"Новая Сибирь": Логическим завершением интереса федералов к недвижимости в центре Новосибирска может стать выселение мэрии (+КАРИКАТУРА)
Кто ж в него посадит?! Он же памятник!
Недвижимость стала причиной спора между федеральными властями и обладминистрацией. «Деловой дом» расположенный на Красном проспекте, 25, не единожды оказывался в центре пересудов и судебных разбирательств. Четырехэтажное здание знаменито супермаркетом «Зебра», галереей магазинов «Аркада» и рядом ресторанов. Вот уже четырнадцать лет оно находится в распоряжении департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, контроль над ним осуществляется через Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия. Право на собственность администрация области получила в 1992 году, когда в городе было проведено разграничение собственности.
Но в декабре 2006 года Новосибирское территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ТУ ФАУФИ) подало в областной арбитраж иск о признании права собственности РФ на здание «Делового дома». Постановлением Совмина РСФСР от 4 декабря 1974 года здание внесено в список памятников культуры государственного значения. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года такого рода памятники относятся исключительно к федеральной собственности. В конце прошлого месяца суд принял иск к рассмотрению.
Памятников культуры федерального значения в городе насчитывается десять. Семь из них — это здания, плюс памятник Ленину на одноименной площади, бюст Александра Покрышкина, а также могила Сергея Чаплыгина на территории института СибНИИА. Только одно здание-памятник — театр оперы и билета относится непосредственно к федеральной собственности. Три находятся в областной собственности, это и краеведческий музей, и художественная галерея, и уже упомянутый «Деловой дом». А к муниципальной — стоквартирный дом на Красном проспекте, 16 и здание мэрии Новосибирска. Напрашивается вопрос: «Почему именно «Деловому дому» уделяют столько внимания, или со временем агентство по федеральному имуществу возьмется и за здание краеведческого музея, и, страшно подумать, за мэрию?»
— Все вышеперечисленные объекты культурного наследия хоть и не отнесены к федеральной собственности, но находятся в безвозмездном пользовании, там ничего не сдается, соответственно, не извлекается прибыль. Мы считаем, что прибыль с аренды сдаваемых помещений, которые, по идее, должны принадлежать федеральным властям, должна идти в федеральный бюджет, — объяснил заместитель руководителя ТУ ФАУФИ Сергей Артемьев.
— Здание построено в 1928 году, идеальным его состояние не назовешь, но аварийной ситуации там нет. Арендаторы площадей «Делового дома» заключают охранно-арендные договоры. По этим документам они обязаны не только оплачивать аренду, но и обеспечивать ремонт помещений. Так, в 2006 году были отреставрированы фасады здания. Никаких серьезных претензий со стороны научно-производственного центра к арендаторам не поступало. Строить прогнозы, кому же достанется деловой центр, мы не собираемся, все будет решено в судебном порядке, — пояснила заместитель начальника областного научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Марина Грес.
Но в управлении федеральным имуществом совсем другая точка зрения. «Памятник культуры находится в безобразном состоянии, за ним совершенно не смотрят. Поднимитесь на третий и четвертый этажи, и вы убедитесь в этом сами. Я не знаю, на каком основании на право собственности претендует администрация Новосибирской области, если по закону оно принадлежит нам. Мы не исключаем возможности, что после перехода «Делового дома» в ведение федерального агентства там будут находиться коммерческие организации. Но основную площадь необходимо отдать в безвозмездное пользование государственным учреждениям. Как известно, город испытывает огромный дефицит в помещениях для госучреждений. Может быть, там появится управление Росохранкультуры, логично, что учреждение, занимающееся охраной культурных ценностей, будет находиться в здании, которое относят к памятникам культуры города», — добавил заместитель руководителя ТУ ФАУФИ Сергей Артемьев.
На вопрос, вместо кого в деловом доме «поселится» «Росохранкультуры», Сергей Артемьев не ответил, сославшись на то, что для начала суд должен вынести решение, «а потом будем решать, кого и куда переселять». Но, как стало известно «Новой Сибири», по планам ФАУФИ, «Росохранкультура» должна занять площадь Левобережного банка, который вроде бы уже начал подыскивать себе место, но руководство банка официальные комментарии дать отказалось.
«Заседание суда по этому вопросу состоится 1 марта. Дело очень сложное и неоднозначное. Аргументы типа «мы владеем этим зданием уже на протяжении 14 лет» для суда ничего не означают, будут анализироваться документы. «Я не берусь прогнозировать исход дела», — уточнила начальник управления реформирования предприятий и организационно-правового обеспечения обладминистрации Марина Иванова.
Над крышей «Делового дома» тучи сгущаются уже не в первый раз. В начале 90-х структуры известного бизнесмена Олега Семченко арендовали помещения «Делового дома» на тридцать шесть лет, но расторгли соглашение на 22 года раньше срока, в 2004 году. Ходили слухи, что Олегу Семченко предложили «покинуть помещение», но он их тщательно отрицал. Тогда в коридорах власти появилась идея разместить в «Деловом доме» апелляционную инстанцию арбитражного суда, но ее передали в Томск. Пока власти ломали голову, кто займет помещения, все остальные арендаторы, те же «Зебра» и «Аркада», находились в подвешенном состоянии. Как показало время, история повторяется.
Татьяна БЕЛЕНКОВА, «Новая Сибирь», 16 февраля 2007