Петр Вайль об архитектуре Новосибирска: На Красном проспекте
04 Мар 2007, 20:12
Поучительна и причудлива судьба всего Новосибирска, да и отдельных его сооружений
Там, где в Красный проспект упирается улица Ленина, — театр оперы и балета. Заложенное в 1931 году (и открытое в 1945-м) самое большое театральное здание России — продукт первой пятилетки. Размах глобальный: зал на две с лишним тысячи зрителей, диаметр железобетонного купола — 60 метров. Двухтонная люстра. Трехтонный занавес. Сцена больше, чем в Большом: на тысячу исполнителей — кем это и когда написаны такие “Аиды”? Строили театр поборники “планетарно-панорамной” технологии с идеей появления арены на месте партера, чтобы “зритель окружал действие”. Работавший над проектом скульптор Меркулов говорил, что это не театр в традиционном понимании, а “фабрика по переработке человеческого сырья в эмоциональной области”.
Внешний облик театра — лаконичный, в духе 20-х. Но вот интерьер уносит в диковинное чужое прошлое.
В 1932 году Алексей Толстой написал в “Известиях” статью “Поиски монументальности”. Отвергая “готику, американское небоскребство и корбюзианизм” как чуждое, Толстой пишет: “Классическая архитектура (Рим) ближе всех нам, потому что многие элементы в ней совпадают с нашими требованиями”. И поясняет, что именно: “пульс грандиозности, выражение всемирности”. Советские проектировщики бросились к классическим образцам. Так в новосибирской опере возник амфитеатр, где на фоне красного бархата статуи: Гермес с Дионисом, амазонки, Дорифор, Эйрена с младенцем Плутоном и другие актуальные в Сибири обнаженные персонажи — лихое безоглядное вписывание в мировой контекст. И, разумеется, имперский охват: здание должно было объединить театр, цирк, планетарий, водную пантомиму и кино. Задумано, чтобы сквозь зал проходили демонстрации, которым махали бы из амфитеатра руководители и общественность.
Все правильно: Новосибирск (получивший это имя в 1925 году взамен старорежимного Новониколаевска) впитывал все лучшее с впечатляющим размахом. Монументальной площади Ленина, на которой стоит театр, впору быть центром чего угодно, хоть бы и земного шара. Ставший городом всего лишь в 1903-м, он заново строился в 30-е как столица Сибири. И стал ею, но куда позже, в 2000 году, — сделавшись центром Сибирского федерального округа. Претензии на локальную столичность Красноярска и Омска были похерены окончательно.
Иронически теперь зато выглядит часовня св. Николая на Красном проспекте. Возведенная в 1914 году на месте географического центра России, она уже с утратой Финляндии и Польши стала фикцией, а после 91-го центр и вовсе сместился куда-то далеко на северо-восток, в сугубо безлюдную тайгу.
Здания, которые в 30-е понастроили вдоль Красного проспекта конструктивисты, возведены для чего угодно, кроме того, чтобы в них уютно жить и спокойно работать. Новосибирский гений места архитектор Крячков (больше тридцати строений) и его коллеги поставили в центре города то, что может занимать, поражать, но не радовать. Как бы узнать, радовались ли они сами, сооружая “Стоквартирный дом” или “Дом под часами” — по сути, многоэтажный каменный барак? Крайисполком, Сибревком, Госбанк? Да и не дома это, а все те же “фабрики по переработке человеческого сырья”.
Новосибирск местные жители для краткости называют Энск. Эту энскую безликость бесчеловечного масштаба можно любить, ее и любишь как часть самого себя, не лучшую, сильно не погордишься, но неотъемлемую, не скроешь.
Думаю, это можно считать признанием в любви к городу Новосибирску.
Петр Вайль, "Ведомости-Пятница", 2 марта 2007
Автор — главный редактор русской службы “Радио Свобода”
Поучительна и причудлива судьба всего Новосибирска, да и отдельных его сооружений
Там, где в Красный проспект упирается улица Ленина, — театр оперы и балета. Заложенное в 1931 году (и открытое в 1945-м) самое большое театральное здание России — продукт первой пятилетки. Размах глобальный: зал на две с лишним тысячи зрителей, диаметр железобетонного купола — 60 метров. Двухтонная люстра. Трехтонный занавес. Сцена больше, чем в Большом: на тысячу исполнителей — кем это и когда написаны такие “Аиды”? Строили театр поборники “планетарно-панорамной” технологии с идеей появления арены на месте партера, чтобы “зритель окружал действие”. Работавший над проектом скульптор Меркулов говорил, что это не театр в традиционном понимании, а “фабрика по переработке человеческого сырья в эмоциональной области”.
Внешний облик театра — лаконичный, в духе 20-х. Но вот интерьер уносит в диковинное чужое прошлое.
В 1932 году Алексей Толстой написал в “Известиях” статью “Поиски монументальности”. Отвергая “готику, американское небоскребство и корбюзианизм” как чуждое, Толстой пишет: “Классическая архитектура (Рим) ближе всех нам, потому что многие элементы в ней совпадают с нашими требованиями”. И поясняет, что именно: “пульс грандиозности, выражение всемирности”. Советские проектировщики бросились к классическим образцам. Так в новосибирской опере возник амфитеатр, где на фоне красного бархата статуи: Гермес с Дионисом, амазонки, Дорифор, Эйрена с младенцем Плутоном и другие актуальные в Сибири обнаженные персонажи — лихое безоглядное вписывание в мировой контекст. И, разумеется, имперский охват: здание должно было объединить театр, цирк, планетарий, водную пантомиму и кино. Задумано, чтобы сквозь зал проходили демонстрации, которым махали бы из амфитеатра руководители и общественность.
Все правильно: Новосибирск (получивший это имя в 1925 году взамен старорежимного Новониколаевска) впитывал все лучшее с впечатляющим размахом. Монументальной площади Ленина, на которой стоит театр, впору быть центром чего угодно, хоть бы и земного шара. Ставший городом всего лишь в 1903-м, он заново строился в 30-е как столица Сибири. И стал ею, но куда позже, в 2000 году, — сделавшись центром Сибирского федерального округа. Претензии на локальную столичность Красноярска и Омска были похерены окончательно.
Иронически теперь зато выглядит часовня св. Николая на Красном проспекте. Возведенная в 1914 году на месте географического центра России, она уже с утратой Финляндии и Польши стала фикцией, а после 91-го центр и вовсе сместился куда-то далеко на северо-восток, в сугубо безлюдную тайгу.
Здания, которые в 30-е понастроили вдоль Красного проспекта конструктивисты, возведены для чего угодно, кроме того, чтобы в них уютно жить и спокойно работать. Новосибирский гений места архитектор Крячков (больше тридцати строений) и его коллеги поставили в центре города то, что может занимать, поражать, но не радовать. Как бы узнать, радовались ли они сами, сооружая “Стоквартирный дом” или “Дом под часами” — по сути, многоэтажный каменный барак? Крайисполком, Сибревком, Госбанк? Да и не дома это, а все те же “фабрики по переработке человеческого сырья”.
Новосибирск местные жители для краткости называют Энск. Эту энскую безликость бесчеловечного масштаба можно любить, ее и любишь как часть самого себя, не лучшую, сильно не погордишься, но неотъемлемую, не скроешь.
Думаю, это можно считать признанием в любви к городу Новосибирску.
Петр Вайль, "Ведомости-Пятница", 2 марта 2007
Автор — главный редактор русской службы “Радио Свобода”
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522