Борис Комаров в "Новой Сибири": Первое место отзывается не столько рекламными потоками, сколько удовлетворенным честолюбием"
В КАНУН своего 11-летия радио «Юнитон», скорректировав формат музыкального вещания, вновь заняло первую строку в рейтинге, предоставленном российской исследовательской компанией «Комкон». О том, как исключительно местной радиостанции, не имеющей московских сетевых партнеров, все эти годы удавалось уверенно оставаться в первой лиге новосибирского радиоэфира, корреспонденту «Новой Сибири» рассказал глава холдинга «Юнитон-Медиа» Борис Комаров.
— В чем причина успеха «Юнитона»?
— Ну, конечно, в людях, которые его придумали и каждодневно делают — и в эфире, и за эфиром... При всей стандартности этой фразы правильнее не скажешь.
Мы прилагаем усилия, чтобы полностью соответствовать слогану «Радио нашего города», и в этом соответствии — преимущество перед станциями, которые дышат в затылок и входят в первую лигу новосибирского радиоэфира. В Новосибирске, кроме «Юнитона», можно назвать лидерами еще пять станций, и у всех них — московское программирование. Они базируются на плэй-листе, который разработан в Москве. А мы можем корректировать свой эфир в зависимости от ситуации, ориентируемся именно на новосибирскую публику, сами проводим музыкальные тестирования.
— Рейтинги радиостанций измеряют две российские и несколько местных компаний, и данные их часто расходятся принципиально...
— Очень часто было так — по «Комкону» на первом месте «Юнитон», а по «Гэллапу» — «Европа Плюс». У них разные методики. Я знаю, как работает «Комкон». Пытался вникнуть в работу «Гэллапа», и, на мой взгляд, в конкретном случае она не совсем корректна. По крайней мере, объяснения сотрудников этой компании меня не удовлетворили, хотя о социологии я более или менее имею представление.
Проблема единого измерителя актуальна для всей России. Я принимаю участие в деятельности Национальной ассоциации телерадиовещателей, и там этот вопрос один из самых актуальных — кто будет единым измерителем на радио. Для цивилизованного подхода к ведению бизнеса нужен один измеритель рейтинга. На телевизионном рынке единый исследователь, ему можно доверять или не доверять, но он, по крайней мере, один. Все цивилизованные игроки на радиорынке понимают, что надо договориться, но дело с мертвой точки пока не сдвинулось.
Мы в Новосибирске при желании можем оказаться впереди паровоза. У нас рынок не сильно монополизирован, в Новосибирске действуют четыре радиогруппы, остальные — разрозненные вещатели. Радиохолдинги как основные заказчики исследований могли бы сформулировать прозрачные условия и требования к единому измерителю. Везде в мире заказчики контролируют измерителя. Я не исключаю, что это вполне может быть «Гэллап» — если он сумеет убедить всех существенных игроков, что его деятельность удовлетворяет сформулированным требованиям. Для рекламодателей это стало бы большим плюсом — они перестанут путаться.
— Как же договориться, если по «Комкону» на первой строчке «Юнитон», а по «Гэллапу» — «Европа Плюс»?
— Я знаю, что руководители «Альянс-Медиа» тоже не слишком довольны ситуацией. У них есть еще другие станции, кроме «Европы плюс», с которыми не все так хорошо по «Гэллапу». Так что обсуждать есть что. В любом случае надо стремиться к тому, чтобы достигнуть соглашения по поводу измерителя.
Или другой момент. На локальном уровне мы, радиовещатели, не можем договориться о своде правил, связанном с рекламной деятельностью. И я, и руководство «Альянс-Медиа» считаем, что действия отдельных продавцов, которые пытаются продать товар по крайне заниженной цене, с большими скидками, вредят рынку. Если рекламодателю предлагают какую-то станцию с не очень большой аудиторией, но с сумасшедшими скидками, он может ее выбрать. На телевидении такого давно уже нет, а на радио — сплошь и рядом. Это неправильно. Я хорошо думаю обо всех учредителях городских радиостанций — это люди, которые готовы подписаться под такой хартией и готовы держать слово. Другой вопрос — исполнители. Не уверен, что некоторые из них готовы следовать договоренностям.
— Каков объем новосибирского радиорынка? Точнее — рынка радиорекламы?
— Его достаточно трудно точно посчитать. В Москве есть такая традиция — радиовещатели собираются раз в год в ресторане, пишут на листке сумму и без подписи кидают ее в шапку. Ну а подсчитывает кто-то третий. В Новосибирске, к сожалению, более антагонистические отношения между радиовещателями, чем в Москве, и подсчитывать можно только на пальцах. Хотя примерное понимание, кто сколько собирает, конечно, есть. Никто не отменял закон, по которому сливки с рекламного пирога слизывают лидеры. Остальные зарабатывают либо мало, либо вообще ничего и работают из каких-то других побуждений. Рейтинг — это ведь не просто диплом, повешенный на стену, это предпочтение рекламодателей.
— Ваши планы на будущее?
— Мы сформировали холдинг и пытаемся его развивать. При этом у нас закончилась телевизионная история, связанная с телекомпанией «НТН». В отличие от наших оппонентов, мы достигли определенных результатов, но пришлось все-таки поставить точку. Возник вопрос — что делать дальше? У нас есть несколько амбициозных проектов, в том числе и в области радиовещания, которые мы сейчас разрабатываем.
Роман КОЗЛИТИН, «Новая Сибирь», 1 декабря 2006