"Новая Сибирь": С 1 января второй ребенок российской семье дороже первого. КАРИКАТУРА
Исав был прав
ЗАКОНЫ Российской Федерации способны | внести поправки в Библию. Библейский Исав с голодухи продал очень престижное в те времена право первородства младшему брату за чечевичную похлебку. Сейчас миска этой бурды обошлась бы Иакову в 250 тысяч рублей. Ведь теперь именно на второго ребенка матери получают так называемый материнский капитал.
Вступил в силу Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки», по которому второй ребенок в семье, рожденный или усыновленный после 1 января 2007 года, автоматически становится обладателем 250 тысяч рублей. Это, конечно, не те десятки тысяч долларов, что получает при рождении каждый бедуин в Арабских Эмиратах, но уже кое-что. По прогнозам экспертов, эта сумма будет ежегодно увеличиваться с учетом темпов инфляции и к 2010 году, когда родители смогут распорядиться ею, вырастет до 300 тысяч. Их можно будет потратить на образование ребенка, приобретение жилья или направить в накопительную часть материнской пенсии. Сразу после появления этой информации в ряде российских городов наметилась любопытная тенденция. Не слишком обеспеченные семьи собрались заводить второго ребенка либо встали в очередь на усыновление, a кое-где в российских городах и весях матери и вовсе решались на отчаянные шаги. Зная, что второй ребенок появится до 1 января, а, следовательно, «бесприданником», женщины рожали дома, а после боя кремлевских курантов по «скорой» отправлялись в роддом, чтобы зарегистрировать младенца. Депутат Новосибирского облсовета и главный врач станции «Скорой помощи» Олег Иванинский сказал нашему корреспонденту, что на последний вариант даже ради четверти миллиона «могла решиться разве что женщина с характером камикадзе». «Домашние роды, — говорит он, — явление для Новосибирска, к сожалению, не очень редкое, но характерное скорее для асоциальных и нелегально проживающих у нас иммигрантских семей. Подобных сюрпризов от коренного населения области в эти новогодние праздники, к счастью, не наблюдалось. Как и попыток с помощью медикаментов задержать процесс. Скажу как врач, роды — все равно что понос: начнется — не удержишь».
В Новосибирской области насчитываются уже несколько сотен детей, обеспечивших себе первоначальный капитал в 250 тысяч рублей одним лишь фактом своевременного появления на свет. По свидетельству главного акушера города Нелли Агамян, все роды, пришедшиеся на конец старого — начало нового года, протекали нормально. Резкого увеличения рождаемости в этом январе не произошло. И первенцы, и вторые дети появлялись в семьях в количестве, не превышающем обычную норму. Это и понятно, ведь сейчас рождаются те, кто был зачат до обнародования идеи о материнском капитале. Им повезло. А есть и те, кому можно только посочувствовать, но не в деньгах же счастье. «Представьте, — говорит заместитель главного врача по акушерству 1-й городской больницы Римма Заранкина, — в нашем стационаре пациентки лежат на сохранении месяцами, в основном с тяжелыми патологиями сердца, почек. Некоторым из них по медицинским показаниям вообще нельзя рожать, тем не менее эти женщины иногда решаются на второго, И как обидно такой мамочке с риском для здоровья выносить чадо, родить к Новому году и не попасть в программу государственной поддержки семей. Но как раз такой случай произошел в канун праздников в нашей больнице.
Пациентка родила второго ребенка за десять минут до Нового года, и уж как она упрашивала врачей сделать запись от 2007 года, но те были непреклонны. И какие только аргументы ни приводили медики, чтобы ее успокоить. Пытались объяснить, что точное время рождения важно не только для отсрочки от призыва в армию или получения денежного пособия, а и для составления гороскопа. Ведь в наши дни родиться под счастливой звездой и самому добиться успеха в жизни — гораздо интересней, чем получить обещания правительства, и еще неизвестно, как они будут выполняться».
По подсчетам Ирины Романцовой, заведующей родильным отделением областной клинической больницы, младенцев в первые девять дней января было зарегистрировано не больше и не меньше, чем за такой же отрезок времени прошлого года, — 57, 19 из которых уже имеют старших братьев и сестер. Как говорит Ирина Романцова, иногда медперсонал действительно идет навстречу родителям, которые просят младенца, появившегося за пять минут до наступления 23 февраля, «оформить как подарок папе ко Дню защитника Отечества, особенно если это мальчик». Но в делах, связанных с выплатой материальных пособий, подобные поправки в метриках недопустимы.
Обещание к 2010 году пополнить семейный бюджет 250 тысячами не изменило ситуацию и в плане усыновления детей. Как говорит заместитель руководителя областного департамента образования Наталья Юсупова, «число бездетных пар, желающих завести ребенка, начало расти еще полтора года назад, когда никто и не слышал о «материнском капитале», и после опубликования закона заявлений от потенциальных усыновителей больше не стало, а те, что есть, приходят сюда не из корыстных побуждений». Очередь «на ребятишек» в настоящий момент состоит всего из трех новосибирских семей, которым государство пока не может ничем помочь, поскольку они заказали деток с определенным цветом глаз, волос, внешне похожих на будущих родителей.
Сотрудники отделения Пенсионного фонда по Новосибирской области пока предпочитают воздерживаться от подробных комментариев закона, в котором прописаны далеко не все нюансы. Например, такой. Сохранит ли семья, родившая второго ребенка, но потерявшая первенца, право распоряжаться материнским капиталом? Или: что произойдет с деньгами, если второй ребенок умрет, не дожив до 2010 года? На эти вопросы начальник по работе с обращениями граждан Вера Рогулина философски заметила: «Закон сух, но древо жизни может быть таким пышным...» Впрочем, на весну намечена специальная учеба сотрудников фонда, тогда они и узнают, насколько надежно вертикаль власти подпирает это древо и стоит ли вить на нем гнезда.
Татьяна ШАРОНОВА, «Новая Сибирь», 12 января 2007