эти противоречия сегодня, неизвестно, но эксперты уверены, что они преодолимы.
«Российская практика такова, что зачастую все обязательства, взятые кандидатами перед своими партнерами до победы, теряют свою значимость после нее. Тем более откровенный лоббизм мэра в отношении каких-то крупных компаний будет заметен краевым властям, и у них достаточно рычагов ему противостоять», — считает директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов. Кстати, по данным «КС», консультации с господином Мосиевским в кабинете губернатора начались еще до 8 октября.
Впрочем, независимо от того, как проявит себя губернатор во втором туре, схватка будет очень жесткая. При этом в случае, если бы Тену предстояло соперничать с Карпушкиным, победа Тену была бы обеспечена, учитывая электоральную динамику (Карпушкин терял голоса бийчан, а Тен набирал). В случае же с динамично наращивающим симпатии избирателей Мосиевским перспективы обоих кандидатов на победу непредсказуемы.
«Единороссы» также пока никак не комментируют, кому будет оказано содействие партии. Велик шанс повтора ситуации, когда прогубернаторская часть алтайской организации вновь поддержит кандидата, одобренного региональной властью, — с большей вероятностью все-таки Мосиевского, другая часть скорее всего вновь поддержит Тена. «Административный ресурс во втором туре в Бийске может лишь навредить. Администрации края сейчас невыгодно активно вмешиваться в дальнейшие выборы в Бийске. Местный Мосиевский способен самостоятельно победить «заезжего« Тена. Главное для губернатора — сделать Мосиевского своим союзником», — резюмирует Чернышов.
Второй тур выборов назначен на 29 октября.
Светлана ЧИСТЯКОВА, Барнаул, "Континент Сибирь", 13 октября 2006