Анастасия Журавлева на НГС: "Политические круги все уже определили"
Взгляд на тенденции развития новосибирского телевидения известного журналиста и политтехнолога
Последнее время на местном телевидении замечается некое движение: создаются реалити-шоу (пример – 49 канал и 23 канал «Домашний»), возникают собственные программы, появляется даже целая информационная структура со своими ежедневными новостями на областном телевидении – Телекомпания ОТС, для которой власть в прошлом году выделила 73 млн рублей… Собственными мыслями по поводу тенденций развития местного телевидения поделилась с корреспондентом НГС.НОВОСТИ известный журналист и политтехнолог Анастасия Журавлева.
Все то движение, которое сейчас можно заметить на местном телевидении – это развитие после долгой стагнации или, если можно так выразиться, круги на болоте от случайно брошенного камня?
Сложно сказать. Я думаю, это связано с тем, что ситуация концептуально изменилась: появились новые каналы и некая иная среда. Сначала рынок на это не реагировал – «война» закончена, кто-то что-то завоевал… Потом все вспомнили, что у них есть условия по лицензиям, и стали что-то делать. Плюс ко всему, технологическое развитие приходит и сюда, а бесконечно существовать лишь как ретранслятор – скучно. Формируется еще и рынок заказчиков. Невозможно было бы сделать шоу с изменением внешности, если б не было клиники, которая захотела так пиариться. Понятно, что все – вторично: появляется московская программа, где звезды с удовольствием «заливают» себе губы, потом – наша. Но денег на звезд, видимо, не хватает, поэтому идут по кастинговому пути. Про качество продукта сейчас нет смысла говорить: появилось и – хорошо, молодцы. Я не считаю, правда, что это – революция.
Можно ли говорить, что телевидение Новосибирска сегодня становится более интересным бизнесу и менее интересным политическим кругам?
Конечно. Политические круги у нас все для себя уже определили. С государственным политическим кругом все понятно: у них есть государственные каналы. С точки зрения же выборного процесса медиа-пространство Новосибирска пока мало интересно. Сейчас политическое затишье. Отсутствие губернаторских выборов, безусловно, снижает интерес к каналам как к политическим инструментам, заставляя оценивать их скорее как бизнес. И в принципе владельцы каналов сегодня меняют свое к ним отношение. Поэтому так мало собственного производства. Прежде всего телеканал – бизнес. Но все равно всплески будут.
А местные политические круги?
А что местные политические круги сегодня могут делать на этих каналах? Ничего. Хотя я не сбрасывала бы со счетов такой пример, как появление якобы аналитической программы с ведущим-депутатом. На ГТРК есть аналитическая программа, по-моему, она называется «Точка зрения». Ее ведет Эдуард Кожемякин вместе с журналистом Сергеем Лукинским. Я была гостем этой программы, поэтому теперь знаю, что в Новосибирске есть такая передача. Это говорит о том, что с точки зрения раскрутки собственной персоны местные политики начинают понимать важность телевидения. Совершенно очевидно, что это – грамотный пиар-проект для раскрутки персоны. Не политических силы или движения, а именно – персоны.
Как ты считаешь, может ли Телекомпания ОТС повторить историю «Новосибирск +», которая была нужна когда-то власти, в пылу борьбы с НТН-4, а потом, когда эта борьба была выиграна, телекомпания осталась как бы не у дел?
Это вечная проблема структур, созданных на государственные деньги. Ровно столько, сколько они нужны государству, они и будут существовать. Я думаю, что в ситуации, когда ГТРК, вещающая на область, имеет все меньше времени, и все больше влияния на нее оказывает Москва, местная власть не станет терять инструмент, с помощью которого информация доставляется в районы области. Я не думаю, что такие монстры-тяжеловесы политической борьбы, как губернатор Толоконский и председатель Облсовета Беспаликов, допустят подобную потерю.
Так зачем было создавать новую телекомпанию, может, нужно было бы плотнее налаживать отношения с «Новосибирск +»?
Телекомпания «Новосибирск +» исторически создавалась раньше, да и зона вещания у нее намного меньше и форма собственности у «Новосибирск +» и ОТС разная. Хотя, когда речь идет о собственности на те или иные медиаресурсы, не всегда собственник показывается напрямую. Бывает, они создаются как частный инструмент, но в рамках интересов тех или иных государственных лиц. Я думаю, в отношении «Новосибирск +» произошла недооценка потенциала компании. Полагаю, у городской власти нет еще понимания того, что и у них может быть свой качественный продукт, и каким он мог бы быть. Я знаю один из немногих примеров высокоэффективного использования телеканала, который создан для лояльного освещения действий власти, это – Владивосток. У них есть канал, который конкурентоспособен и, несмотря на то что является прогубернаторским, критичен, актуален и позволяет сохранять ощущение интересного эфирного пространства. И в этом интересном эфирном пространстве проводится та идеология, которая нужна местной исполнительной власти. Благодаря этому они способны воздействовать на общественное мнение и, грубо говоря, заняться брендингом своей территории. Увы, не все это понимают, считая, что достаточно просто иметь очень много эфирного времени.
