"Эксперт Online" о конфликте кемеровской обладминистрации и "Южного Кузбасса": Купленный город
25 Янв 2008, 12:08
Администрация Кемеровской области сегодня открыто выступила против угольной компании «Южный Кузбасс», которая входит в состав стальной группы «Мечел». Поводом стала непростая ситуация, сложившаяся в небольшом городе Мыски, в котором эта компания владеет разрезом «Сибиргинский».
Как сообщила сегодня пресс-служба администрации Кузбасса, Мыски остаются единственным муниципальным образованием в регионе, в котором до сих пор не принят бюджет на 2008 год. Причем эта ситуация повторяется уже несколько лет подряд. Власти региона заявили открыто: депутаты горсовета Мысок действуют в интересах компании «Южный Кузбасс», а не жителей города.
Специалисты областного Главного финансового управления считают, что тяжелая ситуация в Мысках сложилась из-за нежелания большинства депутатов горсовета во главе с Владимиром Антипиным защищать интересы рядовых мысковчан. «В результате в Мысках ставится под вопрос выполнение решений президента РФ В.В. Путина о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы с 1 февраля на 14%», – сообщается в релизе. Кроме того, из-за решений депутатов горсовета городская казна недобирает налогов на десятки миллионов рублей. Так, в Мысках действует самый низкий налог на землю. В результате в 2007 году местный бюджет потерял, по оценкам специалистов, 30 млн рублей. Примерно такие же потери ожидаются и в нынешнем году.
«С чем это связано, понять нетрудно, так как депутаты горсовета прошли в совет при поддержке угольной компании „Южный Кузбасс”, собственником которой является И.В. Зюзин. Как известно, владелец компании входит в список долларовых миллиардеров, которых журнал „Форбс” выделил как самых богатых людей планеты. Крупным предприятием в Мысках является разрез „Сибиргинский”, входящий в состав „Южного Кузбасса”. Именно этот разрез является главным разрушителем экологии и земель в городе, именно для него, а значит, для его владельцев, и стараются депутаты с установлением низких ставок», – продолжают наступление чиновники. «Здесь интересы народных избранников и населения города расходятся. О чем не раз поступали жалобы из Мысков в администрацию области. Люди предлагают депутатам полностью перейти на работу в угольную компанию „Южный Кузбасс”, интересы которой они так явно защищают. Кстати, зарплата на разрезе „Сибиргинский” далеко не самая высокая среди угольных предприятий области. В последнее время она не поднимается. Горняки разреза обращались в областную администрацию с просьбой оказать давление на собственников, чтобы им повысили заработную плату. Эту жалобу администрация области передавала на рассмотрение в городской совет Мысков. Никакой реакции от депутатов не последовало», – сообщается в релизе.
В связи с таким положением дел в городе в областной администрации решено создать специальную комиссию для решения проблемы с принятием городского бюджета «в интересах населения Мысков».
В стальной группе «Мечел» отказались комментировать конфликтную ситуацию, телефоны пресс-службы «Южного Кузбасса» не отвечали.
Тем не менее агрессивный тон администрации Кемеровской области в отношении угольной компании «Южный Кузбасс» вполне логичен. Игорь Зюзин, в отличие от других олигархов, никогда не пытался стать очень большим другом губернатора Амана Тулеева. Отношения с главой региона у предпринимателя всегда складывались в официально-прохладном стиле. Для Тулеева, привыкшего выстраивать «подконтрольные» отношения с крупным бизнесом (путем подписания объемных соглашений о социально-экономическом партнерстве, в которых устанавливаются и различные «социальные» инвестиции и отчисления на реализацию национальных проектов), Зюзин оставался выскочкой. Кроме того, глава стальной группы «Мечел» открыто поддерживал региональное отделение СПС, что также не могло устраивать губернатора – члена «Единой России».
«Наезд» на депутатский корпус в этой связи – лишь верхняя часть айсберга. Мыски действительно остаются чуть ли не единственным городом в Кузбассе, в котором местные депутаты контролируются не губернатором, а другими силами. Такая ситуация не может устраивать Тулеева, привыкшего держать в кулаке всю политическую жизнь в своем регионе. Еще одной причиной столь резкого по тону пресс-релиза может быть отказ Зюзина финансировать какие-либо социальные или иные проекты, предложенные губернатором области. Как рассказал «Эксперту Online» один из топ-менеджеров местной промышленной компании, попросивший об анонимности, «ни для кого не секрет, что администрация области систематически выдвигает требования как к среднему, так и крупному бизнесу о финансировании различных мероприятий. Нас обязывают поднять зарплату, абсолютно не интересуясь экономическими реалиями предприятия. Нам говорят: „В регионе должна быть стабильность. Обеспечивайте ее”. Крупный бизнес, а это угольные и металлургические предприятия, обязан постоянно формировать социальный фон в регионе: вкладывать деньги в программы под эгидой губернатора, финансировать городские мероприятия. И не дай бог отказаться или пойти против местной власти». Дружить действительно научились все: Evraz Group, УК «Распадская», «Кузбассразрезуголь», «Белон». «Южный Кузбасс», по всей видимости, от чего-то отказался и, как видно, был наказан.
