"Коммерсантъ": Ребятам о бурятах. Моника Беллуччи в роли приемной матери
Даже те, кому по долгу службы приходится отсматривать весь выбрасываемый на экраны кинотрэш и кого удивить идиотизмом довольно-таки трудно, не могут скрыть своего изумления при встрече с мистико-эзотерическим "Братством камня". Озадаченным остался и АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Фильм рассказывает о Лоре, одинокой парижанке с неустроенной личной жизнью. Она едет в иркутский интернат и усыновляет узкоглазого бурят-монгольского мальчика по имени Лю-Сан (в некоторых аннотациях его характеризуют как тайца). По мере взросления с мальчиком начинают происходить непонятки: на груди проявляется таинственный знак, а по ночам ему и приемной маме снятся таежные медведи. Вокруг Лю-Сана крутятся темные личности, подозрительные врачи, мальчишку крадут, и Лоре в поисках его приходится совершить путешествие в Сибирь, к медведям и шаманам. Но самая опасная стычка предстоит героине с ее старшей подругой -- невропсихологом Сибиллой, которую Лора знает с детства как специалиста по экзотическим культурам и коллегу своих погибших в экспедиции родителей, но за этим гуманитарным имиджем скрывается зловещая изнанка. Планы оборотней в белых халатах в пяти минутах от исполнения, но тут как тут оказывается рыцарь плаща и кинжала, сотрудник российского посольства Сергей Маков: разобравшись с негодяями, он заодно обеспечивает Лоре дальнейшую личную жизнь.
Этот оптимистический триллер подписан французом Гийомом Никлу, не замеченным ранее ни в чем особенном, кроме экспериментального опуса "Летающие дети", состоящего из статичных сцен на музыку Майкла Наймана. Уже он вызвал шквал откликов в интернете, суммарно звучащих примерно так: "Без сомнения, худший фильм, который я видел в своей жизни. Самое депрессивное то, что режиссер, кажется, опять получит работу в киноиндустрии". С тех пор прошло 15 лет, иллюстратор Наймана снял шесть фильмов и вот теперь переключился на оптового поставщика литературного трэша Жан-Кристофа Гранже, автора кровопускательных "Кровавых рек" и хулиганского "Братства волков". Вот откуда появился мировой заговор оккультных сил, а также шаманские ритуалы, которые должны вернуть его участникам утраченную молодость.
Пользователи интернета и по поводу "Братства камня" продолжают недоумевать: "Если убожество сценария очевидно мне, простому зрителю, неужели к таким же выводам не пришел ни один из членов съемочной группы?" Высказывается предположение, что играющий Макова немецкий артист Мориц Бляйбтрой просто не понял сценария из-за своего плохого французского. Вряд ли это оправдание применимо к диве Катрин Денев, чье участие в проекте выглядит отягчающим обстоятельством, и к играющей главную роль Монике Беллуччи, чье ПМЖ -- Париж.
Героиня госпожи Беллуччи родом из Киева, что накладывает на актрису новые обязательства. Это вам не итальянку Малену играть: роль почти бессловесная, "ходы туда-сюда", и все дела. Вместо того чтобы привычно демонстрировать свои стати, Монике-Лоре приходится лазать по канализационным люкам, отбиваться от орлов и змей и в упор стрелять по разъяренному медведю. Все эти операции не без удовольствия фиксирует Питер Сушицки, оператор экстра-класса, раньше работавший с Кеном Расселом, а ныне с Дэвидом Кроненбергом. Но и его мастерства не хватает, чтобы стереть гримасу усталой брезгливости с лица Катрин Денев, героини классических триллеров "Отвращение" и "Голод". Последний появился, когда Денев была моложе нынешней Беллуччи, но уже успела озаботиться проблемой вечной молодости и выяснить, что лучший способ приблизиться к ней -- попить чужой крови. Никаких свежих рецептов наука за четверть века не изобрела.
Появлению любой картины можно найти какие-то подобающие объяснения. Например, продюсер решил красиво снять свою жену и вместе со зрителями полюбоваться ею на экране. Или незамужняя актриса задумала подработать на омолаживающие процедуры и подбила режиссера-недотепу на совместную разработку кинопроекта. Не буквально, но одно из подобных объяснений, скорее всего, подходит и к данному случаю. Каждый из участников "Братства камня" понимает, что вляпался в историю. Катрин Денев теряет остатки моложавости, Монике Беллуччи изменяет привычный сексапил, Морис Бляйбтрой невесть с какого переляку прославляет наследивших повсюду российских спецслужбистов. Всем немного стыдно, но в конце концов это неприятное состояние легче пережить, когда позоришься не один, а в братской связке с еще несколькими не самыми последними людьми.
"КоммерсантЪ", 18.07.2007