Губернатор Алтайского края Александр Карлин: "Оптимизм у нас есть"
Исторически сложилось, что Алтайский край был сельскохозяйственным регионом. Между тем не секрет, что сельское хозяйство - мягко говоря, не самая рентабельная отрасль. Краевые власти пытаются переломить ситуацию, модернизируя АПК, а также стимулируя развитие промышленного производства. Новое направление - туризм - сулит большие выгоды и может вытянуть регион из положения дотационного. О перспективах развития региона - беседа с губернатором Алтайского края Александром Карлиным.
Исторически сложилось, что Алтайский край был сельскохозяйственным регионом. Между тем не секрет, что сельское хозяйство - мягко говоря, не самая рентабельная отрасль. Краевые власти пытаются переломить ситуацию, модернизируя АПК, а также стимулируя развитие промышленного производства. Новое направление - туризм - сулит большие выгоды и может вытянуть регион из положения дотационного. О перспективах развития региона - беседа с губернатором Алтайского края Александром Карлиным.
вопрос: Александр Богданович, что сейчас делают краевые власти для повышения эффективности АПК?
ответ: Есть два фактора. Первый - повышение объемов производимой продукции. У нас в 2007 году, к примеру, самый большой урожай зерновых - 5,1 млн тонн. В 2006 году, для сравнения, мы собрали 3,7 млн тонн, а в 2005 - 3,2 млн тонн. Второй фактор - улучшение технической базы. В конце 2005 - начале 2006 года мы приняли целый пакет программ по поддержке сельского хозяйства. Например, в рамках программы технического перевооружения сельхозпроизводители могут получать субсидии на приобретение новой техники в размере 10 - 20% от ее стоимости, и это невозвратные деньги. При этом получатель субсидий может претендовать и на лизинг: работают лизинговые схемы как с вовлечением федеральной системы Росагролизинга, так и краевая лизинговая программа.
Для сравнения, в 2005 году, когда программы еще, фактически, не работали, во всем крае было закуплено сельхозтехники на 750 млн рублей. В 2006 - уже на
1,5 млрд. А в 2007 - на 3,5 млрд. Кроме того, фермеры получают субсидии в рамках программы по поддержке малого бизнеса.
в: По каким критериям определяете кому помогать?
о: Решения о распределении средств принимают специальные комиссии, публично и транспарентно, как сейчас принято говорить. Закупаем, конечно, не всякую технику, а ту, что считаем актуальной в данный период. Например, в прошлом году в программу техперево¬оружения мы включали, главным образом, технику по кормопроизводству и кормоприготовлению. Мы поддерживаем и те хозяйства, которые выращивают сахарную свеклу, ведь в Сибири и на Дальнем Востоке ее производят только у нас. При этом у нас показатели рентабельности по сахарной свекле - от 50%. Мы поддерживаем всех, кто эффективно работает. У нас ведь практически каждый 4¬й гектар земли - у фермеров. В 2006 году они произвели 1 млн тонн зерна - такого показателя нет ни в одном субъекте федерации.
Алтай был и остается житницей. Около половины производимой муки и всевозможных круп вывозится из края, объем вывоза молока и молочных продуктов в этом году превысил 16%.
в: Национальный проект "Развитие АПК" - что он дал региону?
о: Вот вы сейчас скажете, что я лирикой занимаюсь, но я все¬-таки скажу: он дал надежду. Лет 15 основные фонды в сельском хозяйстве не обновлялись. В животноводстве - точно. И надо видеть глаза людей, которые приходят и смотрят на современную технику. Мы в 2007 году только новых зерновых комбайнов купили более 500 штук. А в прошлые годы покупали всего-¬то 50¬60 единиц. Ведь почему на Руси недолго живут мужики? Они работали на технике - и частично продолжают работать, - которая человека просто убивает. Вы представляете этот гусеничный трактор? Продуваемая, промерзаемая консервная банка, в которой летом человек пропадает от жары, а в минусовую температуру у него руки прилипают к металлу, там пыль, грязь, грохот, вибрация, которая разрушает организм человека. А что такое современная техника? В кабине - кондиционер и бортовой компьютер.
Похожая ситуация и в животноводстве. Мы недавно сдали новую ферму в Усть¬Пристанском районе. Там такая техника стоит, что доярке даже не надо мыть доильный аппарат: она его подсоединяет к сети и нажатием одной кнопки аппарат промывается в трех режимах с использованием специальных чистящих средств. Мы постарались распределить поддержку равномерно по территории, чтобы везде дать людям эти маячки надежды. В результате, знаете, даже больше молодежи остается в тех районах, куда пришла техника.
в: У вас около трети налоговых поступлений в бюджет - от промышленных предприятий. Но известно, что большая часть из них - достаточно старые производства, эвакуированные на территорию края еще во времена Великой Отечественной войны. Как они модернизируются?