Есть еще одна подводная часть конфликта, скрытая очень глубоко. Как известно, после того как Evraz Group в прошлом году консолидировала под своим управлением полный пакет акций «Южкузбассугля», было решено объединить эту угольную компанию с «Распадской», где холдингу Романа Абрамовича принадлежит 40%. Нынешний управляющий «Южкузбассуглем» и совладец «Распадской» Геннадий Козовой является давним недругом Игоря Зюзина. Как известно, свою угольную карьеру Зюзин начинал именно на «Распадской», которую помогал акционировать и с которой в начале 1990−х был вынужден уйти именно из-за конфликта с Козовым. Он ушел на обогатительную фабрику «Кузбасская»: она перерабатывала почти весь уголь с шахты Козового. Параллельно Зюзин начал создавать компанию «Южный Кузбасс», консолидируя в ней различные активы. Конфликтовать два менеджера продолжали и здесь, причем в их споры приходилось вмешиваться и Тулееву, который неизменно вставал на строну Козового. Так, однаждый ЦОФ «Кузбасская» прекратила прием угля с «Распадской». Глава Кемеровской области тогда не остался в стороне и заявил, что такие антигосударственные действия наносят прямой ущерб российской экономике, и если стороны не достигнут компромисса и не прекратят вовлекать в конфликт трудовые коллективы, то он будет вынужден поставить вопрос о пересмотре результатов приватизации и о смене собственника. Угроза Тулеева тогда возымела действие — фабрика стала принимать уголь на переработку. По мнению местных наблюдателей, впереди Кемеровскую область ожидает борьба за шахты и разрезы. А активы, которые входят в состав «Южного Кузбасса» (прежде всего три разреза в Междуреченске – Красногорский Томусинский и Ольжерасский, а также «Сибиргинский» в Мысках), достаточно привлекательны для игроков местного рынка. Общеизвестно, что за счет давления со стороны администрации области нелояльный собственник может в конце концов потерять свои активы, предпочтя продать их более лояльной компании.
К примеру, в прошлом году так случилось с владельцем Новолипецкого металлургического комбината Владимиром Лисиным. За год до этого НЛМК в довесок к «Алтай-коксу» (крайне выгодному для себя активу) получил убыточный и устаревший «Прокопьевскуголь» – градообразующее предприятие Прокопьевска. Губернатор Аман Тулеев открыто обвинял Лисина в том, что тот не вкладывает в развитие предприятия необходимые средства и ставит под угрозу социальную стабильность в Прокопьевске. В итоге владелец НЛМК предпочел сбросить с себя ненужный угольный «груз», продав его за 1 доллар администрации города. После чего мэрия за ту же символическую сумму отдала большую часть активов «Прокопьевскугля» кемеровскому холдингу «Сибирский деловой союз». Правда, в ситуации с Лисиным есть одно «но» – владелец НЛМК не сильно был заинтересован в шахтах Прокопьевска, потому и предпочел потерять деньги, но уйти из региона. Что на самом деле стоит за «наездом» на Игоря Зюзина, пока неясно. Но первый «выстрел» со стороны администрации области вряд ли станет последним.
В группе «Мечел» консолидированы контрольные пакеты акций ОАО «Челябинский металлургический комбинат», «Ижстали», Белорецкого металлургического комбината, Уральской кузницы, Вяртсильского метизного завода, Коршуновского ГОКа, «Южуралникеля», румынских предприятий Mechel Targoviste и Mechel Campia Turzii, литовского завода Mechel Nemunas, Московского коксогазового завода, Братского завода ферросплавов, «Кузбассэнергосбыта», а также 96,7% акций угольной компании «Южный Кузбасс». В октябре прошлого года «Мечел» за 2,33 млрд долларов приобрел 75% минус 1 акция компании «Якутуголь» и довел свою долю до 100%, а также купил 68,86% акций компании «Эльгауголь». Крупнейшим бенефициаром компании является ее генеральный директор Игорь Зюзин.
