"Газета.Ru" об аварийной посадке А310 в Иркутске: "Нехороший рейс"
В Иркутске при заходе на посадку у аэробуса А310 авиакомпании «Сибирь» отказала передняя опора шасси. Пилоты успешно посадили самолет. Аэробус делал тот же рейс, что и A310, сгоревший в аэропорту Иркутска в июле этого года. И хотя причиной трагедии тогда стала случайность, в Минтрансе начались кадровые реформы.
Ранним утром во вторник в аэропорту Иркутска совершил аварийную посадку самолет A310 авиакомпании «Сибирь» (S7), на борту которого находились 195 человек. Лайнер следовал рейсом 778 из Москвы (в июле такой же самолет, выполнявший тот же самый рейс, при посадке съехал с полосы и загорелся, тогда погибли 124 человека). Как сообщил «Газете.Ru» представитель «Сибири» Илья Новохатский, причиной аварийной посадки на этот раз стала неисправность передней стойки шасси.
При заходе на посадку экипаж борта обнаружил, что передняя опора шасси не выпускается в автоматическом режиме, и сообщил об этом на землю.
Через несколько минут пилоты задействовали резервную гидравлическую систему для выпуска шасси и благополучно посадили самолет примерно в 8.25 по местному времени.
Никто из 11 членов экипажа и 184 пассажиров не пострадал. Более того, особой разницы между аварийной и обычной посадкой пассажиры не почувствовали, утверждает Новохатский. Никаких повреждений при посадке лайнер не получил. Когда все пассажиры покинули борт, самолет был помещен в ангар для технического обслуживания. Сейчас специалисты выясняют причины произошедшего.
Напомним, 9 июля в аэропорту Иркутска разбился Airbus A310 авиакомпании S7, следовавший рейсом 778. При заходе на посадку лайнер неожиданно выкатился на большой скорости за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в наземные строения и почти полностью сгорел. На борту находились 203 человека, в том числе 8 членов экипажа. Спаслись только 79 человек. Специалисты МАК 22 ноября обнародовали выводы расследования: причиной катастрофы «явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа». После приземления самолета командир воздушного судна «непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был дезактивирован, из положения "малый газ" в положение значительной прямой тяги». Как сказано в документе, отсутствовал и должный контроль за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолета со стороны второго пилота. Комиссия пришла к выводу, что у экипажа было достаточно времени на распознавание сложившейся ситуации, но меры по переводу левого двигателя на малый газ или выключению двигателя не были приняты.
Катастрофа в аэропорту Иркутска стала поводом для начала серьезных реформ в авиационной отрасли России.
Как стало известно во вторник, министр транспорта Игорь Левитин наконец приступил к кадровой чистке, обещанной после октябрьской совместной коллегии Минтранса и Генеральной прокуратуры (на ней рассматривалось состояние отечественной гражданской авиации, в частности, причины двух крупных авиакатастроф – в Иркутске и под Донецком). В минувший понедельник Левитин направил на имя премьер-министра Михаила Фрадкова сразу два представления: на увольнение главы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) и на утверждение нового главы.
В начальники ведомства Левитин предложил либо замначальника Военно-воздушной академии имени Гагарина Геннадия Курзенкова, либо замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Евгения Трунина, пишет газета «Коммерсантъ».
Оба кандидата – кадровые военные летчики.
Курзенков пришел в академию с поста замкомандующего армией ВВС и ПВО Приволжско-Уральского военного округа, а Трунин последние десять лет занимался морскими портами и в Росморречфлот пришел, успев побывать начальником морской администрации порта Новороссийска и замгендиректора ФГУП «Росморпорт».
Кроме того, Минтранс решил продолжить линию на четкое распределение полномочий между подведомственными агентствами. Так, на совещании, прошедшем в субботу, было решено передать в ведение Росавиации департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса. Его руководитель Карл Руппель также лишился своего поста, а преемником был назначен бывший заместитель господина Руппеля Геннадий Лощенов. Вместе с тем и Росавиацию ждет смена главы – Александра Юрчика могут заменить на его заместителя Евгения Бачурина.
Под новым руководством Росавиация займется подготовкой нормативно-правовой базы. Как поясняет «Коммерсантъ», около трети документов, которые должны были быть разработаны после вступления в силу Воздушного кодекса в 1997 году, все еще не приняты. В России до сих пор действуют «Наставления по производству полетов и по видам обеспечения», принятые еще в СССР. Ространснадзору оставят лишь функции лицензирования, а сертификацию авиакомпаний и аэропортов будет осуществлять Росавиация.
Семен Столяров, "Газета.Ru", 28 ноября