Независимая газета: "Горячие блины и бесплатные глюкометры"
В борьбе за рекордную явку все методы оказались хороши
В борьбе за рекордную явку все методы оказались хороши
Президентская кампания по правилам игры в точности повторила думскую. Данные наблюдателей свидетельствуют, что высокий показатель явки обеспечивался масштабными нарушениями на участках в день голосования.
Пожалуй, самым распространенным нарушением стал вброс бюллетеней. В московском районе Печатники независимый наблюдатель Роман Удот до открытия участка обнаружил стопки этих документов в урнах. При осмотре листов выяснилось, что в каждом из них была проставлена галочка напротив фамилии «Медведев». Приехала милиция, и дотошному наблюдателю пообещали, что бюллетени будут признаны недействительными. На одном из участков в Орловской области коммунисты задержали женщину с пачкой бюллетеней, «отданных» за кандидата Медведева. Судя по данным наблюдателей от КПРФ, работники комиссий заранее располагали сведениями о людях, регулярно пропускающих выборы, и ближе к концу дня вбрасывали бюллетени, расписываясь за них. Скандальный случай произошел в Новосибирске, где во время съемки телесюжета о ходе выборов жительница города обнаружила, что за нее и ее мать кто-то расписался в списке избирателей.
По понятным причинам начальство участковых комиссий не желало иметь дела с наблюдателями. Те наблюдатели, которые все-таки попадали в места голосования, сталкивались с новыми ограничениями – им не давали свободно перемещаться по территории, не разрешали присутствовать при любых операциях с урнами, не выдавали на руки копии протоколов. Малейшее неповиновение грозило выдворением, как это произошло в Уфе, где наблюдателя удалили лишь за одно замечание о том, что списки не пронумерованы. Аналогичная судьба постигла и журналистов. В подмосковных Химках милиция избила корреспондента газеты «Вперед», который при голосовании попытался забрать бюллетень с собой.
Тайна голосования нарушалась повсеместно. Руководителей предприятий, больниц и школ обязали организовать голосование подчиненных с заранее установленными формами контроля. В Астраханской области учителей, врачей, работников предприятий обязали взять открепительные удостоверения и проголосовать в избирательных комиссиях, в состав которых вошло руководство предприятий. В Алтайском крае состоялось массовое волеизъявление рабочих, которые, опуская бюллетени в урну, вначале показывали наблюдателю от «Единой России», за кого они голосовали. Зафиксирован также случай выдачи участковыми комиссиями талонов с отметкой, которыми впоследствии можно было отчитаться перед начальством. Что касается открепительных удостоверений, то ситуация ничем не отличалась от той, что наблюдалась на парламентских выборах. Наблюдатель московского участка № 2231 сообщил, что более 30% избирателей проголосовали по открепительным удостоверениям. Проголосовать разрешали не только по открепительным. К примеру, на железнодорожном вокзале города Сочи наблюдалось повальное голосование по проездным билетам.
Впрочем, нельзя сказать, что процедура голосования доставляла электорату одни только негативные эмоции. На подкуп и различного рода «заманиловку» власти не скупились. Голосующих баловали талонами на скидки и конфетами, предлагали поучаствовать в розыгрыше ценных призов. В Новороссийске пенсионерам, возжелавшим голосовать на дому, подвозили не только бюллетени, но и горячие блины. Студентов привлекали «халявными» проездными на март. В Смоленской области больным диабетом обещали выдать бесплатные глюкометры.
Все вышеописанные нарушения были зафиксированы наблюдателями от КПРФ, «Яблока» и правозащитных организаций. В воскресенье лидер КПРФ Геннадий Зюганов сообщил, что президентские выборы сопровождались «гораздо большим объемом нарушений, чем на думских выборах». Однако имеющихся доказательств явно недостаточно, чтобы поставить под сомнение итоги кампании. Можно также не сомневаться, что данные независимых наблюдателей произведут слабое впечатление на Центризбирком. В ЦИК корреспонденту «НГ» сообщили, что жалобы должны быть приложены к протоколам, которые пока в ЦИК, естественно, не поступали. И, по словам члена ЦИКа Майи НоваГришиной, все нарушения будут рассмотрены и, если данные подтвердятся, виновные понесут административное или уголовное наказание.