Известный коммунист, один из бывших телеведущих Андрей Жирнов, вместе с бывшими сотрудниками НТН-4 не так давно вернулся на телеэкран. Он делает передачу на 21 канале МКС. Правда, местные коммунисты уже успели, в разрез словам Жирнова о том, что программа - авторская, заявить, что это их передача. Это возвращение – знаковое?
Возвращение любой персоны на экран – совершенно понятное действие: люди, которые когда-либо занимались телевидением, всегда туда стремятся. Поэтому Жирнова, как человека, который вернулся в эфир, я понимаю. Но предполагать, что его программа будет о том, как вязать, читать и воспитывать детей, я не могу. В этом качестве он вообще неинтересен. Он эксплуатирует то, что умеет делать. Я полагаю, что такая программа, тем более на 21 канале, не могла появиться как потребность канала. Насколько я понимаю, этот канал с удовольствием берет все, что принесет хоть какие-то деньги. Все-таки он наименее развит и технологически, и с точки зрения концепции, и с точки зрения профессионализма тех, кто там работает. Я думаю, это коммерческое решение со стороны канала. Коммунистическая партия в Новосибирской области сильно коммерциализирована, в ней много бизнесменов, и им хочется иметь какой-то эфирный ресурс. Их вряд ли пустят на ГТРК, их, естественно, не пустят на ОТС… Я сильно сомневаюсь, что им найдется место на ТВЦ, им не найдется места на «Мире». Вот они и нашли единственный вариант.
Можно ли серьезно говорить о том, что местным телевидением уже все больше интересуется неместный бизнес? Была информация, что ситуацией на «Новосибирск +» интересовались деловые круги других сибирских городов.
Вполне возможная тенденция. Жаль, что Новосибирск как кузница хороших творческих кадров и как город, который мог бы претендовать на то, чтобы стать третьим основным телевизионным городом, когда-то эти позиции упустил. И наверстать это будет очень сложно. Сегодня Новосибирск – это по-прежнему некое количество каналов, ретранслирующих чужой продукт, и тут не важен даже объем – весь канал или часть его.
Аналитики прогнозируют, что будущее – за кабельным ТВ. Что думаешь по этому поводу?
Несколько лет назад, я знаю, появились достаточно серьезные игроки, которые начали вкладываться в развитие кабельных сетей. Действительно существует мнение, что за этим будущее, потому что это – альтернатива. Думаю, что у кабельных сетей очень большие перспективы.
А каково ближайшее будущее нашего обычного телевидения?
Думаю, что в ближайший год особо кардинальных перемен не произойдет. Возможно, появится некоторое количество передач в канун тех самых выборных процессов, о которых мы говорили. Какие-то из них будут направлены на мэрские выборы, какие-то – на думские. Что-то будет происходить, но это, скорее всего, будет временная акция. Что касается объективного развития – думаю, раньше 2008 года каких-то концептуальных перемен не произойдет.
Все будут ждать итогов президентских выборов?
В том числе. Ведь от их результатов будет зависеть развитие бизнеса: появление или отсутствие у бизнеса каких-то ресурсов, желание вкладываться в страну, в том числе – с идеологической и информационной стороны. Еще год, как минимум, и я для себя беру глобальную паузу.
А чем ты сейчас занимаешься?
Я не занимаюсь сегодня телевидением напрямую. Если возвращаться в новосибирский эфир, то надо понимать, с чем возвращаться и в качестве кого. Возвращаться с теми же проектами, что были, уже неинтересно. Сегодня я работаю как консультант на выезде и мало нахожусь в городе. Работаю как политконсультант, политтехнолог и консультант некоторых СМИ в регионе. По-прежнему – пиар, по-прежнему – какие-то вещи, связанные с преподаванием. Я прекрасно понимаю, что могу делать в телевидении и то, и другое, и третье, но мне это уже неинтересно. Я для себя пока не вижу ниши в новосибирском эфире.
Справка: Анастасия Журавлева – известный журналист и политтехнолог. С 1983 по 1999 год работала на ГТРК «Новосибирск». Была руководителем Творческого объединения «Бизнес-новости», ведущим и автором ряда телевизионных программ. С 1999 года является руководителем Телекомпании РТВ (а также автором и ведущей многих проектов этой компании). Как политконсультант и политтехнолог участвовала в выборах: 1999 – 2000 г.г. – выборы губернатора НСО, 2000 г. – мэра Новосибирска, 2003 г. – губернатора НСО, 2005 г. – выборы в новосибирский областной Совет депутатов (партия «Единая Россия»), 2006 г. – выборы в краевое собрание Приморского края.
Илья Калинин, специально для НГС.НОВОСТИ, 3 февраля 2007