о: На Алтае действительно оказалось сконцентрировано большое количество предприятий оборонной промышленности, причем таких подотраслей, конверсировать которые очень сложно - найти свою нишу на рынке удалось далеко не всем. Хотя те, кому удалось удержаться на плаву - это высокотехнологичные производства, которые успешно конкурируют как на внутрироссийском, так и на внешнем рынках. У нас в Бийске есть очень интересное предприятие, ЗАО "Эвалар": там стали заниматься фармацевтикой, граничащей с косметологией. Их биологически активные добавки чуть ли не каждый день рекламируют по федеральным каналам.
С другой стороны, у нас исторически развито и машиностроение, но опять же, с тяжелой судьбой - сельскохозяйственное. За пореформенные годы оно очень сильно просело. Развивается тракторный завод, мы пытаемся сейчас наладить производство тракторов нового поколения. Конечно, эта отрасль - далеко не та, которую мы имели несколько десятков лет назад. Но я убежден, что мы, выводя из кризиса сельское хозяй¬ство, подтянем и сельхозмашиностроение. Наши сельхозпроизводители уже начали покупать новую технику, и я уверен, что мы сможем дать им достойную отечественную продукцию. Мы уже сейчас говорим о создании машиностроительных холдингов, заинтересованность у инвесторов есть. Вероятно, это будет некое частно- государственное партнерство.
в: Всего семи регионам страны удалось отстоять право открытия особой экономической зоны туристско-¬рекреационного типа, вам - в том числе. Какой будет ваша ОЭЗ "Бирюзовая Катунь"?
о: Первоначальный вариант концепции разрабатывали наши специалисты, а деталями занималась сторонняя иностранная компания. Нам греет душу, что они не отказались от наших идей. Наша зона будет специализироваться на молодежном туризме, с большой спортивной компонентой. Это рафтинг, скалолазание, горнолыжный спорт, спелеология, археология, конный спорт. Уже построена горнолыжная трасса, подъемник, действуют несколько объектов для размещения туристов. Есть уникальный объект пляжного туризма: рядом с горной рекой, где вода ледяная, устроен водоем, куда весной попадает горная вода и прогревается до 23 градусов. Планируется построить 10 гостиниц в среднем на 200 номеров каждая, а также молодежная гостиница и коттеджи. Хотя постройки будут в деревенском стиле, проживание там будет отвечать самым высоким стандартам. В общей сложности предусмотрено пять типов размещения: отель в горах, спа¬ и велнес-гостиница, семейный отель, молодежная гостиница и бунгало. На плато будут построены два отеля на 400 номеров для горнолыжников. Мы рассчитываем, что стоимость услуг будет в достаточно широкой ценовой амплитуде. Конкурировать с Ибицей мы не собираемся. С соседней республикой Алтай - тоже. Хотим гармонично сочетать наши возможности. Насколько я знаю, их ОЭЗ предназначена для более спокойного семейного отдыха.
в: Сколько рабочих мест там будет создано?
о: На первом этапе - 7 тыс. рабочих мест. Ожидается, что создание ОЭЗ сократит уровень безработицы в крае в 7 раз, поток туристов увеличится до 1100 тыс. человек в год.
в: Откуда инвестиции?
о: У нас есть не только заявки на инвестирование, но уже ведется конкретная работа. Инвесторы - крупные российские и иностранные компании. Строительство объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и других инфраструктур будет осуществляться за счет бюджета: чуть более 94% - из федерального бюджета, 4,1% - из бюджета Алтайского края, а 1,1% - из средств Алтайского района Алтайского края. Мы свою часть инвестиций уже вносим, речь идет о десятках миллионов рублей. Частные инвестиции уже составили 250 млн рублей.
в: Бийск входит в десятку российских наукоградов. С момента получения этого статуса прошло два года. Что дал официальный статус городу?
о: К сожалению, решение о присвоении статуса было принято в ноябре 2005 года, когда бюджет на 2006 год был уже сверстан. 2007 год - первый, когда город получил бюджетные ресурсы. Было выделено чуть более 300 млн руб. из федерального бюджета и примерно столько же город получит в нынешнем году. Там изменилось очень многое: отремонтированы дороги, реконструированы и построены новые объекты социальной инфраструктуры. Бийск просто меняется на глазах, он начинает оживать. Там, например, создается бизнес¬инкубатор, появляются интересные проекты в области новых технологий. Мы рассматриваем Бийск как базу для создания фармацевтического кластера.
в: При этом Алтайский край остается дотационным?
о: Да, причем высокодотационным. Но постепенно ситуация меняется. В 1998-1999 гг. мы получали из федерального бюджета 65% средств. В 2006 году был исторический сдвиг: собственных средств мы впервые за пореформенное время заработали больше, чем получили из федерального бюджета - 51,5%. 2007 год должен вывести этот показатель на уровень 54%. Мы приняли бюджетную "трехлетку" и по завершению 2010 года предполагаем, что наша доля в консолидированном бюджете вырастет до 64%. Я не устаю говорить нашему бизнес-сообществу и населению, что чем больше мы будем работать сами, наполнять собственными доходами бюджет, тем больше сможем тратить на подъем экономики и социальной сферы. Ложиться и стенать - метод непродуктивный. Продуктивный - стиснуть зубы и идти вперед. Оптимизм у нас есть.
И это, уверяю вас, не шапкозакидательство.
Виктор Петров, "Известия", 29. 04. 2008