"Новая Сибирь" о госмонополии на спиртное. КАРИКАТУРА
Монополия на печень
Мотивируя предложения о введении госмонополии на спиртное заботой о печени пьющих россиян, власти, скорее всего, добиваются для себя монополии на поедание фуа-гра
Такого пиршества лжи и откровенного скудоумия в России не было давно. Ей-богу, возникает стойкое ощущение, что если купленный за бесценок суррогат алкоголя разъедает печень и почки, то купленная за бешеные деньги власть разъедает ум и совесть. Феномен осеннего обострения алкогольного психоза у многих представителей власти и некоторой части общества, конечно, нуждается во вдумчивом исследовании стороны экономистов, политологов и даже психиатров. Не будучи ни первым, ни вторым, ни даже, как положено бы по алкогольной теме, третьим, автор этих строк берет на себя смелость лишь обозначить некоторые вопиющие несуразности в аргументации сторонников алкогольной госмонополии,задать им некоторые, причем чисто риторические, вопросы и высказать очень туманные предположения по поводу того, кому и зачем нужна госмонополия на священную для россиян бешеную коровку, точнее, ее молочко.
Начнем с несуразностей. Средства массовой информации захлестывает волна сообщений о массовых алкогольных отравлениях со смертельным исходом, вполне официальные лица заявляют об уже наступившей катастрофе, а стольже официальная статистика показывает, что количество этих самых отравлений не только не растет, а даже снизилось по сравнению с прошлым годом. Даже главный санитарный врач.
КСТАТИ, о логике. Напомню древний анекдот. Два мужика у прилавка долго спорят, две брать или aодну. Наконец, подводят итог: берем одну, а то вчера с двух сильно тошнило. И — продавщице: «Мамаша, нам четыре водки и одну селедку!» Только такой же логикой может руководствоваться тот, кто, зная, что травится народ суррогатами и бытовой химией, требует ввести монополию на производство и продажу алкогольных напитков.
Впрочем, несуразностей можно перечислять очень и очень много, но уже хочется спросить. Но прежде все-таки еще один анекдот. Три мужика нашли запечатанную бутылку без всякой этикетки. Открыли — пахнет, как надо. Самый смелый хлопнул стакан и тут же рухнул замертво. «А может, просто сердчишко подвело?» «Да, наверняка. Наливай, помянем». Второй пьет и падает рядом. Третий долго сомневается, принюхивается, но потом с громким криком: «По-мо-ги-те!!!» — хлопает свою дозу. Это я к тому, что у нас есть некоторое количество граждан, которые при любых условиях будут пить что попало, будь то «зеленка» на медицинском спирте или «синявка» на денатурате. Люди с большим алкогольным стажем или просто информированные и памятливые не дадут соврать: спирт из клея «БФ» (его еще называли «уйди-уйди» за отвратительный запах, который он придавал дыханию пьющего) смекалистые заводские рабочие с немаленькой зарплатой добывали задолго до всяких указов по преодолению пьянства и алкоголизма, а одеколон «Тройной» в определенных кругах уже лет без малого сто считается в России деликатесом, уступая пальму первенства лишь «аптечному коньяку» — настойке боярышника.
Но есть у нас, конечно, и гурманы, которые, кроме односолодового виски ничего и не пригубят ни при каких условиях, даже вкусным зерновым самогоном побрезгуют. Весь сыр-бор вокруг тех, кто колеблется, и при определенных условиях если уж не тормозной жидкости, то стеклоочистителя не испугается. Внимание, вопрос: так не вы ли, господа хорошие, своими бездумными мерами создаете эти «определенные условия»? То запрещаете ввоз одних вин, отчего начинают дорожать другие. То устраиваете дикую чехарду с акцизными марками, из-за которой большинство законного алкоголя вообще исчезает из легальной продажи. То запрещаете ночную продажу крепких напитков, толкая страждущих в объятия самогонщиков и торговцев суррогатами.
А теперь вот новая хрень: губернатор Новосибирской области подписал документ, который, судя по первым комментариям, предъявляет драконовские требования, например, к местам размещения магазинов, торгующих спиртными напитками. Это, скорее всего, приведет к сокращению количества подобных магазинов, а значит, поможет плодиться абсолютно бесконтрольным подпольным «шинкам». И последний вопрос: почему вам, господа хорошие, не кажется более разумным акцизными сборами существенно повысить цены на всякие потенциально опасные спиртосодержащие жидкости хозяйственного, технического и прочих назначений? Вряд ли такое подорожание заметно отразится на стоимости потребительской корзины. Возможно, это вам просто неинтересно и невыгодно?
И вот настал черед предположений по поводу причин околоалкогольного психоза. Их немного. Первое и, на взгляд автора, самое вероятное: идиотизм некоторых людей, дорвавшихся до рычагов власти и не умеющих сложить два и два. Второе: на волне пиара вокруг этой темы можно нахапать значительное число голосов избирателей, искренне переживающих за одну из острейших бед своей страны и столь же искренне заблуждающихся по поводу способности властным диктатом решить проблему с глубокими историческими и даже, если хотите, ментальными корнями. Третье, возможно, лишь дополняющее два предыдущих: слуги народа, оседлавшие законодательную и исполнительную ветви вертикали власти, не могут смириться с тем, что кто-то, кроме них, наживается на народном горе, и, дырявя печень простых российских забулдыг, имеет от этого не только кусок хлеба, но и мажет его паштетом из фуа-гра — жирной гусиной печенки.
Дмитрий ПИСАРЕВ, «Новая Сибирь», 10 ноября 2006
P. S. Чтобы не возникло лишних недоразумений, автор клянется, что осознает масштабы беды, а для себя лично давно вывел чеканную формулу: возможно, выпивать лучше, чем вообще не пить, но лучше вообще не пить, чем бухать.
P. P. S. Пора бы нашим властям задуматься лучше о введении госмонополии на производство и продажу презервативов. А то и так грядет демографический кризис, а тут еще и, глядя на некоторых деятелей, понимаешь, кто иногда вырастает из детей, и вообще теряешь интерес к размножению.