Открытое письмо коллег матери школьника, осужденного за нападение на учителя
25 декабря прошлого года завершилась наконец история, длившаяся несколько месяцев и получившая широкий общественный резонанс: семнадцатилетний выпускник обычной иркутской школы набросился с ножом на учительницу, с которой «был в конфликте», и нанёс ей несколько тяжёлых ранений, поставив жизнь пожилой женщины под угрозу.
25 декабря прошлого года завершилась наконец история, длившаяся несколько месяцев и получившая широкий общественный резонанс: семнадцатилетний выпускник обычной иркутской школы набросился с ножом на учительницу, с которой «был в конфликте», и нанёс ей несколько тяжёлых ранений, поставив жизнь пожилой женщины под угрозу.
Приговор суда - 4 года в колонии общего режима - большинство причастных к этой драматической истории или узнавших о ней из средств массовой информации считают справедливым и поддерживают его. Но есть и другая точка зрения на ситуацию, едва не закончившуюся смертью преподавательницы. Редакция считает, что иное мнение тоже имеет право голоса. А потому публикует Открытое письмо преподавателей и сотрудников Иркутского государственного педагогического университета учителю физики МОУ СОШ N57 города Иркутска Фисенко Ларисе Валентиновне
25 декабря 2007 г. был оглашён приговор о нападении на вас ученика... Завершилась история, продолжавшаяся восемь месяцев. Вы удовлетворены приговором: четыре года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Мы, коллеги мамы ученика, считаем это наказание чрезмерно суровым. Мама Жени и мы всё это время хранили молчание, никоим образом не вмешивались в судебное разбирательство. Вы же на протяжении восьми месяцев дали большое количество интервью как центральным, так и местным СМИ, стали героиней передач центрального телевидения. Теперь мы считаем себя вправе изложить свой взгляд на некоторые ваши заявления.
Вы даже не заметили, что поставили под сомнение труд всего педагогического коллектива школы № 57, заявив, что учителя ставили Жене оценки «за обаяние», а вы - единственная, кто стал у него на пути лёгкого получения оценок. На суде же выступала учительница математики Ольга Филипповна Романенко, которая готовила Жене индивидуальные задания и ставила ему заслуженные тройки. Вот это и есть личностно-ориентированный подход к ученикам, о котором сейчас так много говорят педагоги. Но применять, к сожалению, умеют не все.
Вы поставили под сомнение также и труд педагогов Всероссийского молодёжного лагеря отдыха «Океан» во Владивостоке, откуда Женя привёз четвёрки по физике и сказал, что физика - тоже интересный предмет. Эти оценки, по мнению директора школы Владимира Яковлевича Павлова, позволяли бы Жене получить тройку по физике за год. Вы почему-то заявили, что не видели этих оценок, хотя все учителя, и в том числе ваша подруга Маргазова А. В., выставили ему оценки из этой ведомости. Почему же вы не увидели её, может быть, не хотели, а может быть, засомневались в профессионализме и педагогов г. Владивостока? «Океан» - один из лучших молодёжных лагерей страны. Вожатыми туда направляются лучшие студенты: отличники, активисты, работающие в педагогических отрядах своих вузов. Мы гордимся тем, что там работали и, надеемся, будут работать студенты нашего вуза. Там работают опытные и умелые педагоги.
Вы с гордостью заявляете, что вы - человек старого, строгого воспитания, поэтому считаете необходимым так же строго спрашивать и со своих учеников. Но многие из нас тоже из того времени. У нас у всех старое, строгое воспитание. Однако сейчас мы живём в другой стране, в другом обществе, и мы стараемся учитывать эти обстоятельства, действовать в интересах студентов. Большинство наших педагогов исповедуют принцип: если мы ставим двойки, то мы ставим их самим себе, значит, не научили, не заинтересовали, отнеслись предвзято, и надо искать причину прежде всего в самом себе.
В одном из опубликованных интервью вы рассказывали, как отец Жени, которому вы рассказали о поведении сына, на ваших глазах стал избивать его, и вы вынуждены были защищать мальчика! И это вы сказали о скромном, добром человеке, который до сих пор признаётся своей жене в любви, а после случившегося поседел за одну ночь!
Кстати говоря, это было единственное упоминание об отце. В основном же потоки грязи лились на маму. Иногда даже у нас возникало впечатление, что Женя растёт в неполной семье. В другом интервью вы говорили: «Мама Жени ни разу не взглянула мне в глаза, и я думаю, что это не стыд, это, скорее всего, человеческая пустота». В газете «Комсомольская правда» от 14 сентября 2007 г. написано: «Меня просто вытащили с того света...», но здесь же: «Женщина 11 дней лежала в областной больнице, там ей сделали операцию». С того света за 11 дней? В этой же газете вы пишете: «Ему стоило выучить урок, и я бы поставила ему тройку. Пришёл бы ко мне с мамой и сдал зачёт...» Так вам нужна была его мама или знания ученика по вашему предмету? И ниже: «Кстати, сдавать «хвосты» по физике Женя ходил всегда с родителями»! А 13 июня 2007 г. в программе А. Малахова «Пусть говорят» вы заявили, что с января не видели родителей в школе.
А нам непонятно: где и в чём Вера Андреевна перешла вам дорогу? Мы работаем с ней не один год. В нашем коллективе она пользуется заслуженным уважением. Спокойная, уравновешенная, очень работоспособная, она управляется одна, без секретарей, с коллективом студентов-заочников в 500 человек, среди которых много учителей. И ни одной жалобы!
Подводя итог сказанному, мы говорим вам, Лариса Валентиновна, что мы, конечно же, не одобряем поступок Жени, но считаем, что вашей вины в этой трагедии не меньше. Мы считаем, что, не сумев урегулировать конфликт с учеником, вы расписались в своей профессиональной непригодности. И разве нужно ждать, пока какой-нибудь ребёнок, доведённый до отчаяния излишней принципиальностью и придирчивостью педагога-непрофессионала, сведёт счёты с жизнью?
Доктор исторических наук, профессор Н.Е. ЕДИНАРХОВА
Зав. кафедрой истории России профессор Л.В. ЗАНДАНОВА
Зав. кафедрой профессор В.В. ЕСИПОВ
Профессор Т.И. ЛУКИНЫХ
Профессор З.И. РАБЕЦКАЯ
Всего 42 подписи