Александр Попов, Денис Измайлов, «Эксперт Online», 24 января 2008
Администрация Кемеровской области сегодня открыто выступила против угольной компании «Южный Кузбасс», которая входит в состав стальной группы «Мечел». Поводом стала непростая ситуация, сложившаяся в небольшом городе Мыски, в котором эта компания владеет разрезом «Сибиргинский».
Как сообщила сегодня пресс-служба администрации Кузбасса, Мыски остаются единственным муниципальным образованием в регионе, в котором до сих пор не принят бюджет на 2008 год. Причем эта ситуация повторяется уже несколько лет подряд. Власти региона заявили открыто: депутаты горсовета Мысок действуют в интересах компании «Южный Кузбасс», а не жителей города.
Специалисты областного Главного финансового управления считают, что тяжелая ситуация в Мысках сложилась из-за нежелания большинства депутатов горсовета во главе с Владимиром Антипиным защищать интересы рядовых мысковчан. «В результате в Мысках ставится под вопрос выполнение решений президента РФ В.В. Путина о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы с 1 февраля на 14%», – сообщается в релизе. Кроме того, из-за решений депутатов горсовета городская казна недобирает налогов на десятки миллионов рублей. Так, в Мысках действует самый низкий налог на землю. В результате в 2007 году местный бюджет потерял, по оценкам специалистов, 30 млн рублей. Примерно такие же потери ожидаются и в нынешнем году.
«С чем это связано, понять нетрудно, так как депутаты горсовета прошли в совет при поддержке угольной компании „Южный Кузбасс”, собственником которой является И.В. Зюзин. Как известно, владелец компании входит в список долларовых миллиардеров, которых журнал „Форбс” выделил как самых богатых людей планеты. Крупным предприятием в Мысках является разрез „Сибиргинский”, входящий в состав „Южного Кузбасса”. Именно этот разрез является главным разрушителем экологии и земель в городе, именно для него, а значит, для его владельцев, и стараются депутаты с установлением низких ставок», – продолжают наступление чиновники. «Здесь интересы народных избранников и населения города расходятся. О чем не раз поступали жалобы из Мысков в администрацию области. Люди предлагают депутатам полностью перейти на работу в угольную компанию „Южный Кузбасс”, интересы которой они так явно защищают. Кстати, зарплата на разрезе „Сибиргинский” далеко не самая высокая среди угольных предприятий области. В последнее время она не поднимается. Горняки разреза обращались в областную администрацию с просьбой оказать давление на собственников, чтобы им повысили заработную плату. Эту жалобу администрация области передавала на рассмотрение в городской совет Мысков. Никакой реакции от депутатов не последовало», – сообщается в релизе.
В связи с таким положением дел в городе в областной администрации решено создать специальную комиссию для решения проблемы с принятием городского бюджета «в интересах населения Мысков».
В стальной группе «Мечел» отказались комментировать конфликтную ситуацию, телефоны пресс-службы «Южного Кузбасса» не отвечали.
Тем не менее агрессивный тон администрации Кемеровской области в отношении угольной компании «Южный Кузбасс» вполне логичен. Игорь Зюзин, в отличие от других олигархов, никогда не пытался стать очень большим другом губернатора Амана Тулеева. Отношения с главой региона у предпринимателя всегда складывались в официально-прохладном стиле. Для Тулеева, привыкшего выстраивать «подконтрольные» отношения с крупным бизнесом (путем подписания объемных соглашений о социально-экономическом партнерстве, в которых устанавливаются и различные «социальные» инвестиции и отчисления на реализацию национальных проектов), Зюзин оставался выскочкой. Кроме того, глава стальной группы «Мечел» открыто поддерживал региональное отделение СПС, что также не могло устраивать губернатора – члена «Единой России».
«Наезд» на депутатский корпус в этой связи – лишь верхняя часть айсберга. Мыски действительно остаются чуть ли не единственным городом в Кузбассе, в котором местные депутаты контролируются не губернатором, а другими силами. Такая ситуация не может устраивать Тулеева, привыкшего держать в кулаке всю политическую жизнь в своем регионе. Еще одной причиной столь резкого по тону пресс-релиза может быть отказ Зюзина финансировать какие-либо социальные или иные проекты, предложенные губернатором области. Как рассказал «Эксперту Online» один из топ-менеджеров местной промышленной компании, попросивший об анонимности, «ни для кого не секрет, что администрация области систематически выдвигает требования как к среднему, так и крупному бизнесу о финансировании различных мероприятий. Нас обязывают поднять зарплату, абсолютно не интересуясь экономическими реалиями предприятия. Нам говорят: „В регионе должна быть стабильность. Обеспечивайте ее”. Крупный бизнес, а это угольные и металлургические предприятия, обязан постоянно формировать социальный фон в регионе: вкладывать деньги в программы под эгидой губернатора, финансировать городские мероприятия. И не дай бог отказаться или пойти против местной власти». Дружить действительно научились все: Evraz Group, УК «Распадская», «Кузбассразрезуголь», «Белон». «Южный Кузбасс», по всей видимости, от чего-то отказался и, как видно, был наказан.
Есть еще одна подводная часть конфликта, скрытая очень глубоко. Как известно, после того как Evraz Group в прошлом году консолидировала под своим управлением полный пакет акций «Южкузбассугля», было решено объединить эту угольную компанию с «Распадской», где холдингу Романа Абрамовича принадлежит 40%. Нынешний управляющий «Южкузбассуглем» и совладец «Распадской» Геннадий Козовой является давним недругом Игоря Зюзина. Как известно, свою угольную карьеру Зюзин начинал именно на «Распадской», которую помогал акционировать и с которой в начале 1990−х был вынужден уйти именно из-за конфликта с Козовым. Он ушел на обогатительную фабрику «Кузбасская»: она перерабатывала почти весь уголь с шахты Козового. Параллельно Зюзин начал создавать компанию «Южный Кузбасс», консолидируя в ней различные активы. Конфликтовать два менеджера продолжали и здесь, причем в их споры приходилось вмешиваться и Тулееву, который неизменно вставал на строну Козового. Так, однаждый ЦОФ «Кузбасская» прекратила прием угля с «Распадской». Глава Кемеровской области тогда не остался в стороне и заявил, что такие антигосударственные действия наносят прямой ущерб российской экономике, и если стороны не достигнут компромисса и не прекратят вовлекать в конфликт трудовые коллективы, то он будет вынужден поставить вопрос о пересмотре результатов приватизации и о смене собственника. Угроза Тулеева тогда возымела действие — фабрика стала принимать уголь на переработку. По мнению местных наблюдателей, впереди Кемеровскую область ожидает борьба за шахты и разрезы. А активы, которые входят в состав «Южного Кузбасса» (прежде всего три разреза в Междуреченске – Красногорский Томусинский и Ольжерасский, а также «Сибиргинский» в Мысках), достаточно привлекательны для игроков местного рынка. Общеизвестно, что за счет давления со стороны администрации области нелояльный собственник может в конце концов потерять свои активы, предпочтя продать их более лояльной компании.
К примеру, в прошлом году так случилось с владельцем Новолипецкого металлургического комбината Владимиром Лисиным. За год до этого НЛМК в довесок к «Алтай-коксу» (крайне выгодному для себя активу) получил убыточный и устаревший «Прокопьевскуголь» – градообразующее предприятие Прокопьевска. Губернатор Аман Тулеев открыто обвинял Лисина в том, что тот не вкладывает в развитие предприятия необходимые средства и ставит под угрозу социальную стабильность в Прокопьевске. В итоге владелец НЛМК предпочел сбросить с себя ненужный угольный «груз», продав его за 1 доллар администрации города. После чего мэрия за ту же символическую сумму отдала большую часть активов «Прокопьевскугля» кемеровскому холдингу «Сибирский деловой союз». Правда, в ситуации с Лисиным есть одно «но» – владелец НЛМК не сильно был заинтересован в шахтах Прокопьевска, потому и предпочел потерять деньги, но уйти из региона. Что на самом деле стоит за «наездом» на Игоря Зюзина, пока неясно. Но первый «выстрел» со стороны администрации области вряд ли станет последним.
В группе «Мечел» консолидированы контрольные пакеты акций ОАО «Челябинский металлургический комбинат», «Ижстали», Белорецкого металлургического комбината, Уральской кузницы, Вяртсильского метизного завода, Коршуновского ГОКа, «Южуралникеля», румынских предприятий Mechel Targoviste и Mechel Campia Turzii, литовского завода Mechel Nemunas, Московского коксогазового завода, Братского завода ферросплавов, «Кузбассэнергосбыта», а также 96,7% акций угольной компании «Южный Кузбасс». В октябре прошлого года «Мечел» за 2,33 млрд долларов приобрел 75% минус 1 акция компании «Якутуголь» и довел свою долю до 100%, а также купил 68,86% акций компании «Эльгауголь». Крупнейшим бенефициаром компании является ее генеральный директор Игорь Зюзин.
Александр Попов, Денис Измайлов, «Эксперт Online», 24 января 2008
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522